Письмом ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@ направлен Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года.

13.2 Право на применение УСН без представления соответствующего уведомления

Дата решения: 14.11.2022

Номер решения: КЧ-3-9/12619@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно-правового акта: Статья 346.12 НК РФ

Вид налога: Упрощенная система налогообложения

Нормативно-правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации

Тема спора: Правомерность применения налогоплательщиком УСН в случае несвоевременного представления уведомления о переходе на УСН.

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Налогоплательщик не вправе применять УСН в связи с нарушением срока представления уведомления о переходе на УСН.

Позиция налогоплательщика: Применение УСН зависит от волеизъявления налогоплательщика, которое не поставлено в зависимость от разрешающих действий налогового органа.

Поскольку налогоплательщиком фактически применялся режим УСН, нарушение срока представления уведомления о переходе на УСН не является основанием для отказа налогоплательщику в осуществлении данного специального налогового режима. Кодексом не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять УСН.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

При регистрации в качестве ИП Заявитель не подал заявление на применение УСН.

Несмотря на непредставление заявления он исчислял и уплачивал УСН.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.

Налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.

Применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.

Принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.

В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.

Согласно фактическим обстоятельствам Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) с 08.06.2022. Однако с документами для регистрации в качестве ИП Заявителем не представлено уведомление о переходе на УСН. При этом Заявителем 14.06.2022 в налоговом органе зарегистрирована контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) с режимом налогообложения УСН, а также производилась уплата авансовых платежей по УСН.

При таких обстоятельствах Заявитель признан плательщиком УСН, поскольку при регистрации ККТ фактически уведомил налоговый орган о применении УСН. При этом налоговым органом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии налогоплательщика критериям для применения УСН, установленным статьей 346.12 НК РФ.

В сложившейся ситуации несвоевременное представление налогоплательщиком уведомления о переходе на УСН не является основанием для отказа ему в применении указанного специального налогового режима.