5.2.1. Базовые критерии аудита эффективности, определенные Стандартом (далее также - базовые критерии), являются основой для разработки критериев аудита эффективности (далее также - критерии), отражаемых в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности.
5.2.2. Стандартом установлены следующие базовые критерии:
1) запланированные результаты достигнуты (базовый критерий 1);
2) объем использованных ресурсов не превышает первоначально запланированный объем (базовый критерий 2);
3) при оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов отсутствует (базовый критерий 3А);
при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует (базовый критерий 3Б);
4) необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует (далее - базовый критерий 4);
5) достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов обусловлено воздействием (вкладом) непосредственных результатов, получаемых за счет использования объектами аудита эффективности федеральных и иных ресурсов (далее - базовый критерий 5).
Стандартом установлено, что базовые критерии применяются с учетом следующих особенностей:
базовые критерии 1, 3А и (или) 3Б применяются в обязательном порядке;
базовый критерий 2 и базовый критерий 4 применяются при необходимости с учетом особенностей проведения конкретного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия;
базовый критерий 5 применяется при необходимости в случае проведения оценки влияния в соответствии с абзацем четвертым пункта 3.2.3 Стандарта и пунктом 2.6 Методических рекомендаций.
5.2.3. Базовые критерии могут быть модифицированы в критерии в виде:
требуемого состояния или ожидания в отношении значений конкретных показателей (индикаторов), отражающих достижение результатов или использование ресурсов;
требуемого обобщенного состояния или ожидания <3> в отношении ресурсов и результатов.
--------------------------------
<3> См. пункт 5.2.6 Методических рекомендаций.
Модификация базового критерия 2 ("объем использованных ресурсов не превышает первоначально запланированный объем") и базового критерия 4 ("необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов отсутствует"), как правило, основывается на обобщенном состоянии или ожидании в отношении ресурсов. Например, могут быть разработаны следующие критерии:
увеличение сметной стоимости строительства автомобильных дорог отсутствует (при модификации базового критерия 2);
своевременность создания спортивных площадок (при модификации базового критерия 2);
необходимость дополнительных бюджетных ассигнований отсутствует (при модификации базового критерия 4);
необходимость дополнительных временных затрат отсутствует (при модификации базового критерия 4).
Вместе с тем модификацию базового критерия 1 ("запланированные результаты достигнуты"), базового критерия 3А ("возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или альтернативных ресурсов отсутствует"), базового критерия 3Б ("возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует"), базового критерия 5 ("достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов обусловлено воздействием (вкладом) непосредственных результатов, получаемых за счет использования объектами аудита эффективности федеральных и иных ресурсов") рекомендуется осуществлять с учетом конкретных показателей (индикаторов), например, следующим образом:
спортивные площадки в сельской местности созданы в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками (при модификации базового критерия 1);
увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности (при модификации базового критерия 3А);
цена за единицу поставленного оборудования ниже рыночной цены товара (при модификации базового критерия 3Б);
реализация программ государственной поддержки рынка жилищного строительства и ипотечного кредитования оказала влияние на увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия (при модификации базового критерия 5).
5.2.4. Показатели (индикаторы), с помощью которых модифицируются базовые критерии, можно условно разделить на следующие три группы:
А) показатели продуктивности, характеризующие затраты ресурсов на единицу результата (используются при модификации базового критерия 3Б в рамках оценки экономности) или результаты на единицу затрат ресурсов (используются при модификации базового критерия 3А в рамках оценки результативности). С точки зрения аудита эффективности такие показатели (показатели продуктивности) являются наиболее важными для выбора альтернатив в сопоставимых условиях.
Стоимость одного товара, работы, услуги; стоимость одного койко-дня; затраты на одного учащегося и т.п. Такие показатели могут являться как нормативами затрат, так и показателями продуктивности, полученными как частное от деления всех затрат ресурсов на достигнутые результаты (средняя стоимость единицы конкретного вида (типа) приобретенного товара; средняя стоимость подключения одного домохозяйства к объекту инфраструктуры и т.п.).
Дополнительные примеры показателей продуктивности приведены в приложении N 4 к Методическим рекомендациям;
Б) показатели, характеризующие долю затрат ресурсов определенного типа в общем объеме затрат или по отношению к иному типу затрат; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3Б;
Доля административных расходов в общем объеме расходов, доля расходов на административно-управленческий персонал в общем объеме расходов, доля внебюджетных источников в общем объеме затрат; доля внебюджетных источников по отношению к бюджетным и т.п.).
В) иные финансовые показатели, в том числе используемые для характеристики финансового положения хозяйствующих субъектов (объектов аудита эффективности); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и 3А;
Показатели рентабельности (рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и т.п.), ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой (срочной) ликвидности и т.п.), оборачиваемости и т.д.
2) нефинансовые показатели (индикаторы), отражающие количественную сторону результатов с определенными качественными характеристиками:
А) показатели (индикаторы), характеризующие количество получаемых товаров (работ, услуг); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и 3А;
Количество построенных объектов, приобретенных товаров, работ, услуг и т.п.
Б) показатели (индикаторы), отражающие изменение мощностей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), а также изменение возможностей выгодоприобретателей по использованию указанных товаров (работ, услуг); такие показатели, как правило, используются при модификации базовых критериев 1 и 3А;
Мощность объектов электроэнергетики, единовременная пропускная способность спортивных сооружений, пропускная способность автомобильных дорог.
В) показатели (индикаторы), отражающие пользование указанными мощностями и возможностями; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3А и при необходимости базового критерия 5;
Загруженность объектов спорта, удельный вес домохозяйств, подключенных к сетям, частота отключений электроэнергии потребителям (% работоспособности электрогенерации).
Г) показатели (индикаторы), характеризующие средне- и долгосрочные социально-экономические изменения; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3А и при необходимости базового критерия 5;
Смертность населения от всех причин, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, доля семей, улучшивших жилищные условия и т.п.
3) нефинансовые показатели (индикаторы), для которых необходимо проведение социологических исследований (опросов), экспертных оценок <3(1)>: показатели (индикаторы), характеризующие уровень удовлетворенности выгодоприобретателей; такие показатели, как правило, используются при модификации базового критерия 3А и при необходимости базового критерия 5.
--------------------------------
<3(1)> При условии, что экспертная оценка как доказательство должна быть дополнительно подтверждена информацией из иных источников.
Уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, экспертные оценки в той или иной области.
5.2.5. Система нефинансовых показателей (индикаторов), указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 5.2.4 Методических рекомендаций, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Система нефинансовых показателей (индикаторов), характеризующих результаты.
5.2.6. Базовые критерии также могут модифицироваться в виде обобщенного состояния или ожидания в отношении ресурсов и результатов.
Обобщенное состояния или ожидание в отношении ресурсов и результатов напрямую не связано ни с каким показателем (индикатором), а скорее характеризует определенное действие применительно к ресурсам и результатам: например, отсутствие факта увеличения сметной стоимости строительства, своевременность достижения результатов, монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры и т.п.
5.2.7. Примеры модифицированных базовых критериев (с учетом пунктов 5.2.3 - 5.2.6 Методических рекомендаций) могут выглядеть следующим образом:
1) критерии в виде требуемого состояния или ожидания в отношении значений конкретных нефинансовых показателей (индикаторов), отражающих достижение запланированных результатов или лучших результатов деятельности объекта аудита эффективности (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 1 и 3А);
Искусственные покрытия для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки, поставлены в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками.
Спортивные площадки в сельской местности созданы в запланированном количестве и с установленными качественными характеристиками.
Увеличена единовременная пропускная способность спортивных сооружений, расположенных в сельской местности.
Увеличен уровень удовлетворенности граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом.
Распределительные газовые сети введены в действие в запланированном объеме.
Сокращение доли сельских жителей, не обеспеченных сетевым газом.
Снижен уровень смертности населения от всех причин.
Увеличена ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
2) в виде требуемого обобщенного состояния или ожидания в отношении результатов (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 1 и 3А);
Достигнуты результаты использования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Произведен монтаж поставленных искусственных покрытий для футбольных полей.
Созданные спортивные площадки функционируют.
Отсутствуют объекты незавершенного строительства, законсервированные и (или) пришедшие в негодность объекты.
3) в виде требуемого состояния или ожидания в отношении значений финансовых показателей, в том числе отражающих возможность экономии ресурсов (т.е., как правило, при модификации базового критерия 3Б);
Цена за единицу поставленного оборудования не превышает рыночную цену товара.
Доля административных расходов не превышает среднее значение показателя у аналогичных организаций.
Доля внебюджетных источников в общем объеме используемых ресурсов не сокращается.
4) в виде требуемого обобщенного состояния или ожидания в отношении использования ресурсов (т.е., как правило, при модификации базовых критериев 2 и 3Б);
Отсутствуют факты завышения стоимости закупаемых товаров, работ, услуг.
Своевременность начала эксплуатации оборудования.
Отсутствуют дополнительные затраты на ремонт, обслуживание и т.п. в течение гарантийного срока.
Отсутствуют расходы на оплату транспортного налога на автомобили, находившиеся в неисправном состоянии в течение всего налогового периода.
Отсутствуют расходы на оплату штрафов, пеней за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи.
Ранее сформированные запасы используются для достижения результатов.
Отсутствуют факты приобретения нового оборудования при наличии аналогичного в работоспособном состоянии и не в полной мере загруженного.
5) в виде требуемого состояния или ожидания в отношении влияния достижения непосредственных результатов на достижение конечных результатов и (или) итоговых эффектов (т.е. при модификации базового критерия 5).
Реализация мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения" привела к сокращению смертности от дорожно-транспортных происшествий.
Реализация программ государственной поддержки рынка жилищного строительства и ипотечного кредитования оказала влияние на увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия.
Создание в сельской местности спортивных площадок привело к увеличению доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом.
5.2.8. Схема разработки критериев аудита эффективности на основе базовых критериев (на конкретном примере) представлена в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
5.2.9. Подборка примеров критериев аудита эффективности, соответствующих базовым критериям и связанных (и не связанных) с конкретными показателями (индикаторами), приведена в приложении N 6 к Методическим рекомендациям.
5.2.10. При модификации базовых критериев в критерии, отражаемые в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с применением аудита эффективности, следует иметь в виду, что в некоторых случаях конкретный критерий аудита эффективности может быть отнесен сразу к нескольким базовым критериям.
Критерий "Цена за единицу поставленного оборудования не превышает рыночную цену товара" может конкретизировать как базовый критерий 3Б ("возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует"), так и базовый критерий 3А ("возможность добиться лучших результатов (по количеству)"), так как сокращение затрат на единицу оборудования дает возможность закупки большего количества оборудования.
Кроме того, нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление и распоряжение бюджетными средствами, в качестве показателей (индикаторов), отражающих достижение запланированных результатов (базового критерия 1), уже могут быть предусмотрены показатели (индикаторы) более высокого уровня: например, показатели (индикаторы), отражающие изменение мощностей в связи с вводом в эксплуатацию объектов инфраструктуры, которые, как правило, используются при модификации базового критерия 3А ("возможность добиться лучших результатов (принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями)").
5.2.11. Отсутствие нарушений при использовании ресурсов или факт их устранения могут являться критериями аудита эффективности только в виде формулировки критерия, отражающего взаимосвязь таких нарушений с достижением результатов и (или) изменением объема использованных ресурсов.
Нарушения требований по применению нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, отсутствуют.
5.2.12. Критерии, разработанные на основе базовых критериев 3А и 3Б, являются ключевыми для аудита эффективности. Такие критерии позволяют определить как занижение запланированных результатов, так и некорректность самих результатов деятельности объекта аудита эффективности, например, в случае, когда запланированные результаты достигнуты (или даже превышены; т.е. критерии, разработанные на основе базового критерия 1, соблюдены), но доказаны возможность и необходимость достижения за счет использованных ресурсов лучших результатов (в том числе возможность полноценного использования результатов выгодоприобретателями; т.е. критерии, разработанные на основе базового критерия 3А, не соблюдены).
В рамках аудита эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на закупки кресел-колясок для инвалидов, выявлено, что закупки осуществляются, закупаемые кресла-коляски являются качественными, необоснованное превышение запланированного объема используемых ресурсов не наблюдается (критерии, разработанные на основе базовых критериев 1 и 2, в целом соблюдены). Однако были выявлены и проблемы: длительный срок ожидания поставок, отказ инвалидов от получения кресел-колясок, так как они не соответствуют антропометрическим, физиологическим и иным индивидуальным особенностям инвалидов. Таким образом, имеет место проблема неудовлетворенности потребностей инвалидов в обеспечении креслами-колясками, то есть проблема достижения конечных результатов (критерии, разработанные на основе базового критерия 3А, не соблюдены).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей