1.
|
Диагностические критерии острой реакции на стресс.
|
2.
|
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства.
|
3.
|
Варианты расстройства приспособительных реакций.
|
4.
|
Особенности возникновения психических расстройств у детей и подростков на начальном этапе чрезвычайной ситуации.
|
5.
|
Особенности формирования клинических проявлений посттравматического расстройства у детей и подростков.
|
6.
|
Принципы терапии реакций на тяжелый стресс.
|
7.
|
Виды психотерапевтических интервенций, применяемых при работе с симптомами острой реакции на стресс.
|
8.
|
Психотерапевтические методы, применяемые для лечения посттравматического стрессового расстройства.
|
9.
|
Специфика проведения психотерапии при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям.
|
10.
|
Когнитивно-поведенческая психотерапия при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям.
|
11.
|
Суггестивная психотерапия при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям.
|
12.
|
Специфика работы с семьей пациентов, переживших тяжелый стресс.
|
13.
|
Критерии оценки эффективности психотерапии.
|
14.
|
Особенности оказания психотерапевтической помощи на различных этапах чрезвычайной ситуации для детей и подростков.
|
15.
|
Методы профилактики развития постстрессовых психических расстройств на различных этапах ликвидации чрезвычайной ситуации.
|
|
30. Примеры тестовых заданий:
|
|
Выберите один или несколько правильных ответов.
|
1.
|
Психические расстройства, возникающие вследствие чрезвычайной ситуации:
|
А
|
посттравматическое стрессовое расстройство
|
Б
|
расстройство зрелой личности и поведения
|
В
|
острая реакция на стресс
|
Г
|
генерализованное тревожное расстройство
|
Д
|
расстройства адаптации
|
|
Ответ: А, В, Г, Д
|
2.
|
Психические расстройства, возникающие вследствие чрезвычайной ситуации:
|
А
|
гиперкинетическая
|
Б
|
параноидная
|
В
|
гипокинетическая
|
Г
|
условно адекватная
|
Д
|
онейроидно-кататоническая
|
|
Ответ: А, В, Г
|
3.
|
Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства:
|
А
|
повторное переживание травмы
|
Б
|
переоценка жизненных ценностей
|
В
|
избегание и сужение круга эмоциональных реакций
|
Г
|
повышенное возбуждение (психоэмоциональное напряжение)
|
Д
|
повышенная физическая активность
|
|
Ответ: А, В, Г
|
4.
|
Развитие психосоматических расстройств при посттравматическом стрессовом расстройстве предполагает у пациента наличие:
|
А
|
нерешенных детских конфликтов и психотравм раннего периода развития
|
Б
|
особенностей личности
|
В
|
повторных психотравмирующих ситуаций
|
Г
|
эмоционально-значимых ситуаций в настоящем
|
Д
|
алексетимии
|
|
Ответ: Б
|
5.
|
Клинические варианты расстройств адаптации:
|
А
|
аномический
|
Б
|
диссоциальный
|
В
|
асоциальный
|
Г
|
магифренический
|
Д
|
дисгармонический
|
|
Ответ: А, Б, Г
|
6.
|
К первичным жертвам чрезвычайной ситуации относят:
|
А
|
лиц, подвергшихся непосредственному воздействию чрезвычайных ситуаций
|
Б
|
специалистов, оказывающих помощь
|
В
|
представителей органов власти
|
Г
|
свидетелей событий
|
Д
|
родственников первичных жертв
|
|
Ответ: А
|
7.
|
Основным объектом деятельности клинического психолога является человек:
|
А
|
страдающий психическим заболеванием
|
Б
|
психически здоровый
|
В
|
имеющий нарушения психического здоровья невротического уровня
|
Г
|
с нарушениями адаптации
|
Д
|
имеющий психологические проблемы
|
|
Ответ: Б
|
8.
|
В ситуации психологического консультирования специалист:
|
А
|
несет полную ответственность за практический результат консультирования
|
Б
|
не отвечает за практический результат консультирования
|
В
|
отвечает за психическое здоровье пациента
|
Г
|
делит ответственность за практический результат с клиентом
|
Д
|
отвечает за результаты своих профессиональных действий
|
|
Ответ: Б
|
9.
|
Рисуя семью, ребенок изображает себя особенно долго, яркими красками, сравнительно большего размера. Это может свидетельствовать о:
|
А
|
заниженной самооценке
|
Б
|
агрессивности
|
В
|
истероидных чертах характера
|
Г
|
органическом поражении головного мозга
|
Д
|
макропсиях у больного
|
|
Ответ: В
|
10.
|
Отсутствие частей рук или тщательная их прорисовка автором в "Рисунке человека" могут свидетельствовать о:
|
А
|
суицидальных тенденциях
|
Б
|
истероидных чертах личности
|
В
|
склонности к мастурбации
|
Г
|
нарушениях коммуникации
|
Д
|
оральной агрессии
|
|
Ответ: Г
|
11.
|
Девочка 6 лет изобразила на "Рисунке семьи" мать выше и крупнее остальных членов семьи, в том числе отца, что не соответствует действительности и свидетельствует о:
|
А
|
лидирующем положении матери в семье
|
Б
|
макропсии у ребенка
|
В
|
заниженной самооценке
|
Г
|
слабости позитивных межперсональных связей в семье
|
Д
|
чувстве отверженности у ребенка
|
|
Ответ: А
|
12.
|
Переживания пациентом чувства вины требуют активного изучения:
|
А
|
раннего детского опыта в возрасте до двух лет
|
Б
|
особенностей отношений с родительскими фигурами
|
В
|
особенностей отношений с противоположным полом
|
Г
|
особенностей отношений со сверстниками в пубертатном периоде
|
Д
|
раннего детского опыта в возрасте от двух до пяти лет
|
|
Ответ: Б
|
13.
|
Психологическая и психотерапевтическая помощь при переживании утраты в первую очередь направлена на:
|
А
|
работу с личностью пациента
|
Б
|
проработку чувств пациента по отношению к объекту привязанности
|
В
|
нейтрализацию негативных чувств по отношению к объекту привязанности
|
Г
|
активизацию психологических процессов переживания горя и утраты
|
Д
|
работу с детскими конфликтами, лежащими в основе привязанности к объекту
|
|
Ответ: Г
|
14.
|
Защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные социально приемлемые виды деятельности, носит название:
|
А
|
рационализация
|
Б
|
изоляция
|
В
|
сублимация
|
Г
|
вытеснение
|
Д
|
отрицание
|
|
Ответ: В
|
15.
|
Психологическое консультирование конкретного человека ориентировано на:
|
А
|
восстановление его здоровья
|
Б
|
устранение причин нарушения его здоровья
|
В
|
решение его психологических проблем
|
Г
|
устранение причин его психологических затруднений
|
Д
|
устранение симптомов нарушения его здоровья
|
|
Ответ: В
|
16.
|
Содержание терапевтического контакта в процессе психологического консультирования и психотерапии наиболее точно отражает термин:
|
А
|
особый интимно-личностный контакт
|
Б
|
эмпатический контакт
|
В
|
терапевтический перенос
|
Г
|
терапевтический альянс
|
Д
|
глубокий эмоциональный контакт
|
|
Ответ: Г
|
17.
|
Психотерапевтическая помощь при переживании реакции горя в первую очередь направлена на:
|
А
|
работу с личностью пациента
|
Б
|
нейтрализацию негативных чувств по отношению к объекту привязанности
|
В
|
проработку чувств пациента по отношению к объекту привязанности
|
Г
|
работу с детскими конфликтами, лежащими в основе привязанности к объекту
|
Д
|
активизацию психологических процессов переживания горя и утраты
|
|
Ответ: Г
|
18.
|
Назовите метод кризисной интервенции, применяемый преимущественно в остром периоде чрезвычайной ситуации:
|
А
|
систематическая десенсибилизация
|
Б
|
эриксоновский гипноз
|
В
|
дебрифинг
|
Г
|
когнитивное переструктурирование
|
Д
|
эмпатическое слушание
|
|
Ответ: Д
|
19.
|
Кризисная интервенция направлена на:
|
А
|
снятие симптомов напряжения, тревоги, панических реакций
|
Б
|
гармонизацию супружеских взаимоотношений
|
В
|
активизацию личностных ресурсов
|
Г
|
помощь в решении экзистенциальных проблем
|
Д
|
активизацию психологических процессов переживания горя и утраты
|
|
Ответ: А, В
|
20.
|
Факторами, затрудняющими реализацию когнитивной терапии, являются:
|
А
|
негативные убеждения о когнитивной терапии
|
Б
|
выраженные обсессивно-компульсивные расстройства
|
В
|
высокий уровень тревожности пациента
|
Г
|
явления вторичной травматизации
|
Д
|
выраженное когнитивное снижение
|
|
Ответ: Д
|