Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов.

ПРОГНОЗ ЛИКВИДНОСТИ

Профицит ликвидности в среднем за декабрьский ПУ <14> составил 2,3 трлн рублей, на конец 2022 года - 2,8 трлн рублей. Это ниже прогноза Банка России в размере 3,3 - 3,9 трлн рублей на 1 января 2023 года, представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. Основными факторами отклонения были больший, чем ожидалось, рост спроса на наличные деньги и увеличение остатков на корреспондентских счетах банков выше уровня, необходимого для равномерного усреднения обязательных резервов. При этом приток средств за счет бюджетных операций, напротив, был больше прогноза.

--------------------------------

<14> Рассматривается ПУ с 14 декабря 2022 года по 17 января 2023 года.

Рост объема наличных денег в обращении в IV квартале 2022 года был выше сезонной нормы. Часть перетока средств с банковских счетов в наличные была обусловлена спросом со стороны населения. Население склонно более активно снимать со своих банковских счетов наличные деньги в условиях повышения экономической неопределенности. Часть этих средств затем хранится в виде ликвидных сбережений, часть - используется для проведения текущих расчетов вместо безналичных платежей. При этом повышенный спрос на наличные деньги сам по себе не приводит к росту инфляции. Общий объем денежной массы при снятии со счетов наличных денег не возрастает, а лишь изменяется ее состав - объем средств на банковских счетах уменьшается, на аналогичную сумму увеличиваются наличные на руках у населения. Поэтому покупательная способность денег, находящихся в распоряжении населения, остается неизменной, а дополнительного спроса на товары и услуги при этом не возникает. Со временем неизрасходованные средства могут возвращаться на счета в банки.

Расходы бюджета в IV квартале 2022 года выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Частично они были профинансированы средствами ФНБ. Из-за изменения внешних экономических условий и инфраструктурных ограничений Банк России с конца января 2022 года не зеркалировал операции со средствами ФНБ на валютном рынке, поэтому они привели к притоку средств в банки и росту профицита ликвидности. Временно свободные бюджетные средства Федеральное казначейство размещало на депозиты в банках. В целом влияние операций бюджета и источников финансирования бюджетного дефицита учитывается Банком России в прогнозе инфляции и решениях по денежно-кредитной политике. Поэтому дополнительных рисков для роста инфляции этот фактор также не несет.

Прогноз профицита ликвидности на конец 2023 года оценивается в диапазоне от нуля до 0,9 трлн рублей. Средний за декабрьский ПУ баланс ликвидности оценивается в диапазоне от профицита 0,4 трлн рублей до дефицита 0,5 трлн рублей. В зависимости от проводимой бюджетной политики эта величина может существенно меняться. Банк России в своих оценках руководствуется в первую очередь планами Минфина России, опубликованными в проекте федерального бюджета на 2023 - 2026 годы <15>, а также учитывает сложившуюся практику прошлых лет. Прогноз Банка России предполагает постепенный возврат к формированию расходов в соответствии с бюджетным правилом в 2025 - 2026 годах. В рамках переходного периода 2023 - 2024 годов ожидается сохранение структурного первичного дефицита. Это предполагает финансирование части бюджетных расходов за счет средств ФНБ сверх бюджетного правила. Эти операции не зеркалируются на валютном рынке, поэтому они приведут к притоку ликвидности в банки. При этом операции по продаже (покупке) иностранной валюты в рамках реализации бюджетного правила (до 10 августа 2023 года) и продажи иностранной валюты в связи с использованием средств ФНБ для их размещения в разрешенные финансовые активы внутри экономики России (с 1 августа 2023 года), напротив, зеркалируются на внутреннем валютном рынке.

--------------------------------

<15> Проект федерального бюджета на 2023 - 2026 годы, внесенный в Государственную Думу Российской Федерации 29.09.2023 (законопроект N 448554-8). Кроме того, Банк России учитывает собственные макроэкономические предпосылки и принятое Правительством Российской Федерации решение о возврате действовавших до сентября 2023 года параметров топливного демпфера.

Увеличение объема наличных денег в обращении по итогам года прогнозируется в диапазоне 2,5 - 3,0 трлн рублей. Доля наличных денег в общем объеме денежной массы при такой динамике показателя к концу 2023 года снижается по сравнению с уровнем на начало года. Однако прогнозируемый темп роста данного показателя превышает значения прошлых лет.

Прогноз обязательных резервов учитывает рост данного показателя в рассматриваемом периоде за счет общего увеличения широкой денежной массы. Реализованные Банком России в 2023 году этапы повышения нормативов обязательных резервов также отражены в представленной оценке. В результате к концу 2023 года при равномерном усреднении обязательных резервов банками объем их средств на корреспондентских счетах в Банке России составит 4,5 - 4,7 трлн рублей.

Оттоку ликвидности из банков на всем рассматриваемом горизонте будет способствовать увеличение объема наличных денег в обращении. Базовый прогноз Банка России предполагает постепенное снижение доли наличных денег в объеме денежной массы в национальном определении, в том числе за счет дальнейшего расширения практики использования безналичных расчетов. Кроме того, обязательные резервы банков будут расти в соответствии с общим увеличением широкой денежной массы.

Проведение с 2024 года на внутреннем валютном рынке регулярных операций по покупке (продаже) иностранной валюты в рамках бюджетного правила и зеркалирование операций в связи с использованием средств ФНБ для их размещения в разрешенные финансовые активы внутри экономики России снизят влияние бюджетных операций на ликвидность банковского сектора. В результате на трехлетнем горизонте может сохраниться пограничная ситуация с ликвидностью. В зависимости от операций бюджета и сезонной динамики прочих факторов возможно формирование в отдельные периоды как дефицита, так и профицита ликвидности.