1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).
2. Настоящий Стандарт определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также требования к инвентаризации активов и обязательств.
(в ред. Приказа Минфина России от 13.09.2023 N 143н)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерского учета (далее - субъекты учета) понимаются:
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации бюджетной сферы, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (далее - учреждения). Положения настоящего Стандарта, установленные в отношении учреждений, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности;
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - финансовые органы);
органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание).
4. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъекты отчетности) понимаются:
учреждения, финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, составляющие на основе данных бухгалтерского учета индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, формирующие бюджетную отчетность (консолидированную бюджетную отчетность), а также органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений полномочия и функции учредителя и составляющие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее - субъекты консолидированной отчетности).
4.1. В случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление и (или) представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), положения настоящего Стандарта, предусмотренные в отношении субъекта учета, субъекта отчетности (субъекта консолидированной отчетности), распространяются на централизованную бухгалтерию.
(п. 4.1 введен Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по степени обобщения в ней информации и порядка ее формирования подразделяется на индивидуальную, консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
6. Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется с представлением за отчетный период данных о:
- нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета (плана счетов казначейского учета), бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений;
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 3 п. 6 (в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н) применяется при формировании отчетности по операциям системы казначейских платежей с 01.01.2021.
- финансовом результате деятельности, результатах исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетной сметы), плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения, результатах управления остатками на едином казначейском счете;
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 4 п. 6 (в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н) применяется при формировании отчетности по операциям системы казначейских платежей с 01.01.2021.
- движении денежных средств (движении денежных средств в системе казначейских платежей);
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
- иной информации, необходимой пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством Российской Федерации в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, финансовые органы, государственные (муниципальные) органы для целей управления учреждением и иных аналогичных целей.
Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит публикации в части раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований.
Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрывать информацию таким образом, как если бы она была подготовлена одним субъектом отчетности. Показатели консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности формируются путем суммирования одноименных показателей и исключения подлежащих консолидации взаимосвязанных показателей (при наличии таковых) бухгалтерской (финансовой) отчетности группы субъектов отчетности.
8. По степени раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности такая отчетность подразделяется на бухгалтерскую (финансовую) отчетность общего назначения и бухгалтерскую (финансовую) отчетность специального назначения.
9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения формируется субъектом отчетности в целях представления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые не обладают в соответствии с законодательством Российской Федерации правом требовать предоставления отчетности, информации о деятельности субъектов отчетности.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения раскрывается информация о финансовом положении субъекта отчетности (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовых результатах деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании за отчетный период денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций (полномочий), для осуществления которых субъект отчетности создан.
Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения являются получатели государственных услуг, исполнители государственных (муниципальных) контрактов, кредиторы, инвесторы, заемщики, участники международных договоров, заключенных Российской Федерацией, сотрудники учреждений, иные граждане Российской Федерации и организации, заинтересованные в изучении (использовании) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При анализе показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения ее показатели необходимо рассматривать в контексте с другой информацией, предоставляемой субъектами отчетности в отношении своей текущей и планируемой деятельности, а также с учетом факторов, которые влияют на такую деятельность.
10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность специального назначения формируется субъектом отчетности для пользователей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обладают правом требовать представления с учетом своих потребностей информации о деятельности субъектов отчетности, отличной от представляемой (раскрываемой) в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), финансовые органы, органы государственного (муниципального) финансового контроля Российской Федерации, налоговые органы, органы государственной статистики, руководители субъекта отчетности, иные пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, заинтересованные в изучении (использовании) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения и обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации правом требовать представления с учетом своих потребностей информации о деятельности субъектов отчетности.
11. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной субъектами отчетности, используются в качестве исходных данных для целей подготовки информации о статистике государственных финансов, статистической отчетности, в том числе для формирования статистических моделей, для финансового и (или) экономического анализа, в том числе оценки влияния государственной политики на экономическую деятельность.
12. Субъекты отчетности опубликовывают бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
13. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, субъект отчетности (субъект консолидированной отчетности) обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
Субъекты отчетности обеспечивают хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.
При наличии технической возможности субъект отчетности обеспечивает хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (далее - электронные документы), на электронных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах.
При хранении бухгалтерской (финансовой) отчетности должна обеспечиваться защита данных отчетности от несанкционированных исправлений.
(п. 13 в ред. Приказа Минфина России от 10.06.2019 N 94н)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета (далее - субъекты централизованного учета), составляет единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений настоящего Стандарта, иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <1> (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), а также в случае передачи Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования (далее - уполномоченные органы) полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы с учетом общих требований к передаче таких полномочий, установленных Правительством Российской Федерации <1.1>.
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<1> Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918), от 30 января 2020 г. N 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный номер 58191), от 6 апреля 2020 г. N 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный номер 58170).
(сноска в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
<1.1> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 78).
(сноска введена Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
В целях организации и ведения уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией) бухгалтерского учета субъектов централизованного учета документами единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией), определяются:
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые для ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета коды счетов бухгалтерского учета (синтетического и аналитического учета) и правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения централизованной бухгалтерией в рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности либо поступления предложений субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета;
в) порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
г) формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при формировании таких первичных (сводных) учетных документов;
д) формы регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при предоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета;
е) правила документооборота, технология обработки учетной информации, порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете, в том числе порядок взаимодействия между централизованной бухгалтерией и субъектами централизованного учета по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления (получения) документов (сведений), необходимых для осуществления централизованной бухгалтерией переданных полномочий, а также по представлению субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизованной бухгалтерией переданных полномочий, в соответствии с утвержденным графиком документооборота;
(пп. "е" в ред. Приказа Минфина России от 13.09.2023 N 143н)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета.
Основные положения единой учетной политики при централизации учета подлежат публичному раскрытию на официальном сайте централизованной бухгалтерии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(п. 14 в ред. Приказа Минфина России от 10.06.2019 N 94н)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей