Письмом ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@ направлен Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года.

3.2 Одновременное привлечение к ответственности по статьям 126 и 129.1 НК РФ

Дата решения: 22.12.2022

Номер решения: КЧ-4-9/17378

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно-правового акта: статья 93.1 НК РФ, статья 126 НК РФ, статья 129.1 НК РФ

Вид налога: -

Нормативно-правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации

Тема: Привлечение к ответственности, предусмотренной статьями 126 и 129.1 НК РФ, за неисполнение требования о представлении документов (информации)

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: НК РФ разграничены составы налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ, ответственность за которые установлена пунктом 2 статьи 126 и пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

Позиция налогоплательщика: Невозможность одновременного привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 и пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, поскольку данные статьи предусматривают наказание за совершение одного и того же правонарушения - непредставление (несвоевременное представление) сведений (информации).

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Инспекцией в адрес Общества вне рамок проверки направлено требование о представлении документов (информации) в отношении контрагента.

Общество направило Инспекции ответ, в котором указало, что в Требовании не отражены реквизиты и иные индивидуализирующие признаки документов, в связи с чем отсутствует возможность с точностью определить, в отношении какой именно сделки и какие документы необходимо представить.

Кроме того, Общество сообщило, что не являются необходимыми для подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов и сборов отраженные в указанном ответе документы, в том числе все журналы учета выполненных работ, акты приемки законченного строительства, локальные сметные расчеты, журналы инструктажа безопасности и т.д.

В связи с непредставлением Обществом отраженных в Требовании документов, а также неправомерным несообщением информации, указанной в Требовании, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126, пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ налоговой ответственности.

Пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

В абзаце первом пункта 6 статьи 93.1 НК РФ отражено, что отказ лица от представления истребуемых в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Абзацем вторым пункта 6 статьи 93.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Таким образом, разграничение составов приравниваемых абзацами первым и вторым пункта 6 статьи 93.1 НК РФ налоговых правонарушений основано на различиях их объективной стороны: правонарушение, предусмотренное абзацем первым пункта 6 статьи 93.1 НК РФ, выражается, в частности, в отказе лица от представления истребуемых документов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а абзац второй пункта 6 статьи 93.1 НК РФ характеризуется, в том числе неправомерным несообщением истребуемой информации.

В подпунктах 1.16, 1.18 и 1.19 пункта 1 Требования указано на необходимость представления следующих документов: списка сотрудников Общества 2, привлеченных данным юридическим лицом для выполнения работ, оказания услуг Обществу 1; списка транспортных средств Общества 2, непосредственно осуществляющих перевозку/оказание услуг для Общества 1; перечня объектов Общества 1, на которых непосредственно осуществляло работу техникой Общества 2 (далее - Пункты Требования).

В свою очередь, ФНС России отмечает, что в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Таким образом, информацией признаются сведения, получаемые из любого источника в любой форме, а документом является имеющий реквизиты материальный носитель данных с записанной на нем информацией, который подлежит использованию и хранению.

Соответственно, запрашиваемые в Пунктах Требования сведения о сотрудниках Общества 2, транспортных средствах данного юридического лица, а также перечне объектов Общества 1, на которых непосредственно осуществляло работу техникой Общества 2, являются информацией, подлежащей представлению в виде списка из любых источников, имеющихся у Общества 1.

В связи с изложенным ФНС России считает, что запрашиваемые у Общества 1 в Пунктах Требования сведения подлежали включению в пункт 2 Требования как истребуемая информация.

В свою очередь, ФНС России считает, что, поскольку Общество 1 в рассматриваемой ситуации отказалось представить истребуемые Инспекцией отраженные в пункте 1 Требования документы по взаимоотношениям с Обществом 2 с указанием на конкретный период (2 квартал 2021 года) и счет-фактуру, Инспекцией правомерно в Решении квалифицировано данное бездействие как образующее состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

В отношении указания Инспекцией в подпункте 2.4 пункта 2 Требования на необходимость представления информации о сотрудниках Общества 2, ответственных за передачу работ Обществу 1 во 2 квартале 2021 года, ФНС России отмечает следующее.

При возникновении у налогового органа обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено право должностного лица такого органа истребовать данные документы (информацию), в частности, у участников этой сделки.

ФНС России отмечает, что из содержания отраженного в статье 153 ГК РФ понятия сделки, охватывающего разного рода действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, следует, что допускается совершение таких действий в различных формах и в виде разных операций при их неодинаковой длительности и последовательности.

Соответственно, положения пункта 2 статьи 93.1 НК РФ позволяют налоговому органу определить предмет истребования документов (информации) по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности, по выполненным работам (оказанным услугам), а также первичным документам, если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой участник этой сделки или иные лица обязаны представить в налоговый орган относящиеся к ней документы (информацию).

При этом согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.04.2022 N 821-О, при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговой проверки налоговому органу необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

В пунктах 1.6, 1.8, 1.10 Требования указано на необходимость представления Обществом 1 следующих документов: актов о приемке выполненных работ (КС-2), общего журнала выполненных работ (КС-6), актов приемки законченного строительством объекта (КС-11) за период 2 квартал 2021 года, формы которых содержат информацию, в том числе о лицах, сдающих и принимающих работы.

Следовательно, истребование Инспекцией в подпункте 2.4 пункта 2 Требования информации о сотрудниках, ответственных за передачу работ Обществу 1, не отвечает принципам целесообразности и обоснованности, в связи с чем является необоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что Общество 1 не сообщило информацию, отраженную в подпунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6 пункта 2 Требования, ФНС России считает, что Инспекцией правомерно квалифицировано данное бездействие как образующее состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

ФНС России принято решении об оставлении жалобы без удовлетворения.