Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов.

СЦЕНАРИЙ "УСИЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ"

Тенденция к деглобализации начала проявляться еще в 2018 - 2019 годах вместе с торговыми спорами и противоречиями. В 2022 году они кратно усилились на фоне роста геополитического напряжения. Страны все в большей степени стремятся локализовать производства на своих территориях, все больше стремятся заменить принцип партнерства на основе экономических соображений (таких, например, как оптимизация затрат) на критерии географической близости и дружественности в геополитической повестке (решоринг и френдшоринг). Все это приводит к реконфигурации цепочек поставок и фрагментации мировой торговли.

На данный момент все эти процессы носят умеренный и постепенный характер. Однако высокий уровень геополитического напряжения в мире и рост соперничества во многих сферах, в том числе в производстве критически важных товаров для современной экономики (например, микрочипы и электронные процессоры), могут спровоцировать усиление процесса разделения стран на блоки. В условиях нарастания фрагментации уровень санкционного давления на российскую экономику, вероятно, усилится.

Мировой рост на всем прогнозном горизонте будет ниже, чем в базовом сценарии. Это скажется на спросе на российский экспорт. Экспортная цена на российскую нефть будет снижаться до 2025 года и стабилизируется впоследствии.

Основное влияние на счет текущих операций окажет сокращение экспорта - из-за более низких цен, а также объемов поставок. Сокращение импорта будет более умеренным - в то же время его уровень до конца прогнозного горизонта будет существенно ниже, чем в базовом сценарии.

Дополнительное сокращение экспорта по сравнению с базовым сценарием ограничит темпы прироста ВВП. В 2024 году они сложатся несколько ниже нуля, а в 2025 году возможен рост до 1%. Впоследствии экономика вернется на траекторию сбалансированного роста. При этом бюджетные расходы окажут поддержку экономике в 2024 году, и темп нормализации бюджетной политики замедлится по сравнению с базовым сценарием - возврат на параметры, близкие к базовому сценарию, состоится в 2025 году.

ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

В СЦЕНАРИИ "УСИЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ"

(млрд долл. США)

Рис. 3.6

ПРОГНОЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

В СЦЕНАРИИ "УСИЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ"

(млрд долл. США)

Рис. 3.7

00000016.jpg

00000017.jpg

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.

ТРАЕКТОРИЯ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ВВП

В СЦЕНАРИИ "УСИЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ"

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Рис. 3.8

ТРАЕКТОРИЯ ИНФЛЯЦИИ

В СЦЕНАРИИ "УСИЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ"

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Рис. 3.9

00000018.jpg

00000019.jpg

Примечание. Затемненные синие области на прогнозном горизонте отражают вероятности реализации различных значений темпа прироста ВВП. Доверительные области симметричны и построены на основе исторической оценки неопределенности темпа прироста ВВП. При выполнении предпосылок сценария лишь в 25 случаях из 100 темп прироста ВВП примет значение в границах самой темной центральной области. По 25 случаев из 100 приходится на каждую из пар менее темных областей. Итого темп прироста ВВП примет значения из синих областей в 75 из 100 случаев. И в оставшихся 25 случаях темп прироста ВВП может принять значения за пределами синих областей, на прогнозном горизонте эта область затемнена серым цветом.

Источник: расчеты Банка России.

Примечание. Затемненные синие области на прогнозном горизонте отражают вероятности реализации различных значений инфляции. Доверительные области симметричны и построены на основе исторической оценки неопределенности инфляции. При выполнении предпосылок сценария лишь в 25 случаях из 100 инфляция примет значение в границах самой темной центральной области. По 25 случаев из 100 приходится на каждую из пар менее темных областей. Итого инфляция примет значения из синих областей в 75 из 100 случаев. И в оставшихся 25 случаях инфляция может принять значения за пределами синих областей, на прогнозном горизонте эта область затемнена серым цветом.

Источник: расчеты Банка России.

Инфляция в 2024 году вновь умеренно вырастет до уровня вблизи значений 2023 года - 5,0 - 7,0%. Основная причина - появление новых шоков предложения. Сокращение импорта из-за увеличения санкционного давления в совокупности с ограничениями внутреннего производства из-за недостатка импортных комплектующих будет означать увеличение разрыва между спросом и предложением, что, в свою очередь, будет оказывать проинфляционное давление на динамику потребительских цен.

Банк России будет вынужден реализовывать более жесткую денежно-кредитную политику в 2024 - 2025 годах - средняя ключевая ставка сложится на 1 - 2 п.п. выше, чем в базовом сценарии. Это позволит вернуть инфляцию к цели в 2025 году и удерживать ее на этом уровне в дальнейшем, а также будет способствовать возвращению экономики на траекторию сбалансированного роста к концу прогнозного горизонта.

Более высокая траектория ставки по сравнению с базовым сценарием окажет сдерживающее влияние на прирост требований банковской системы к экономике в 2024 году - особенно в части необеспеченного потребительского кредитования. В последующие годы темпы прироста требований банковской системы к экономике будут приближаться к темпам базового сценария.

ПРОГНОЗ БАНКА РОССИИ В РАМКАХ СЦЕНАРИЯ "УСИЛЕНИЕ ФРАГМЕНТАЦИИ"

Табл. 3.3

2021 (факт)

2022 (факт)

2023

2024

2025

2026

Основные макроэкономические показатели (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное)

Инфляция, в %, декабрь к декабрю предыдущего года

8,4

11,9

7,0 - 7,5

5,0 - 7,0

4,0

4,0

Инфляция, в среднем за год, в % к предыдущему году

6,7

13,8

5,8 - 5,9

6,1 - 7,8

4,5 - 5,2

4,0

Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых

5,7

10,6

9,9 <*>

14,0 - 16,0

8,5 - 10,5

6,0 - 7,0

Валовой внутренний продукт

5,6

-2,1

2,2 - 2,7

-2,5 - (-0,5)

-1,0 - (+1,0)

1,5 - 2,5

- в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года

5,8

-2,7

1,0 - 2,0

-2,5 - (-0,5)

0,0 - 1,0

1,5 - 2,5

Расходы на конечное потребление

8,0

-0,3

5,5 - 6,5

(-4,0) - (-2,0)

(-2,0) - (-1,0)

1,5 - 2,5

- домашних хозяйств

10,0

-1,4

5,5 - 6,5

(-4,0) - (-2,0)

(-2,5) - (-1,5)

1,5 - 2,5

Валовое накопление

14,1

-4,9

11,2 - 12,7

(-7,0) - (-4,0)

(-1,0) - (+1,0)

2,0 - 4,0

- основного капитала

9,1

3,3

7,2 - 8,7

(-3,0) - 0,0

(-0,5) - (+1,5)

1,5 - 2,5

Экспорт

3,3

-13,9

(-10,7) - (-9,2)

(-3,5) - (-0,5)

(-3,0) - (-1,0)

(-2,0) - 0,0

Импорт

19,1

-15,0

10,2 - 11,7

(-13,0) - (-10,0)

(-8,0) - (-6,0)

(-1,0) - (+1,0)

Денежная масса в национальном определении

13,0

24,4

18 - 21

8 - 13

5 - 10

5 - 10

Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте <**>, в том числе:

13,9

12,0

17 - 20

2 - 7

7 - 12

7 - 12

- к организациям

10,7

13,2

16 - 19

3 - 8

7 - 12

7 - 12

- к населению, в том числе:

22,0

9,4

20 - 23

1 - 6

6 - 11

8 - 13

- ипотечные жилищные кредиты

26,7

17,7

24 - 27

4 - 9

10 - 15

10 - 15

Показатели платежного баланса <***> (млрд долл. США, если не указано иное)

Счет текущих операций

122

238

60

62

41

27

Торговый баланс

190

316

122

125

106

94

Экспорт

494

592

429

394

357

346

Импорт

304

277

307

269

251

252

Баланс услуг

-20

-22

-31

-32

-29

-29

Экспорт

56

49

42

40

39

41

Импорт

76

71

73

72

68

69

Баланс первичных и вторичных доходов

-48

-55

-31

-31

-35

-38

Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом

122

233

60

62

41

27

Сальдо финансового счета (исключая резервные активы)

59

237

61

49

25

14

Чистое принятие обязательств

38

-126

4

8

10

15

Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы

97

110

65

57

35

29

Чистые ошибки и пропуски

0

-4

-8

0

0

0

Изменение резервных активов

64

-7

-9

13

17

13

Цена нефти Brent, в среднем за год, долл. США за баррель

71

99

83

80

75

70

--------------------------------

<*> С учетом того что с 1 января по 29 октября 2023 года средняя ключевая ставка равна 8,8%, с 30 октября до конца 2023 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 15,0 - 15,2%. Дополнительная информация о формате прогноза ключевой ставки представлена в методологическом комментарии.

<**> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.

Темпы прироста требований приведены с исключением эффекта валютной переоценки. Для исключения эффекта валютной переоценки прирост требований в иностранной валюте и драгоценных металлах пересчитывается в рубли по среднехронологическому курсу рубля к доллару США за соответствующий период. По ипотечным жилищным кредитам - без учета приобретенных банками прав требования.

<***> В знаках шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6). В финансовом счете "+" - чистое кредитование, "-" - чистое заимствование. Из-за округления итоговые значения могут отличаться от суммы соответствующих величин.

Источник: Банк России.