Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях)

Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) - психологической готовности к реабилитации или абилитации

Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования

Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации)

Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет

Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида

Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития

Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам - получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования

Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность

Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов

Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию

Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении

Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения

Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений

Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения

Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния

Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования

Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах <7>

Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления

Необходимые умения

Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам

Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики

Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях

Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми

Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению

Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации

Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности

Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады

Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности

Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение

Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов

Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов

Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий

Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации

Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни

Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям

Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан

Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха

Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц

Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)

Оформлять профессиональную документацию и отчетность

Необходимые знания

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи

Методы и способы оценки психического состояния людей

Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями

Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности

Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности

Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния

Методы формирования мотивации к труду и обучению

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология

Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений)

Психология зависимости, девиантология

Возрастная психология, основы геронтологии

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты)

Современные требования к отчетности и качеству представления документации

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики