Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 сентября 2023 г. N 1614

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы изложить в следующей редакции:

"Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 августа 2017 г. N 996

(в редакции постановления

Правительства Российской Федерации

от 30 сентября 2023 г. N 1614)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

ПАСПОРТ

Федеральной научно-технической программы развития сельского

хозяйства на 2017 - 2030 годы

Наименование Программы

-

Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы

Основание для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства"

Государственный координатор Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ответственные исполнители Программы

-

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Соисполнители мероприятий Программы

-

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие институты развития и организации

Головная научная организация Программы

-

федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"

Цель Программы

-

обеспечение импортозамещения и повышение эффективности производства в сфере агропромышленного комплекса за счет разработки и внедрения отечественных инновационных технологий и достижений, повышения их конкурентоспособности на основе взаимодействия государства, науки и бизнеса для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"

Задачи Программы

-

обеспечение отраслей агропромышленного комплекса актуальными научными разработками и технологиями для повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса согласно требованиям рынка;

формирование условий для взаимодействия бизнес-сообщества и представителей научной деятельности;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих производство семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) (племенных ресурсов) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) (племенных ресурсов) иностранного производства;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих производство высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих диагностику патогенов сельскохозяйственных растений;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих производство пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих производство, переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизу генетического материала;

создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих разработку, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

подготовка кадров для подотраслей сельского хозяйства и привлечение молодых специалистов, ориентированных на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса

Направления реализации Программы

-

создание и внедрение отечественных конкурентоспособных технологий по направлениям:

растениеводство и племенное животноводство;

корма, кормовые добавки для животных и лекарственные средства для ветеринарного применения;

диагностика патогенов сельскохозяйственных растений;

производство пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве;

производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;

контроль качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертиза генетического материала

Срок реализации Программы

-

2017 - 2030 годы

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации";

подпрограмма "Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров";

подпрограмма "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации";

подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород";

подпрограмма "Развитие виноградарства, включая питомниководство";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства технических культур в Российской Федерации";

подпрограмма "Развитие садоводства и питомниководства";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства зерновых культур";

подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства овощных культур";

подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства кукурузы"

Объемы финансирования Программы

-

за счет средств федерального бюджета - 59071047,42 тыс. рублей

(объем бюджетных ассигнований федерального бюджета будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив),

в том числе:

в 2018 году - 1298314,66 тыс. рублей;

в 2019 году - 1180283,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 1397092,88 тыс. рублей;

в 2021 году - 1243428,06 тыс. рублей;

в 2022 году - 3459466,56 тыс. рублей;

в 2023 году - 5345740,15 тыс. рублей;

в 2024 году - 6840470,07 тыс. рублей;

в 2025 году - 6369829,34 тыс. рублей;

в 2026 году - 6387284,44 тыс. рублей;

в 2027 году - 6387284,44 тыс. рублей;

в 2028 году - 6387284,44 тыс. рублей;

в 2029 году - 6387284,44 тыс. рублей;

в 2030 году - 6387284,44 тыс. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 41649205,71 тыс. рублей,

в том числе:

в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 671240,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 610584,12 тыс. рублей;

в 2021 году - 407548,7 тыс. рублей;

в 2022 году - 2237589,8 тыс. рублей;

в 2023 году - 1000000 тыс. рублей;

в 2024 году - 2000000 тыс. рублей;

в 2025 году - 2000000 тыс. рублей;

в 2026 году - 4500000 тыс. рублей;

в 2027 году - 6000000 тыс. рублей;

в 2028 году - 6500000 тыс. рублей;

в 2029 году - 7500000 тыс. рублей;

в 2030 году - 7937793,19 тыс. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Источники финансирования Программы

-

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,

государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации",

государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности",

бюджеты субъектов Российской Федерации,

внебюджетные источники согласно приложению N 3

Целевые индикаторы Программы

-

1. Объем привлеченных инвестиций в рамках реализации Программы:

в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 671240,6 тыс. рублей;

в 2020 году - 610584,12 тыс. рублей;

в 2021 году - 407548,7 тыс. рублей;

в 2022 году - 2237589,8 тыс. рублей;

в 2023 году - 1000000 тыс. рублей;

в 2024 году - 2000000 тыс. рублей;

в 2025 году - 2000000 тыс. рублей;

в 2026 году - 4500000 тыс. рублей;

в 2027 году - 6000000 тыс. рублей;

в 2028 году - 6500000 тыс. рублей;

в 2029 году - 7500000 тыс. рублей;

в 2030 году - 7937793,19 тыс. рублей.

2. Доля использования отечественных селекционных и генетических разработок в общем объеме отраслевого рынка:

а) в растениеводстве:

доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме высева (посадок) семенного материала основных сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации к 2031 году - на уровне не менее 75 процентов, из них:

картофель - 50 процентов;

сахарная свекла - 50 процентов;

зерновые культуры - 91 процент;

масличные культуры - 75 процентов;

кукуруза - 77 процентов;

доля посадочного материала сортов и клонов плодовых и ягодных культур, произведенных на территории Российской Федерации, в общей площади закладки плодовых и ягодных культур на территории Российской Федерации к 2031 году - 85 процентов;

доля виноградных насаждений, заложенных саженцами винограда, произведенными на территории Российской Федерации, в общей площади закладки виноградных насаждений на территории Российской Федерации к 2031 году - 70 процентов;

б) в животноводстве:

доля производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации кроссов мясных кур в целях получения бройлеров к 2031 году - 25 процентов;

доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота мясных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота мясных пород к 2031 году - 99 процентов;

доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота молочных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота молочных пород к 2031 году - 72,1 процента.

3. Общее количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках реализации Программы, и разработанных и (или) улучшенных в рамках реализации Программы отечественных технологий (производства кормов, кормовых добавок, кормления, содержания, селекции племенных животных и пр.) по соответствующим подпрограммам Программы:

в 2024 году - 21 единица;

в 2025 году - 15 единиц;

в 2026 году - 16 единиц;

в 2027 году - 16 единиц;

в 2028 году - 26 единиц;

в 2029 году - 28 единиц;

в 2030 году - 31 единица.

4. Общее количество сотрудников, работающих у заказчиков комплексных научно-технических проектов и участников комплексных научно-технических проектов по специальностям и направлениям подготовки, перечень которых определен государственным координатором Программы по соответствующим подпрограммам Программы, в рамках реализации Программы:

в 2023 году - не менее 100 человек;

в 2024 году - не менее 200 человек;

в 2025 году - не менее 300 человек;

в 2026 году - не менее 300 человек;

в 2027 году - не менее 300 человек;

в 2028 году - не менее 300 человек;

в 2029 году - не менее 300 человек;

в 2030 году - не менее 300 человек

Ожидаемый результат реализации Программы

-

снижение уровня импортозависимости и повышение эффективности производства в сельском хозяйстве Российской Федерации за счет:

увеличения доли семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме высева (посадок) семенного материала сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации (зерновые, овощные, технические (картофель, сахарная свекла), масличные культуры в соответствии с потребностями рынка);

производства конкурентоспособных отечественных аналогов зарубежных кормовых добавок;

производства востребованного посадочного материала (виноградарство, питомниководство, садоводство (плодовые, ягодные культуры);

выведения востребованной племенной продукции (материалов) (племенных ресурсов) отечественного производства (крупный рогатый скот мясных пород, крупный рогатый скот молочных пород, мясные кроссы кур);

внедрения передовых научно-технических результатов в сельское хозяйство, полученных в рамках деятельности научно-производственных объединений;

привлечения дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс (до 41649205,71 тыс. рублей)

I. Состояние (особенности) отраслей сельского хозяйства,

на развитие которых направлена Программа

1. В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина), запланировано достижение к 2030 году обеспечения семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции на уровне не менее 75 процентов.

В настоящее время фактические показатели далеки от своих целевых ориентиров, по предварительным оценкам показателей 2022 года, доля обеспеченности отечественными семенами составляет 60,3 процента, а по некоторым культурам находится на критически низких отметках.

В целях недопущения рисков, связанных с недостижением показателей Доктрины, необходимо принять меры по обеспечению импортозамещения иностранного семенного материала и пород племенного животноводства, увеличению посадочного материала (виноградарство, питомниководство, садоводство), увеличению конкурентоспособных аналогов и разработке новых кормовых добавок, а также лекарственных средств для ветеринарного применения. Также необходимо учитывать, что дальнейшее развитие агропромышленного комплекса возможно при условии бесперебойного обеспечения отрасли качественным сырьем и компонентами в необходимом объеме.

Стратегическое развитие напрямую связано с внедрением в агропромышленный комплекс конкурентоспособных отечественных разработок и технологий. Сельскохозяйственная наука активно занимается инновациями, однако существует потребность в усилении ее ориентации на актуальные запросы бизнеса и повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения сельского хозяйства необходимо создание условий для формирования научно-технических результатов, а также для их передачи в реальный сектор экономики.

Развитие селекции и семеноводства картофеля

2. Картофель традиционно является вторым по значимости продуктом растениеводства в Российской Федерации после зерновых культур. Несмотря на значительные объемы внутреннего производства товарного картофеля, доля семенного картофеля сортов отечественной селекции среди 10 лидирующих на российском рынке сортов в общем объеме производства картофеля достаточно низкая, а высокая доля посадочного материала иностранной селекции в общем объеме посадочного материала отражает прежде всего спрос сельскохозяйственных организаций на семенной картофель иностранной селекции. В Российской Федерации в настоящее время действуют 17 ведущих государственных селекционных учреждений и другие организации, в том числе высшие учебные заведения, которые осуществляют научные исследования по селекции картофеля. Семеноводством картофеля занимаются более 140 семеноводческих хозяйств.

Материально-техническая база большинства картофелеводческих селекционно-семеноводческих учреждений формировалась в 70 - 80 годах прошлого века и с тех пор обновилась незначительно. Информационные базы по селекции и семеноводству картофеля таких учреждений не соответствуют современным требованиям либо вовсе отсутствуют.

Отсутствие современной инфраструктуры и устаревшая материально-техническая база организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля, а также низкое качество производимого семенного картофеля сортов отечественной селекции являются главными причинами того, что они остаются невостребованными на внутреннем и внешнем рынках.

Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы

3. Сахарная свекла является одной из важнейших технических культур. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии свеклосахарного подкомплекса, сохраняются технологические риски, вызванные отставанием в уровне научных исследований по проведению селекционных и семеноводческих разработок, что создает дополнительные угрозы импортной зависимости от иностранных поставщиков семян сахарной свеклы и стагнации дальнейшего развития сахарной промышленности. При этом наблюдается значительный объем внутреннего потребления семенного материала сахарной свеклы.

Высокая доля семян гибридов сахарной свеклы иностранной селекции на внутреннем рынке обусловлена отсутствием в период с 1998 по 2012 год необходимых организационно-экономических условий для формирования научно-производственной базы проведения научных исследований в области селекции и семеноводства сахарной свеклы и вывода на внутренний рынок новых конкурентоспособных семян гибридов сахарной свеклы отечественной селекции, низким уровнем государственной поддержки в этой области и отсутствием заинтересованности со стороны бизнеса в осуществлении инвестиций в этот сектор сельскохозяйственного производства.

Постоянное совершенствование гибридов сахарной свеклы иностранной селекции за счет передовых селекционных разработок, а также агрессивный маркетинг в сочетании с финансовыми возможностями и мощной рекламой значительно снижают конкурентоспособность гибридов сахарной свеклы отечественной селекции, что предопределило высокие риски зависимости российского свеклосахарного подкомплекса от импорта семян гибридов сахарной свеклы. Снижение такой зависимости является важным направлением, которое необходимо развивать для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных

кур в целях получения бройлеров

4. Птицеводство Российской Федерации занимает лидирующее положение среди других подотраслей животноводства, отмечается достаточно высокий уровень самообеспечения мясом птицы. Племенная база бройлерного птицеводства Российской Федерации представлена 36 стадами кур мясного направления продуктивности, и только на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Селекционно-генетический центр "Смена" сосредоточены исходные линии отечественного кросса мясных кур в целях получения бройлеров (далее - кросс мясных кур (бройлеров).

Деятельность функционирующих племенных птицеводческих заводов и репродукторов 1-го и 2-го порядка заключается в разведении родительских форм птицы иностранной селекции, получении финального гибрида кросса мясных кур (бройлеров) и последующей его передаче в промышленный сектор.

Важным приоритетом обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является сокращение зависимости от птицы иностранных кроссов мясных кур (бройлеров) за счет формирования отечественной стандартизированной системы получения и выращивания селекционного материала на каждом этапе воспроизводства родительских форм и продвижения на внутренний рынок отечественных кроссов мясных кур (бройлеров) с комплексным технологическим оснащением процесса их производства. Создание собственной племенной базы отечественных кроссов мясных кур (бройлеров) обеспечит стабильную ценовую политику и снизит риски монополизации подотрасли бройлерного птицеводства иностранными фирмами.

Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных

5. Животноводческие организации агропромышленного комплекса Российской Федерации не в полной мере обеспечены качественными объемистыми кормами и сбалансированными комбикормами. Текущее состояние кормовой базы животноводства не соответствует генетически обусловленному потенциалу имеющихся отечественных и импортных пород сельскохозяйственных животных и птицы.

Отмечается несбалансированность структуры производства зернофуража, выражающаяся в незначительной доле наиболее ценных кормовых культур - кукурузы и зернобобовых. При формировании основ для создания надежной кормовой базы следует ориентироваться на те культуры и сорта растений, которые наилучшим образом приспособлены к местным природным условиям. Также стоит задача повышения питательной ценности кормов и снижения себестоимости их производства.

Требуется целенаправленно осуществить поддержку производства необходимых для обеспечения продовольственной безопасности витаминов для сельскохозяйственных животных и птицы, используемых в качестве кормовых добавок, зависимость от импорта которых является критической.

Развитие селекции и семеноводства масличных культур

6. Интенсивное развитие масложировой отрасли Российской Федерации происходит в результате продолжающегося роста потребности населения и перерабатывающей промышленности в высококачественных растительных маслах пищевого и технического направления использования. Сложившаяся ситуация в селекции и семеноводстве масличных культур влечет необходимость решения неотложной задачи по созданию и размножению новых сортов и гибридов масличных культур отечественной селекции в объеме, необходимом для обеспечения промышленного производства.

Снижение зависимости от семян гибридов масличных культур иностранной селекции за счет разработки и продвижения семян сортов и гибридов масличных культур отечественной селекции с комплексным технологическим оснащением процесса селекции и семеноводства, а также промышленного производства масличных культур является важным направлением, которое необходимо развивать для достижения целевых индикаторов Доктрины и наращивания экспорта масложировой продукции. Применение в качестве посевного материала семян сортов и гибридов подсолнечника, сои, рапса и льна масличного отечественной селекции с заданными хозяйственно ценными признаками позволит значительно снизить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков масличных культур и сделать продукцию подотрасли более конкурентоспособной.

Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота

мясных пород

7. Производство говядины остается одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в животноводстве. На протяжении многих лет Российская Федерация ежегодно импортировала 340 - 260 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота в охлажденном и замороженном виде из стран Южной Америки (Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и других), а также Индии, Японии и других государств. Современное состояние отечественного производства говядины не соответствует требованиям Доктрины. Развитие отечественного мясного животноводства определяется необходимостью обеспечения снижения технологических рисков и повышения качества отечественной сельскохозяйственной продукции в подотрасли мясного животноводства за счет использования геномных и постгеномных технологий для ускоренной селекции крупного рогатого скота мясных пород.

Одновременно с этим развитие отечественного мясного животноводства будет способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года по обеспечению темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, а также реальному росту экспорта несырьевых неэнергетических товаров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Развитие виноградарства, включая питомниководство

8. В настоящее время развитие виноградарства, включая питомниководство, относится к приоритетным направлениям аграрной политики Российской Федерации. Его целью является не только увеличение объемов производства отечественной продукции, но и социально-экономическое развитие регионов возделывания винограда. Динамика производственных показателей виноградарской отрасли России за последние годы свидетельствует о росте всех производственных показателей, включая площади плодоносящих виноградников. При этом, несмотря на положительную динамику в развитии виноградарской отрасли, сохраняются технологические риски, вызванные отставанием в уровне научных исследований в области создания подвойно-привойных комбинаций посадочного материала виноградных растений в привязке к территориальному делению виноградопригодных земель Российской Федерации, в том числе к конкретным виноградникам, в области производства оздоровленного посадочного материала, создания современных технологий возделывания насаждений и разработки необходимых средств защиты растений.

Высокая зависимость развития отечественного виноградарства от поставок импортного посадочного материала сложилась ввиду целого ряда факторов. Виноградные культуры формируют многолетние насаждения, обеспечение их закладки требует определенного времени на производство посадочного материала (не менее 2 лет при наличии маточных насаждений), что влечет необходимость системного подхода к развитию отрасли. Развитие питомниководства для производства посадочного материала в должных объеме и ассортименте требует формирования и планомерной реализации сортовой и технологической политики, а также применения различных и стабильных форм государственного регулирования и поддержки.

Развитие селекции и семеноводства технических культур

9. Важными в Российской Федерации техническими культурами являются лен-долгунец, конопля и хлопчатник, используемые для производства волокон для изготовления тканей и других материалов, применяемых в различных отраслях.

Лен-долгунец позволяет в значительной мере обеспечить импортозамещение хлопка. Кроме того, его применяют в технических целях, например, для производства лакокрасочной продукции. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уже реализуются меры государственной поддержки и проводится модернизация льноводства в целях повышения рентабельности льноводческих предприятий, что позволит укрепить материально-техническую базу действующих льносеющих предприятий. При этом для производства чистосортного с высокими посевными качествами семенного материала необходимы специализированные семеноводческие хозяйства, обеспеченные специализированной техникой.

Важнейшей проблемой для отрасли льноводства в Российской Федерации является развитие семеноводства. Вследствие низкой урожайности семян из-за несоблюдения агротехнологий и недостаточного ресурсного обеспечения производства льна-долгунца фактическая заготовка посевных семян не покрывает потребности льносеющих хозяйств.

Конопля является традиционной отечественной сельскохозяйственной культурой, возделываемой для получения волокна и маслосемян. Техническая конопля обладает целым рядом уникальных преимуществ и является альтернативой хлопку при производстве тканей и целлюлозы, нефти - при получении пластика, стекловолокну и льноволокну - при выпуске композитных материалов. Промышленная конопля является отличным экологически чистым сырьем. В настоящее время в Российской Федерации возрождается практика возделывания конопли.

Хлопчатник является новой и стратегически важной культурой в сельскохозяйственном производстве. После переработки его используют в химической, легкой промышленности и во множестве других отраслей.

Развитие хлопководства как отрасли сельского хозяйства на территории Российской Федерации играет огромную роль в импортозамещении, способствуя созданию надежной отечественной сырьевой базы для текстильной, пищевой, фармацевтической и оборонной отраслей.

Развитие садоводства и питомниководства

10. Садоводство занимает особое место в обеспечении населения Российской Федерации фруктами и ягодами, содержащими весь комплекс необходимых человеку витаминов, что в конечном итоге определяет качество жизни граждан страны.

Реализуемый в настоящее время в Российской Федерации курс на импортозамещение предусматривает развитие отечественных наукоемких производств, которые смогли бы за относительно короткий промежуток времени восполнить дефицит плодов и ягод. При этом Российская Федерация, обладая благоприятными природными условиями в сочетании с огромным производственным потенциалом, имеет уникальную возможность обеспечить население собственной сельскохозяйственной продукцией и снять существующие угрозы ее продовольственной безопасности.

В силу биологических особенностей размножения садовых растений (только вегетативное), которое в отличие от семенного приводит к накоплению вредоносной вирусной и фитоплазменной инфекции и бессистемному производству саженцев, существуют сложности с производством посадочного материала высших категорий качества для удовлетворения потребностей подотрасли садоводства.

Несмотря на это, основу промышленных насаждений плодовых и ягодных культур в Российской Федерации составляют иностранные сорта, зачастую уступающие по качеству плодов сортам отечественной селекции. Главной причиной низкого внедрения в промышленное производство сортов отечественной селекции является отсутствие в достаточном количестве сертифицированного посадочного материала.

Развитие селекции и семеноводства зерновых культур

11. Производство зерна является стратегической отраслью и составляет основу агропромышленного комплекса Российской Федерации, от развития которой в значительной степени зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность населения продуктами питания и его уровень жизни, финансовое состояние предприятий агропромышленного комплекса. Экспорт зерна является одним из инструментов геополитического влияния России и важным источником валютных поступлений.

В соответствии с Долгосрочной стратегией развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р, среднее значение самообеспечения страны зерном составляет 140 - 150 процентов, что создает предпосылки для развития отрасли и высокий экспортный потенциал.

Зерно является продовольственным сырьем для производства муки, крупы, мяса, яиц и другой пищевой продукции на их основе, которые покрывают значительную часть потребности населения в углеводах, белках, других макро- и микронутриентах.

Рост производства зерна - важнейшая народнохозяйственная задача, которая состоит в том, чтобы в ближайшие годы обеспечить возрастающие потребности страны в высококачественном продовольственном и фуражном зерне, иметь необходимые государственные резервы зерна и ресурсы для его экспорта. В настоящее время Российская Федерация демонстрирует устойчивый рост посевных площадей и объемов производства зерна, отмечается тенденция увеличения урожайности зерновых культур.

Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо поступательное развитие отечественной селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур как основы успешного сельскохозяйственного производства. Для этого необходимо использование всего потенциала селекционно-генетических исследований - выведения и внедрения в производство на постоянной основе устойчивых сортов зерновых культур, которые обеспечат оптимальное использование климатических факторов в процессе их возделывания, качественного обновления семенного материала (сортосмена и сортообновление).

Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота

молочных пород

12. Развитие производства молока и молочных продуктов является приоритетным направлением среди продовольственных рынков. Одним из главных факторов увеличения объемов производства молока являются техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве, и строительство новых высокотехнологичных молочных ферм. Потребности предприятий агропромышленного комплекса в племенном молодняке молочного скота обеспечиваются за счет собственного производства и импорта. С целью создания условий для реализации селекционных мероприятий, направленных на совершенствование племенных и продуктивных качеств животных, на территории нашей страны создана сеть лабораторий по селекционному контролю качества молока (84 организации), а также по иммуногенетической и молекулярно-генетической экспертизе (141 организация) для подтверждения достоверности происхождения животных.

В целом направление и темпы развития отечественного молочного скотоводства соответствуют принципам и задачам, намеченным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, и основным положениям прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Одновременно с этим остаются актуальными вопросы сохранения здоровья сельскохозяйственных животных - фертильности, долголетнего использования и ветеринарного благополучия (устойчивости к болезням) в контексте устойчивого функционирования подотрасли молочного скотоводства как динамичной системы, сохранения генофонда крупного рогатого скота молочных пород как основы генетического разнообразия популяций крупного рогатого скота молочных пород.

В связи с чем являются актуальными задачи, направленные на улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород и использование новых генераций чистопородного и помесного крупного рогатого скота молочных пород в различных природно-климатических зонах страны с учетом их особенностей.

Развитие селекции и семеноводства овощных культур

13. Овощи играют важную роль в здоровом питании человека, являясь источником природных антиоксидантов и других биологически активных веществ. В мире овощеводство развивается высокими темпами и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства. При этом ассортимент производимой продукции овощеводства в России ограничен. В большинстве стран мира используется более 30 - 35 видов овощных культур, в России - не более 12 - 15 (выделено 6 основных видов овощных культур - капуста, томат, огурец, морковь, лук репчатый, свекла столовая). Структура и посевные площади под овощными культурами непостоянны и подвержены изменениям, что во многом определяется покупательским спросом населения.

Недостаток собственного производства частично компенсируется импортом овощной продукции из стран с благоприятным климатом (Китай, Азербайджан, Турция и Израиль). Овощеводству защищенного грунта в силу климатических особенностей большинства территорий в Российской Федерации принадлежит приоритетная роль в обеспечении населения свежими овощами. Современные тепличные комплексы с применением технологии досвечивания и светокультуры обеспечивают круглогодичное интенсивное производство овощной продукции.

Низкая конкурентоспособность отечественной селекции обусловлена медленным внедрением новых сортов и гибридов, неразвитостью или отсутствием необходимой инфраструктуры семеноводства овощных культур и посадочного материала, проблемами с защитой авторских прав и прав патентообладателей, устаревшей технической базой проведения селекционных работ и семеноводства. В этой связи реализация подпрограммы "Развитие селекции и семеноводства овощных культур" может существенно снизить импортозависимость отрасли и будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны по овощным культурам.

Развитие селекции и семеноводства кукурузы

14. Кукуруза является одной из наиболее распространенных в мире и древних злаковых культур. Гибриды кукурузы отечественной селекции адаптированы к природно-климатическим условиям и региональным технологиям возделывания. Многочисленные производственные опыты показывают, что в агроклиматических условиях Российской Федерации в равных условиях при посеве качественных семян гибридов кукурузы отечественной селекции полученные семена кукурузы не уступают зарубежным аналогам и находятся по урожайности на одном уровне с гибридами кукурузы иностранной селекции. Однако по сравнению с гибридами передовых иностранных семеноводческих компаний у гибридов кукурузы отечественной селекции при уборке отмечаются повышенная влажность зерна и слабая устойчивость к загущению в посевах.

Кукуруза имеет большое агрономическое и экологическое значение. Так, кукуруза, выращиваемая на зерно, является хорошим предшественником для многих сельскохозяйственных культур как пропашная культура в севообороте, в том числе для озимой пшеницы.

Наиболее перспективными направлениями отечественной селекции кукурузы является создание новых гибридов различного направления хозяйственного использования с комплексной устойчивостью к биотическим и абиотическим неблагоприятным факторам окружающей среды.

II. Основные понятия, используемые в Программе

15. Для целей Программы используются следующие основные понятия:

"дирекция Программы" - организация, осуществляющая организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мероприятий Программы и ее подпрограмм, методическое обеспечение заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм), мониторинг реализации комплексных научно-технических проектов;

"заказчики комплексного научно-технического проекта" - организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в выполнении мероприятий Программы по направлениям ее реализации;

"информационно-аналитическая система" - система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов;

"комиссия Программы" - комиссия, формируемая государственным координатором Программы из федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и представителей головной научной организации, а также по согласованию из представителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук". Положение о комиссии Программы, а также ее состав утверждаются государственным координатором Программы;

"комплексный план научных исследований" - обязательный элемент подпрограммы, предназначенный для выполнения перспективных (прорывных) и востребованных отраслью направлений научных исследований и экспериментальных разработок в рамках направлений Программы при реализации комплексных научно-технических проектов;

"комплексный научно-технический проект" - комплекс работ, реализуемых заказчиком комплексного научно-технического проекта в рамках подпрограмм, структурированных по мероприятиям Программы и направленных на получение научных и (или) научно-технических результатов, разработку технологий, их передачу организациям агропромышленного комплекса для применения (внедрения) в производстве и выпуска сельскохозяйственной продукции в промышленных масштабах;

"мероприятия Программы" - комплекс взаимоувязанных действий участников Программы, сгруппированных по основным этапам жизненного цикла перспективных инновационных разработок и развития рынка технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на достижение целевых индикаторов и показателей Программы, приведенных в приложении N 1 к Программе;

"направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, имеющие в настоящее время высокую степень зависимости от иностранного производства;

"основной показатель подпрограммы" - один или несколько показателей подпрограммы, утвержденные как основные показатели в рамках соответствующей подпрограммы и подлежащие обязательному включению в комплексный научно-технический проект;

"подпрограмма" - комплексная научно-техническая программа, соответствующая направлению реализации Программы и включающая все этапы цикла от получения научных и (или) научно-технических результатов и продукции до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок;

"совет Программы" - совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим реализацию Программы и контроль за ходом ее выполнения;

"участники комплексного научно-технического проекта" - юридические лица, в том числе государственные научные и образовательные учреждения, и индивидуальные предприниматели;

"экспертная группа" - группа экспертов, сформированная советом Программы на основании предложений комиссии Программы (с учетом предложений головной научной организации Программы) из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, организаций агропромышленного комплекса, в том числе союзов (ассоциаций) производителей товаров, а также иных организаций, имеющих заделы и компетенции по направлениям реализации Программы.

III. Механизм реализации Программы

16. Совет Программы осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".

Ответственные исполнители Программы в соответствии с утвержденными в установленном порядке направлениями реализации Программы формируют подпрограммы.

Подпрограммы учитываются при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".

Подпрограммы реализуются в форме выполнения комплексных научно-технических проектов в соответствии с комплексными планами научных исследований, отражающими системный и комплексный подход к реализации мероприятий подпрограммы.

17. Комиссия Программы:

а) по результатам рассмотрения документации заказчиков комплексных научно-технических проектов, поступившей на отбор комплексных научно-технических проектов, определяет перечень комплексных научно-технических проектов, допущенных к отбору комплексных научно-технических проектов;

б) учитывая результаты экспертизы экспертной группы и (или) экспертного заключения головной научной организации Программы, проводит отбор комплексных научно-технических проектов в порядке, установленном государственным координатором Программы;

в) принимает решение о корректировке параметров ранее отобранных комплексных научно-технических проектов, в том числе при замене заказчиков комплексных научно-технических проектов и (или) участников комплексных научно-технических проектов;

г) рассматривает заявления заказчиков комплексных научно-технических проектов о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию комплексного научно-технического проекта при условии достижения результата комплексного научно-технического проекта за соответствующий календарный год в соответствии с паспортом этого комплексного научно-технического проекта;

д) принимает решение о неисполнении заказчиком комплексного научно-технического проекта и (или) участником комплексного научно-технического проекта условий и (или) недостижении показателей комплексного научно-технического проекта и об исключении такого комплексного научно-технического проекта из участия в мероприятиях подпрограммы;

е) рассматривает промежуточные и итоговые отчеты о ходе реализации Программы и ее подпрограмм, подготовленные дирекцией Программы;

ж) формирует для совета Программы предложения по составу экспертных групп и кандидатуре руководителя каждой экспертной группы.

18. Государственный координатор Программы:

а) определяет дирекцию Программы из числа федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных государственному координатору Программы;

б) устанавливает порядок работы дирекции Программы и определяет:

условия и финансовое обеспечение административных расходов, связанных с осуществлением возложенных на дирекцию Программы функций;

порядок, ответственность и иные условия взаимодействия в рамках законодательства Российской Федерации;

в) выносит вопрос об отборе комплексных научно-технических проектов для участия в мероприятиях подпрограммы на решение комиссии Программы;

г) выносит вопрос об исключении комплексного научно-технического проекта из участия в мероприятиях подпрограммы на решение комиссии Программы при выявлении рисков неисполнения комплексного научно-технического проекта или его отдельного показателя и (или) мероприятия;

д) рассматривает и согласовывает комплексные планы научных исследований подпрограмм на основании заключений экспертной группы и (или) головной научной организации и при необходимости экспертной оценки со стороны бизнеса, подготавливаемой по запросу государственного координатора Программы;

е) определяет перечень специальностей и направлений подготовки сотрудников, привлекаемых на работу заказчиками комплексных научно-технических проектов и (или) участниками комплексных научно-технических проектов (по подпрограммам);

ж) по результатам отбора комиссией Программы комплексных научно-технических проектов заключает с заказчиками комплексных научно-технических проектов соглашение о реализации комплексного научно-технического проекта по соответствующей подпрограмме по форме и в порядке, которые установлены государственным координатором Программы;

з) выносит на рассмотрение совета Программы промежуточные и итоговые отчеты о ходе реализации Программы и ее подпрограмм.

19. Головная научная организация Программы:

а) представляет экспертное заключение об обоснованности и научной значимости подпрограмм (новых подпрограмм) и при необходимости в целом по Программе (далее - экспертное заключение);

б) рассматривает комплексные планы научных исследований по направлениям Программы (по подпрограммам) и по результатам рассмотрения представляет экспертное заключение;

в) представляет экспертное заключение по годовым отчетам реализации Программы и ее подпрограмм дирекции Программы (по запросу дирекции Программы в части реализации комплексных планов научных исследований подпрограмм).

При головной научной организации Программы формируется научно-технический совет Программы, выполняющий экспертно-совещательные функции в части научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного сопровождения по вопросам рассмотрения комплексных планов научных исследований.

20. Дирекция Программы:

а) осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мероприятий Программы;

б) осуществляет методическое обеспечение заказчиков комплексных научно-технических проектов и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации комплексных научно-технических проектов в соответствии с Программой (подпрограммами);

в) принимает и анализирует поступившие от заказчиков комплексных научно-технических проектов документы (материалы, отчетность) по итоговым и промежуточным результатам реализации комплексных научно-технических проектов;

г) проводит мониторинг комплексных научно-технических проектов, в том числе подтверждает факт достижения заказчиками комплексных научно-технических проектов и (или) участниками комплексных научно-технических проектов целевых показателей (индикаторов) комплексного научно-технического проекта за соответствующий календарный год, а также подтверждает фактические затраты заказчиков комплексных научно-технических проектов на реализацию комплексного научно-технического проекта по направлениям расходования субсидии в соответствии с подтверждающими документами, представленными заказчиками комплексных научно-технических проектов;

д) готовит материалы по комплексным научно-техническим проектам для процедуры отбора комплексных научно-технических проектов и принятия комиссией Программы решения о предоставлении субсидии, формирует реестр получателей субсидии;

е) подготавливает годовые, промежуточные и итоговые отчеты о реализации подпрограмм и Программы в целом для совета Программы с учетом экспертных заключений экспертных групп и головной научной организации Программы;

ж) подготавливает для государственного координатора Программы поквартальный ситуационный анализ выполнения комплексных научно-технических проектов в целях осуществления контроля за их реализацией;

з) выявляет риски неисполнения комплексных научно-технических проектов или их отдельных мероприятий и информирует об этом государственного координатора Программы.

21. Экспертная группа:

а) осуществляет экспертизу комплексных планов научных исследований по направлению реализации Программы (по запросу государственного координатора Программы) с учетом экспертного заключения головной научной организации;

б) осуществляет оценку комплексных научно-технических проектов, представленных на отбор;

в) осуществляет оценку изменений, вносимых в ранее отобранные комплексные научно-технические проекты, представленные дирекцией Программы на согласование;

г) осуществляет оценку актуальности и значимости комплексных научно-технических проектов;

д) осуществляет экспертную оценку годовых отчетов дирекции Программы о ходе реализации Программы.

22. Ответственные исполнители и соисполнители Программы формируют необходимые инструменты для обеспечения научно-технологического развития страны в области агропромышленного комплекса в соответствии с Программой.

Количественные значения целевых показателей (индикаторов) по направлениям Программы, а также объемы финансирования, в том числе по источникам финансирования, определяются в рамках соответствующих подпрограмм по направлениям реализации Программы.

23. Взаимодействие заказчиков комплексных научно-технических проектов и участников комплексных научно-технических проектов осуществляется посредством передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции в процессе сотрудничества заказчиков комплексных научно-технических проектов и участников комплексных научно-технических проектов в соответствии с заключенными между ними договорами о научно-производственном партнерстве, которые:

а) определяют условия выполнения комплексного научно-технического проекта с учетом требований, установленных Программой;

б) предусматривают виды работ и их стоимость, соответствующие мероприятиям подпрограммы, а также распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения комплексного научно-технического проекта.

IV. Мероприятия Программы

24. Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения скоординированных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

Комплекс мероприятий Программы включает в себя следующие мероприятия, реализуемые в соответствии с приложением N 1 к Программе:

мероприятие 1 "Проведение научных исследований и разработок с учетом требований рынка и сформированных заказчиком, в том числе отраслевыми союзами и ассоциациями реального сектора экономики, требований к создаваемому научной организацией "продукту" (технологии), передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышения квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности".

Для комплексного решения задач, предусмотренных подпрограммами, в рамках реализации настоящего мероприятия формируются комплексные планы научных исследований по направлениям реализации Программы;

мероприятие 2 "Внедрение результатов проведенных научных исследований (разработок) в реальном секторе экономики".

В комплексный научно-технический проект должны быть включены мероприятия, указанные в настоящем разделе, если иное не обозначено в соответствующей подпрограмме.

V. Разработка и формирование подпрограмм

25. Подпрограммы разрабатываются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в целях обеспечения создания и внедрения до 2031 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", подпрограммы (изменения в подпрограммы), сформированные ответственными исполнителями Программы и согласованные с советом Программы, вносятся в Правительство Российской Федерации ответственным исполнителем Программы.

26. Подпрограмма должна предусматривать:

целевые показатели (индикаторы) подпрограммы;

сроки реализации подпрограммы;

финансовый план реализации подпрограммы;

комплексный план научных исследований подпрограммы.

Подпрограмма может включать иные компоненты, необходимые для ее эффективной реализации.

Подпрограмма включает целевые индикаторы Программы, которые характеризуют результат реализации Программы, с учетом направления реализации подпрограммы. В подпрограмме могут быть предусмотрены иные целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение ее целей. В рамках каждой подпрограммы определяется основной показатель подпрограммы (один или несколько), общая величина значения которого в дальнейшем (при необходимости) используется при расчете баллов в процессе ранжирования отобранных в соответствии с порядком отбора комплексных научно-технических проектов, утвержденным государственным координатором Программы. Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы рассчитываются по методике, утверждаемой государственным координатором Программы (включая источники сбора исходной информации).

27. В финансовом плане реализации подпрограммы отражаются ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов, необходимые для реализации подпрограммы.

Расходование денежных средств, предусмотренных в рамках реализации мероприятия 1 "Проведение научных исследований и разработок с учетом требований рынка и сформированных заказчиком, в том числе отраслевыми союзами и ассоциациями реального сектора экономики, требований к создаваемому научной организацией "продукту" (технологии), передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности" Программы, а также по подпрограммам, согласовывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с государственным координатором Программы.

28. В рамках подготовки проекта подпрограммы формируется проект комплексного плана научных исследований, который согласовывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и государственным координатором Программы с учетом экспертного заключения головной научной организации Программы, если иное не определено в соответствующей подпрограмме.

Комплексный план научных исследований должен включать в себя ожидаемый результат выполнения работ (исследований) и при необходимости актуализироваться ежегодно.

Государственный координатор Программы направляет комплексный план научных исследований на рассмотрение головной научной организации Программы, экспертным группам, а также при необходимости может запросить экспертное мнение со стороны бизнеса.

Ежегодно Министерством науки и высшего образования Российской Федерации формируется отчет о результатах исследований, полученных в рамках реализации комплексного плана научных исследований.

29. Мерами государственной поддержки, направленными на реализацию комплексного научно-технического проекта, являются:

а) основной мерой государственной поддержки - предоставление субсидии на возмещение части затрат на реализацию комплексного научно-технического проекта в рамках реализации Программы заказчику комплексного научно-технического проекта, отобранному для участия в подпрограмме;

б) дополнительными мерами государственной поддержки - государственная поддержка, предоставляемая заказчикам комплексных научно-технических проектов и участникам комплексных научно-технических проектов, отобранным для участия в подпрограмме, в приоритетном порядке в рамках:

постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. N 1413 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции";

постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке".

VI. Формирование и выполнение комплексного

научно-технического проекта

30. Комплексный научно-технический проект может выполняться двумя или более участниками проекта, одним из которых является заказчик комплексного научно-технического проекта, другим - научная организация или образовательная организация различных форм собственности, в том числе федеральное государственное научное учреждение или федеральное государственное образовательное учреждение. Также участниками комплексного научно-технического проекта могут выступать организации иных организационно-правовых форм.

31. Заказчик комплексных научно-технических проектов и участники комплексных научно-технических проектов:

а) определяют условия выполнения комплексного научно-технического проекта с учетом требований, установленных Программой и соответствующей подпрограммой, и заключают соглашение о научно-производственном партнерстве в рамках совместного выполнения проекта, в котором предусматривают виды и стоимость работ, соответствующие мероприятиям подпрограммы, а также распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения комплексного научно-технического проекта;

б) формируют паспорт комплексного научно-технического проекта по форме, установленной государственным координатором Программы;

в) корректируют параметры ранее отобранных комплексных научно-технических проектов и направляют их государственному координатору Программы ежегодно в порядке и в срок, которые устанавливаются государственным координатором Программы.

32. Срок реализации комплексного научно-технического проекта не должен превышать срок действия подпрограммы.

33. Заказчик комплексного научно-технического проекта направляет паспорт комплексного научно-технического проекта для согласования его реализации в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого будут выполняться мероприятия указанного проекта. О результатах такого согласования заказчику комплексного научно-технического проекта сообщается в письменной форме за подписью должностного лица исполнительного органа субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию подпрограммы в субъекте Российской Федерации.

В случае отказа высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в согласовании паспорта комплексного научно-технического проекта заказчик комплексного научно-технического проекта устраняет причины, послужившие основанием для отказа.

После устранения причин отказа заказчик комплексного научно-технического проекта вправе повторно обратиться в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации для согласования паспорта комплексного научно-технического проекта.

34. После согласования высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации комплексные научно-технические проекты подлежат отбору для участия в подпрограмме в порядке, определенном государственным координатором Программы.

35. Дирекция Программы информирует заказчиков комплексных научно-технических проектов о результатах отбора комплексных научно-технических проектов для участия в Программе. Копия протокола с решением комиссии Программы по результатам проведенного отбора комплексных научно-технических проектов направляется в адрес ответственного исполнителя подпрограммы, а также в адрес заинтересованных исполнителей и соисполнителей мероприятий подпрограммы.

36. В целях реализации комплексного научно-технического проекта государственные научные и образовательные организации - участники комплексных научно-технических проектов могут создавать новые научные подразделения с заключением срочных трудовых договоров с научными работниками на срок реализации такого проекта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

37. В случае выявления рисков неисполнения комплексного научно-технического проекта или его отдельного мероприятия дирекция Программы уведомляет об этом заказчика комплексного научно-технического проекта. Заказчик комплексного научно-технического проекта предпринимает необходимые меры по устранению выявленных рисков и о результатах устранения уведомляет дирекцию Программы в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.

В случае если заказчик комплексного научно-технического проекта уведомляет дирекцию Программы о невозможности устранения рисков неисполнения комплексного научно-технического проекта, дирекция Программы уведомляет об этом государственного координатора Программы в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления, который выносит на комиссию Программы вопрос об исключении комплексного научно-технического проекта из участия в мероприятиях подпрограммы и Программы в целом.

38. Заказчики комплексных научно-технических проектов представляют в дирекцию Программы отчеты о ходе выполнения ими комплексных научно-технических проектов по форме, а также в порядке и сроки, которые установлены государственным координатором Программы.

VII. Государственная информационная система

"Информационно-аналитическая система оперативного

мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического

обеспечения развития сельского хозяйства"

39. В целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса, государственный координатор Программы создает государственную информационную систему "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" (далее - государственная информационная система) в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами".

Государственная информационная система предназначена для:

сбора информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы;

автоматизированного мониторинга указанной информации, обеспечивающего выявление значимых научно-технологических трендов, формирование обоснованной альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;

создания информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о государственной информационной системе, предусматривающее в том числе состав сведений, подлежащих включению в государственную информационную систему, и порядок взаимодействия с иными информационными системами. На основании данных информационного ресурса государственной информационной системы дирекция Программы проводит оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы (ее подпрограмм) для подготовки рекомендаций совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм.

Доступ к государственной информационной системе, а также к информации, содержащейся в государственной информационной системе, предоставляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Организация информационного взаимодействия государственной информационной системы с иными информационными системами обеспечивается в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Размещение сведений и информации в подсистемах развития соответствующих отраслей агропромышленного комплекса, создаваемых в рамках государственной информационной системы, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Обладателем сведений, содержащихся в государственной информационной системе, является Российская Федерация.

Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат размещению на официальном сайте государственного координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.

Функции оператора государственной информационной системы осуществляются государственным координатором Программы.

VIII. Срок реализации Программы

40. Срок реализации Программы - 2017 - 2030 годы.

Сроки реализации подпрограмм определяются в подпрограммах и согласовываются советом Программы в установленном порядке.

IX. Финансовое обеспечение реализации Программы

41. Финансовое обеспечение реализации Программы приведено в приложении N 3 и осуществляется ответственными исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на цели Программы, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.

42. Оказание государственной поддержки осуществляется:

а) в части комплексных планов научных исследований - за счет средств государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а также в соответствии с перечнем программ, приведенным в приложении N 3 к Программе;

б) в части комплексных научно-технических проектов - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

в) в части дирекции Программы - за счет обеспечения государственным координатором Программы предоставления субсидии на соответствующий финансовый год в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Финансовое обеспечение Программы может быть скорректировано при утверждении подпрограмм.

43. Средства внебюджетных источников являются собственными и (или) заемными средствами заказчиков комплексных научно-технических проектов и (или) участников комплексных научно-технических проектов.

X. Целевые индикаторы Программы

44. Программа обеспечивает вклад в достижение стратегических целей социально-экономического развития и обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 2.

Целевые индикаторы Программы рассчитываются по методике, утверждаемой государственным координатором Программы (включая источники сбора исходной информации).

XI. Возможные риски реализации Программы

45. При реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.

К возможным рискам относятся:

макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, что ограничивает возможность значительной части участников Программы осуществлять комплексные научно-технические проекты, переход к новым технологиям;

природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия;

риски, связанные с изменением структуры посевных площадей на территории Российской Федерации;

иные риски природного и техногенного характера, явившиеся непреодолимой силой и подтвержденные государственным компетентным органом;

отсутствие бюджетных ассигнований;

корректировка приоритетов и перспективных направлений научно-технического развития агропромышленного комплекса;

недостаточное финансирование комплексных научно-технических проектов из внебюджетных источников;

отсутствие финансового обеспечения за счет федерального бюджета для создания и осуществления деятельности дирекции Программы, а также работ по формированию и ведению информационной системы.

Управление рисками при реализации Программы будет осуществляться на основе:

проведения мониторинга угроз реализации комплексных научно-технических проектов;

выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления комплексными научно-техническими проектами;

подготовки и представления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы.

Приложение N 1

к Федеральной научно-технической

программе развития сельского хозяйства

на 2017 - 2030 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

Мероприятие

Исполнитель мероприятия

Соисполнитель мероприятия

Источники финансирования

1. Проведение научных исследований и разработок с учетом требований рынка и сформированных заказчиком, в том числе отраслевыми союзами и ассоциациями реального сектора экономики, требований к создаваемому научной организацией "продукту" (технологии), передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности

Минобрнауки России,

Минсельхоз России

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

Российский научный фонд,

Фонд содействия инновациям,

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий,

федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"

федеральный бюджет,

внебюджетные источники

2. Внедрение результатов проведенных научных исследований (разработок) в реальном секторе экономики

Минсельхоз России,

Минпромторг России

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

финансово-кредитные организации,

Фонд содействия инновациям,

Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий,

заинтересованные организации

федеральный бюджет,

бюджеты субъектов Российской Федерации,

внебюджетные источники

Приложение N 2

к Федеральной научно-технической

программе развития сельского хозяйства

на 2017 - 2030 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

Целевые индикаторы Программы

Ответственный исполнитель

Единица измерения

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1.

Объем привлеченных инвестиций в рамках реализации Программы

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

тыс. рублей

284449,3

671240,6

610584,12

407548,7

2237589,8

1000000

2000000

2000000

4500000

6000000

6500000

7500000

7937793,19

2.

Доля использования отечественных селекционных и генетических разработок в общем объеме отраслевого рынка <1>:

2.1.

в растениеводстве:

2.1.1.

доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме высева (посадок) семенного материала основных сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации, из них:

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

процентов

63,4 <2>

60,3 <2>

60,3

61

62

65

70

72

73

75

картофель

-

-

-

8,7 <2>

6,7 <2>

9

10

11

12

13

14

15

50

сахарная свекла

-

-

-

2,97 <2>

1,8 <2>

2,5

3

4

6

9

11

15

50

зерновые культуры

-

-

-

82,4 <2>

81,6 <2>

82

83

84

85

86

87

90

91

масличные культуры

-

-

-

43,4 <2>

41,3 <2>

45,3

48

52

56

60

65

70

75

кукуруза

-

-

-

42,8 <2>

41,8 <2>

45

48

50

55

60

65

70

77

2.1.2.

доля посадочного материала сортов и клонов плодовых и ягодных культур, произведенных на территории Российской Федерации, в общей площади закладки плодовых и ягодных культур на территории Российской Федерации

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

процентов

-

-

-

75 <2>

74 <2>

75

76

78

80

81

82

83

85

2.1.3.

доля виноградных насаждений, заложенных саженцами винограда, произведенными на территории Российской Федерации, в общей площади закладки виноградных насаждений на территории Российской Федерации

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

процентов

-

-

-

49 <2>

52 <2>

54,5

57

59,5

62

64,5

67,5

69,5

70

2.2.

в животноводстве:

2.2.1.

доля производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации кроссов мясных кур в целях получения бройлеров

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

процентов

-

-

-

1,7 <2>

1,7 <2>

3

9

15

16

17

19

21

25

2.2.2.

доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота мясных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота мясных пород

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

процентов

-

-

-

98 <2>

99,4 <2>

99

99

99

99

99

99

99

99

2.2.3.

доля производства отечественного племенного крупного рогатого скота молочных пород в общем объеме приобретенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота молочных пород

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

процентов

-

-

-

65 <2>

75 <2>

65

66

67

68

69

70

71,1

72,1

3.

Общее количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках реализации Программы, и разработанных и (или) улучшенных в рамках реализации Программы отечественных технологий (производства кормов, кормовых добавок, кормления, содержания, селекции племенных животных и пр.) по соответствующим подпрограммам Программы

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

единиц

-

-

-

-

-

-

21

15

16

16

26

28

31

4.

Общее количество сотрудников, работающих у заказчиков комплексных научно-технических проектов и участников комплексных научно-технических проектов по специальностям и направлениям подготовки, перечень которых определен государственным координатором Программы по соответствующим подпрограммам Программы, в рамках реализации Программы

Минсельхоз России,

Минобрнауки России

человек (не менее)

-

-

-

-

-

100

200

300

300

300

300

300

300

--------------------------------

<1> Такие целевые индикаторы и их значения по годам соответствуют показателям продовольственной безопасности и их индикаторам, установленным Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", а также показателям уровня самообеспечения Российской Федерации семенами отечественной селекции и племенной продукцией (материалом) (племенными ресурсами) и их плановым значениям в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4133-р и характеризуют уровень самообеспечения указанными видами сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных в целом по Российской Федерации (на период до 2030 года включительно).

<2> За период с 2021 года по 2022 год включительно по соответствующим целевым индикаторам Программы приведены фактические их значения. В пункте 2 на период с 2023 года по 2030 год включительно указаны плановые (прогнозные) значения целевых индикаторов Программы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4133-р, а также с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". Плановые (прогнозные) значения целевых индикаторов Программы будут уточнены при изменении соответствующих ежегодных плановых значений показателей, предусмотренных указанными распоряжением и Доктриной.

Приложение N 3

к Федеральной научно-технической

программе развития сельского хозяйства

на 2017 - 2030 годы

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017 - 2030 ГОДЫ

(тыс. рублей)

Наименование мероприятия

Исполнитель мероприятия

Источник финансирования мероприятия

Всего

В том числе

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1. Проведение научных исследований и разработок с учетом требований рынка и сформированных заказчиком, в том числе отраслевыми союзами и ассоциациями реального сектора экономики, требований к создаваемому научной организацией "продукту" (технологии), передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности

Минобрнауки России

государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (до апреля 2019 г.), государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (с апреля 2019 г.)

20381176,13

-

284267,56

333902,1

450657,58

449409,46

1640364,06

2114480,09

2134515,44

2147717,39

2165172,49

2165172,49

2165172,49

2165172,49

2165172,49

Минобрнауки России

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (до февраля 2019 г.),

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (после февраля 2019 г.),

с 2022 года - государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

3000000

-

250000

250000

250000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

225000

Минсельхоз России

государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (до апреля 2019 г.), государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (с апреля 2019 г.)

13465079,2

-

-

17751,4

122453,9

2747,1

-

1622335,9

1625076,9

1679119

1679119

1679119

1679119

1679119

1679119

Минсельхоз России

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (до февраля 2019 г.),

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (после февраля 2019 г.) <1>

18383504,8

-

614713,7

439153,8

423660,7

353109

374072,5

381739

2256722,3

2256722,3

2256722,3

2256722,3

2256722,3

2256722,3

2256722,3

Минсельхоз России

государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (до апреля 2019 г.), государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (с апреля 2019 г.)

126431,5

-

-

-

-

21462,5

104969

-

-

-

-

-

-

-

-

Минобрнауки России

федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" подпрограммы 4 "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

2679054

-

-

-

-

135000

1058361

945693

540000

-

-

-

-

-

-

2. Внедрение результатов проведенных научных исследований (разработок) в реальном секторе экономики

заказчики комплексных научно-технических проектов и участники комплексных научно-технических проектов

средства заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов

41649205,71

-

284449,3

671240,6

610584,12

407548,7

2237589,8

1000000

2000000

2000000

4500000

6000000

6500000

7500000

7937793,19

3. Прочие расходы

Минсельхоз России

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (до февраля 2019 г.),

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (после февраля 2019 г.) <1>

495830,3 <2>

-

149333,4

139476,2

150320,7

56700

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.