V. Основные направления реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования

V. Основные направления реализации программ и методик,

направленных на формирование законопослушного поведения

несовершеннолетних в образовательных организациях

высшего образования

1. Правовое воспитание несовершеннолетних обучающихся направлено на:

формирование системы правовых знаний, уважения к законам Российской Федерации, правовой культуры несовершеннолетних обучающихся;

формирование правосознания личности несовершеннолетнего обучающегося, знания и необходимости соблюдения прав и обязанностей;

формирование личностного нравственно-правового самоконтроля.

Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям правовых норм. Важно, чтобы несовершеннолетние обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности, правопорядка и правомерного поведения. Особое внимание уделяется вопросам морали, морального облика, кодекса чести, формированию духовно-нравственных ценностей.

2. Работа с несовершеннолетними обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины, направлена на своевременное реагирование на пропуски учебных занятий с целью обеспечения успешной профилактики правонарушений. Профессорско-преподавательский состав совместно с сотрудниками образовательной организации высшего образования должны вести ежедневный контроль посещаемости занятий.

3. Организация досуга несовершеннолетних обучающихся. Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в спортивные секции и кружки, творческие и научные коллективы в социально значимую, общественную деятельность - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы несовершеннолетнего, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Кураторами учебных групп, руководителями кружков, секций, студенческих общественных объединений, деканатами должна проводиться работа по вовлечению несовершеннолетних обучающихся в указанную деятельность. Организация учебных, культурно-творческих и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним несовершеннолетних не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность несовершеннолетних обучающихся в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной и табачной продукции. Эффективным способом борьбы с зависимостями является профилактика, целью которой является повышение качества жизни, включая медицинские аспекты здоровья, изменение социально-психологического статуса личности и обеспечение условий для закрепления позитивных изменений.

Профилактика способствует:

изменению ценностного отношения несовершеннолетних, формированию у них личной ответственности за свое поведение;

формированию антинаркотических, антиалкогольных установок в рамках профилактической работы в образовательных организациях высшего образования;

внедрению в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема наркотиков, алкоголя, табачной продукции;

оказанию квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

Профилактическая деятельность по предупреждению зависимостей предполагает системность. Результатом разработки системы учебных и воспитательных мероприятий у несовершеннолетних должны сформировать внутренние установки на сознательный отказ от употребления наркотических и психоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции социально-позитивным путем.

5. Профилактика экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних обучающихся. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения несовершеннолетних обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки, акцентировать внимание на формировании у несовершеннолетних толерантного сознания, веротерпимости и обучении культурному диалогу; активизировать работу среди несовершеннолетних по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект, запрещенных законодательством Российской Федерации.

6. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической работы является индивидуальная работа с обучающимися, которые имеют трудности в адаптации к обучению, в учебе, конфликтные ситуации со сверстниками, родителями или преподавателями, проблемы в личной жизни.

В индивидуальной профилактической работе уделяется внимание следующим формам, методам и приемам:

изучению физического и психического здоровья несовершеннолетнего обучающегося;

изучению перегрузок несовершеннолетнего обучающегося в учебной и иной деятельности и их влияния на здоровье;

тренингам по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности;

работе в микрогруппах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.