2.3. Физкультурно-спортивная направленность

В соответствии с действующим законодательством дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта разделяются на дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

В настоящее время в рамках развития системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта необходимо создать условия для самореализации и спортивного совершенствования спортивно одаренных детей в детско-юношеском спорте, а также для формирования мировоззрения, нравственных идеалов и норм поведения юных спортсменов в соответствии с запросами современного общества.

Выявление таланта и развитие одаренных спортсменов нужно рассматривать как одну из самых насущных в практическом и научном планах проблем современного спорта. Спортивный отбор и спортивная предрасположенность - сложный, многоступенчатый процесс, требующий использования самых современных технологий, педагогического мастерства тренера, медико-биологических, психологических, генетических исследований, цифровых технологий.

Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решать следующие задачи:

создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;

создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;

совершенствование статистических и иных видов отчетно-учетных показателей детско-юношеского спорта;

разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;

повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;

обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;

обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;

развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;

создание условий для полноценного кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;

совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.

Таким образом, для формирования механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, ключевым вопросом является формирование в результате совместной деятельности в области спорта и образования, реализуемой Министерством спорта Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, единого спортивно-образовательного пространства, направленного на развитие детско-юношеского, включая школьный, и студенческого спорта, а также обеспечение преемственности и взаимосвязи всех уровней образования и физической культуры и спорта.

Среди приоритетных направлений физкультурно-спортивной направленности выделяются следующие:

олимпийские, неолимпийские, паралимпийские, сурдлимпийские виды спорта;

спортивно-технические виды спорта и цифровые технологии;

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне (ГТО)";

технологии здорового образа жизни, фитнеса, адаптивной физической культуры и спорта;

школьные и студенческие спортивные клубы, формирование спортивного актива, организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

школьные и студенческие спортивные лиги, организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий;

подготовка спортивного резерва, спортивных сборных команд Российской Федерации, развитие олимпийских видов спорта и т.п.;

формирование креативных компетенций в мире спорта.