29. Примерная тематика контрольных вопросов

29. Примерная тематика контрольных вопросов:

1.

Диагностические критерии острой реакции на стресс.

2.

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства.

3.

Варианты расстройства приспособительных реакций.

4.

Особенности возникновения психических расстройств у детей и подростков на начальном этапе чрезвычайной ситуации.

5.

Особенности формирования клинических проявлений посттравматического расстройства у детей и подростков.

6.

Принципы терапии реакций на тяжелый стресс.

7.

Виды психотерапевтических интервенций, применяемых при работе с симптомами острой реакции на стресс.

8.

Психотерапевтические методы, применяемые для лечения посттравматического стрессового расстройства.

9.

Специфика проведения психотерапии при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям.

10.

Когнитивно-поведенческая психотерапия при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям.

11.

Суггестивная психотерапия при осуществлении помощи пациентам, пережившим тяжелый стресс, и их семьям.

12.

Специфика работы с семьей пациентов, переживших тяжелый стресс.

13.

Критерии оценки эффективности психотерапии.

14.

Особенности оказания психотерапевтической помощи на различных этапах чрезвычайной ситуации для детей и подростков.

15.

Методы профилактики развития постстрессовых психических расстройств на различных этапах ликвидации чрезвычайной ситуации.

30. Примеры тестовых заданий:

Выберите один или несколько правильных ответов.

1.

Психические расстройства, возникающие вследствие чрезвычайной ситуации:

А

посттравматическое стрессовое расстройство

Б

расстройство зрелой личности и поведения

В

острая реакция на стресс

Г

генерализованное тревожное расстройство

Д

расстройства адаптации

Ответ: А, В, Г, Д

2.

Психические расстройства, возникающие вследствие чрезвычайной ситуации:

А

гиперкинетическая

Б

параноидная

В

гипокинетическая

Г

условно адекватная

Д

онейроидно-кататоническая

Ответ: А, В, Г

3.

Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства:

А

повторное переживание травмы

Б

переоценка жизненных ценностей

В

избегание и сужение круга эмоциональных реакций

Г

повышенное возбуждение (психоэмоциональное напряжение)

Д

повышенная физическая активность

Ответ: А, В, Г

4.

Развитие психосоматических расстройств при посттравматическом стрессовом расстройстве предполагает у пациента наличие:

А

нерешенных детских конфликтов и психотравм раннего периода развития

Б

особенностей личности

В

повторных психотравмирующих ситуаций

Г

эмоционально-значимых ситуаций в настоящем

Д

алексетимии

Ответ: Б

5.

Клинические варианты расстройств адаптации:

А

аномический

Б

диссоциальный

В

асоциальный

Г

магифренический

Д

дисгармонический

Ответ: А, Б, Г

6.

К первичным жертвам чрезвычайной ситуации относят:

А

лиц, подвергшихся непосредственному воздействию чрезвычайных ситуаций

Б

специалистов, оказывающих помощь

В

представителей органов власти

Г

свидетелей событий

Д

родственников первичных жертв

Ответ: А

7.

Основным объектом деятельности клинического психолога является человек:

А

страдающий психическим заболеванием

Б

психически здоровый

В

имеющий нарушения психического здоровья невротического уровня

Г

с нарушениями адаптации

Д

имеющий психологические проблемы

Ответ: Б

8.

В ситуации психологического консультирования специалист:

А

несет полную ответственность за практический результат консультирования

Б

не отвечает за практический результат консультирования

В

отвечает за психическое здоровье пациента

Г

делит ответственность за практический результат с клиентом

Д

отвечает за результаты своих профессиональных действий

Ответ: Б

9.

Рисуя семью, ребенок изображает себя особенно долго, яркими красками, сравнительно большего размера. Это может свидетельствовать о:

А

заниженной самооценке

Б

агрессивности

В

истероидных чертах характера

Г

органическом поражении головного мозга

Д

макропсиях у больного

Ответ: В

10.

Отсутствие частей рук или тщательная их прорисовка автором в "Рисунке человека" могут свидетельствовать о:

А

суицидальных тенденциях

Б

истероидных чертах личности

В

склонности к мастурбации

Г

нарушениях коммуникации

Д

оральной агрессии

Ответ: Г

11.

Девочка 6 лет изобразила на "Рисунке семьи" мать выше и крупнее остальных членов семьи, в том числе отца, что не соответствует действительности и свидетельствует о:

А

лидирующем положении матери в семье

Б

макропсии у ребенка

В

заниженной самооценке

Г

слабости позитивных межперсональных связей в семье

Д

чувстве отверженности у ребенка

Ответ: А

12.

Переживания пациентом чувства вины требуют активного изучения:

А

раннего детского опыта в возрасте до двух лет

Б

особенностей отношений с родительскими фигурами

В

особенностей отношений с противоположным полом

Г

особенностей отношений со сверстниками в пубертатном периоде

Д

раннего детского опыта в возрасте от двух до пяти лет

Ответ: Б

13.

Психологическая и психотерапевтическая помощь при переживании утраты в первую очередь направлена на:

А

работу с личностью пациента

Б

проработку чувств пациента по отношению к объекту привязанности

В

нейтрализацию негативных чувств по отношению к объекту привязанности

Г

активизацию психологических процессов переживания горя и утраты

Д

работу с детскими конфликтами, лежащими в основе привязанности к объекту

Ответ: Г

14.

Защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные социально приемлемые виды деятельности, носит название:

А

рационализация

Б

изоляция

В

сублимация

Г

вытеснение

Д

отрицание

Ответ: В

15.

Психологическое консультирование конкретного человека ориентировано на:

А

восстановление его здоровья

Б

устранение причин нарушения его здоровья

В

решение его психологических проблем

Г

устранение причин его психологических затруднений

Д

устранение симптомов нарушения его здоровья

Ответ: В

16.

Содержание терапевтического контакта в процессе психологического консультирования и психотерапии наиболее точно отражает термин:

А

особый интимно-личностный контакт

Б

эмпатический контакт

В

терапевтический перенос

Г

терапевтический альянс

Д

глубокий эмоциональный контакт

Ответ: Г

17.

Психотерапевтическая помощь при переживании реакции горя в первую очередь направлена на:

А

работу с личностью пациента

Б

нейтрализацию негативных чувств по отношению к объекту привязанности

В

проработку чувств пациента по отношению к объекту привязанности

Г

работу с детскими конфликтами, лежащими в основе привязанности к объекту

Д

активизацию психологических процессов переживания горя и утраты

Ответ: Г

18.

Назовите метод кризисной интервенции, применяемый преимущественно в остром периоде чрезвычайной ситуации:

А

систематическая десенсибилизация

Б

эриксоновский гипноз

В

дебрифинг

Г

когнитивное переструктурирование

Д

эмпатическое слушание

Ответ: Д

19.

Кризисная интервенция направлена на:

А

снятие симптомов напряжения, тревоги, панических реакций

Б

гармонизацию супружеских взаимоотношений

В

активизацию личностных ресурсов

Г

помощь в решении экзистенциальных проблем

Д

активизацию психологических процессов переживания горя и утраты

Ответ: А, В

20.

Факторами, затрудняющими реализацию когнитивной терапии, являются:

А

негативные убеждения о когнитивной терапии

Б

выраженные обсессивно-компульсивные расстройства

В

высокий уровень тревожности пациента

Г

явления вторичной травматизации

Д

выраженное когнитивное снижение

Ответ: Д