II. Рекомендации по эксплуатации транспортных средств (оборудования), предназначенных для транспортирования опасных веществ

II. Рекомендации по эксплуатации транспортных средств

(оборудования), предназначенных для транспортирования

опасных веществ

32. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на ОПО, производится по технической документации при условии соблюдения габаритов транспортного средства, требований транспортной безопасности на ОПО и промышленной безопасности, согласовывается с изготовителем и с учетом требований технических регламентов, а также статей 7, 8, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

33. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на ОПО, осуществляется в соответствии с главой IX ПТЭ.

34. В соответствии с требованиями пункта 133 ПТЭ на каждую единицу железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого в составе ОПО, ведется паспорт (технический паспорт) или формуляр (при наличии), а также рекомендуется наличие руководства по эксплуатации, чертежей общего вида и документов, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности (например, сертификат соответствия).

35. Колесные пары вагонов, используемых для транспортирования взрывчатых материалов, сжиженных и сжатых газов, рекомендуется оборудовать подшипниками качения и композиционными тормозными колодками в автотормозной системе.

36. Для обеспечения безопасных условий транспортирования наливных химически опасных грузов рекомендуется использование вагонов-цистерн, имеющих следующие конструктивные особенности:

для хлора, сероводорода - цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством, не имеющая отверстий ниже уровня жидкости, а также отверстий для очистки, расположенных в нижней части цистерны;

для аммиака безводного - цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством;

для азота, аргона, гелия, кислорода, криптона, ксенона, неона, воздуха, углекислого газа - цистерна с внутренним сосудом, оболочкой, теплоизоляцией, оборудованная вентилями вакуумирования, предохранителем мембранного изолирующего пространства, с устройством отвода из цистерны испаряющегося газа (газосбросом);

для легковоспламеняющихся жидкостей (нефтепродуктов) - цистерна, оборудованная предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком или с верхним управлением слива вакуумным насосом;

для вязких нефтепродуктов - цистерна, оборудованная парообогревательной рубашкой, предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком;

для метанола - цистерна, оборудованная предохранительным кожухом на крышке люка, с устройством верхнего слива; для сероуглерода - цистерна с устройством верхнего слива;

для фосфора желтого - цистерна, оборудованная колпаком с кожухом и приспособлением для запорно-предохранительного устройства, с устройством верхнего слива;

для водорода пероксида, водного раствора (концентрацией более 60%) - цистерна из алюминиевых сплавов, рассчитанная на избыточное давление;

для ядовитых (токсичных) веществ, едких (коррозионных) веществ - цистерна, оборудованная устройствами верхнего слива; для жидкого пека - цистерна, оборудованная кожухом термоизоляции, с устройством для разогрева;

для капролактама - цистерна из нержавеющей стали, с устройством термоизоляции, с устройством для разогрева;

для соляной, суперфосфатной кислот, гипохлорита натрия - внутренняя поверхность цистерны покрыта слоем резины толщиной до 5 мм (гуммирована).

Рекомендуется осуществлять транспортирование: сероуглерода - под слоем воды (в летнее время) или под слоем атмосферы инертного газа (азот); фосфора желтого - под слоем воды (в зимнее время под слоем незамерзающей жидкости) и под слоем атмосферы инертного газа (азот);

капролактама - под слоем атмосферы инертного газа (азот особой чистоты с объемной долей кислорода не более 0,0005%).

37. В отношении железнодорожного подвижного состава, предназначенного для транспортирования опасных веществ на ОПО, не имеющего выход на пути общего пользования, рекомендуется принимать меры (с учетом особых условий его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта) по обеспечению:

условий безопасности движения и работы обслуживающего персонала;

максимальной производительности при оптимальных технико-экономических показателях, необходимой надежности и ремонтопригодности;

сохранности перевозимых веществ;

возможности безопасной эксплуатации с учетом плана и профиля используемых железнодорожных путей;

возможности осуществления комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

38. Локомотивы эксплуатируются с учетом ПТЭ и требований промышленной безопасности.

39. Применяемые для перемещения вагонов специальные маневровые средства (тяговые агрегаты, мотовозы, толкатели, маневровые тележки, электролебедки и другое оборудование) эксплуатируются в соответствии с требованиями технической документации на их эксплуатацию, с обеспечением сохранности железнодорожного подвижного состава.

40. При подготовке автотранспортного средства к перевозке опасных грузов грузоотправителем оформляется специальное разрешение на движение транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования и установление маршрута следования в соответствии с положениями Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 11 апреля 2022 г. N 127.

41. Не рекомендуется проводить ремонтные и огневые работы на груженых цистернах, а также на порожних цистернах, которым не произведена очистка (в том числе пропарка, промывка, сушка и дегазация) в соответствии с грузом. После дегазации внутреннюю полость цистерн рекомендуется контролировать газоанализатором.

42. Дегазацию рекомендуется обеспечить до состояния, при котором содержание паров нефтепродуктов составляет:

0,1 г/м3 - для резервуаров из-под бензинов перед их ремонтом с применением огневых работ и другими работами, связанными с пребыванием работников в резервуаре без защитных средств;

не более 2,0 г/м3 - при выполнении огневых работ без пребывания работников внутри резервуара;

не более 8,0 г/м3 - для резервуаров из-под светлых нефтепродуктов перед их осмотром, ремонтом (без применения огневых работ), окрашиванием, градуировкой с доступом работников внутрь резервуара (в защитных средствах);

не более 12,5 г/м3 - при выполнении указанных работ без доступа работников внутрь резервуара.

Работы, связанные с пребыванием работников внутри резервуара, рекомендуется выполнять при наличии вытяжной вентиляции.

43. Техническое освидетельствование котлов вагонов-цистерн, баллонов, бочек, в которых опасные вещества перевозятся под давлением свыше 0,07 МПа или в которых давление более 0,07 МПа создается периодически для опорожнения, производится в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536.

44. При эксплуатации транспортных средств в целях обеспечения безопасности рекомендуется учитывать особенности опасных веществ, транспортируемых в цистерне конкретной модели, конструкционные и функциональные возможности цистерны в соответствии с руководством по эксплуатации и с учетом требований, действующих в организации, эксплуатирующей ОПО, технологических инструкций по осуществлению сливо-наливных операций.

45. Все элементы рабочего и конструктивного оборудования цистерны, сосуда, баллона рекомендуется располагать таким образом, чтобы исключалась опасность их срыва или повреждения в процессе транспортирования и производства погрузочно-разгрузочных работ.

46. Комплектность эксплуатируемых автотранспортных средств и условия по обеспечению возможности их идентификации обеспечиваются с учетом требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Подобным образом рекомендуется комплектовать транспортные средства бортовыми устройствами ГЛОНАСС/GPS, контрольно-измерительными приборами, тахографами, средствами пожаротушения, противооткатными башмаками, аварийными жилетами, жидкостью для промывания глаз, очками, предупреждающими знаками с собственной опорой, лопатами, переносными осветительными приборами.