Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Органы государственной власти вносят свой вклад в поддержание ценовой стабильности. Прежде всего это меры по снижению влияния факторов на стороне предложения на динамику цен, принимаемые федеральными и региональными органами. К таким факторам относятся события, автономные от денежно-кредитной политики, приводящие к несистематическим изменениям предложения (например, неурожай, перебои в поставках товаров, ограничения на ввоз продуктов питания по фитосанитарным причинам). Под воздействием указанных факторов инфляция может заметно колебаться. При этом их влияние на динамику цен может как исчерпываться в краткосрочный период, так и иметь более продолжительный характер. В частности, они могут негативно отражаться на инфляционных ожиданиях, приводить к возникновению вторичных эффектов и длительному периоду высокой инфляции.

Для нивелирования негативного влияния факторов на стороне предложения на инфляцию применяются различные группы инструментов, которые условно делятся на постоянно действующие механизмы и ситуативные меры. В первую группу входят регулирование цен и тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний; таможенно-тарифные механизмы; программы, нацеленные на повышение эффективности экономики и развитие конкуренции; полномочия органов власти по контролю за ценами на социально значимые товары при возникновении определенных условий. Особое значение для поддержания ценовой стабильности имеет установление регулируемых цен и тарифов с учетом цели по инфляции.

При ухудшении внешних условий функционирования экономики могут применяться инструменты второй группы - временного действия. В частности, в настоящее время в условиях введения санкций важное значение приобретают меры, принимаемые для поддержки перестройки российской экономики. К ним относятся меры по облегчению ведения бизнеса, включая оптимизацию административной нагрузки на бизнес, упрощение таможенных, сертификационных, транспортных процедур, ускорение цифровизации, механизм параллельного импорта и программы льготного кредитования отдельных отраслей. Эти меры будут способствовать ослаблению инфляционного давления со стороны факторов предложения, ведущих к снижению выпуска и росту затрат.

В особых обстоятельствах кратковременного дезинфляционного эффекта можно добиться при установлении предельных цен или торговых надбавок в отдельных сегментах рынка. Однако прямое административное вмешательство в установление цен на длительном горизонте может привести к снижению предложения товаров, под падающих под ценовое регулирование, сворачиванию производителями инвестиций и ухудшению потребительских настроений.

Банк России внимательно следит за фактическими и планируемыми мерами органов государственной власти, обсуждает их влияние с представителями бизнеса, финансового сообщества и органов власти. Банк России также предоставляет свою экспертизу по анализу рынков товаров и услуг и предлагает меры по решению проблем. На региональном уровне ведется регулярное взаимодействие территориальных учреждений Банка России с местными органами власти. Банк России продолжит оценивать влияние принимаемых мер на экономику, учитывать их при формировании макроэкономического прогноза и принятии решений по денежно-кредитной политике (см. Приложение 4 "Разовые факторы инфляции на стороне предложения").