II. Организация межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики

II. Организация межведомственного взаимодействия

между образовательными организациями высшего образования

и субъектами системы профилактики

2.1. Организация межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - Положение о КДНиЗП), Примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. N 07-5310) и иными рекомендациями федеральных органов исполнительной власти.

2.2. К субъектам системы профилактики относятся:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП, комиссии);

органы управления социальной защитой населения;

органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов;

органы опеки и попечительства;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики и их учреждения;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере здравоохранения и медицинские организации;

органы службы занятости;

органы внутренних дел;

учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2.3. Среди субъектов системы профилактики особая роль принадлежит КДНиЗП, которые координируют деятельность всех субъектов системы профилактики (п. 1 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ).

КДНиЗП:

принимают постановления по отнесенным к их компетенции вопросам, обязательные для исполнения субъектами системы профилактики. Субъекты системы профилактики обязаны сообщить КДНиЗП о принятых мерах по исполнению постановления в срок, указанный в постановлении (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 120-ФЗ);

утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа требует использования ресурсов нескольких субъектов системы профилактики, и контролируют их исполнение (пп. "в" п. 7 Положения о КДНиЗП);

могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности субъектов системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних (пп. "а" п. 7 Положения о КДНиЗП).

2.4. Образовательные организации высшего образования в отношении несовершеннолетних обучающихся являются субъектами системы профилактики.

Как субъекты системы профилактики образовательные организации высшего образования:

оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, отклонениями в поведении либо несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;

обеспечивают организацию в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Руководители и педагогические работники (в соответствии с должностными регламентами) образовательных организаций высшего образования вправе:

в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

2.5. Межведомственное взаимодействие между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики строится на принципах:

законности;

системности и стратегической целостности;

индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Деятельность субъектов системы профилактики не дублируется, а дополняет друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на несовершеннолетних обучающихся.

2.6. Основными формами межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики являются:

совместное планирование деятельности, утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия), в том числе межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей;

участие представителей образовательных организаций высшего образования в заседании КДНиЗП, членство в комиссиях;

формирование межведомственных рабочих групп;

проведение межведомственных мероприятий (конференций, совещаний, семинаров и др.) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

проведение межведомственных мероприятий по предупреждению склонения несовершеннолетних к деструктивной, экстремистской или протестной деятельности.

2.7. Участие в межведомственном взаимодействии могут принимать уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации в пределах их компетенции в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

2.8. Типовые схемы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с субъектами системы профилактики по отдельным направлениям деятельности системы профилактики представлены в приложении к проекту Порядка.