постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 октября 2023 г. N 1784
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны (далее - государственный контроль) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля) в соответствии с их компетенцией.
2. Задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Законом Российской Федерации "О государственной тайне", другими федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с защитой государственной тайны, и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - законодательство Российской Федерации о государственной тайне), а также оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению защиты государственной тайны.
3. Органами государственного контроля являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Министерство обороны Российской Федерации (в пределах их компетенции).
4. Руководители органов государственного контроля определяют:
а) территориальные органы, структурные подразделения органа государственного контроля, уполномоченные на осуществление государственного контроля (далее - уполномоченное подразделение органа государственного контроля);
б) порядок подготовки планов проведения проверок, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, оформления результатов проверки (в том числе требования к содержанию акта проверки, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил);
в) должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на осуществление государственного контроля, а также должностных лиц, уполномоченных совершать действия (принимать решения) при осуществлении государственного контроля (далее - уполномоченное должностное лицо), в том числе:
утверждать планы проведения проверок, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил;
подписывать предписание (приказ, распоряжение или иной распорядительный документ) на проведение проверки, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, а также принимать решения о составе комиссии, предусмотренной пунктом 9 настоящих Правил, и продлении срока проведения проверки;
принимать решения о проведении внеплановой проверки и об исключении проверки из плана проведения проверок;
подписывать предписание об устранении выявленных нарушений и принимать решение о продлении срока его исполнения в случае, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил;
выносить предписание о приостановлении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее - работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну), предусмотренное пунктом 20 настоящих Правил;
г) перечень подлежащих проверке вопросов в соответствии с полномочиями органов государственного контроля, установленными законодательством Российской Федерации;
д) формы документов, используемых органом государственного контроля при осуществлении и по результатам государственного контроля.
5. Государственному контролю подлежат предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые проводят работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также осуществляют хранение носителей сведений, составляющих государственную тайну.
Государственный контроль проводится органами государственного контроля (уполномоченными подразделениями органов государственного контроля) в форме плановых или внеплановых выездных проверок (далее - проверка) в отношении предприятий, учреждений, организаций, их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений (далее - организации) по месту (местам) их фактического нахождения.
Организации представляют их законные представители (далее - руководитель организации) или уполномоченные представители (далее - уполномоченное руководителем должностное лицо). Полномочия представителя организации должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Проверка проводится на основании предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа) на проведение проверки, подписанного руководителем органа государственного контроля (уполномоченным должностным лицом) и заверенного печатью.
7. В предписании (приказе, распоряжении или ином распорядительном документе) на проведение проверки указываются:
а) наименование органа государственного контроля (уполномоченного подразделения органа государственного контроля);
б) регистрационный номер и дата подписи;
в) фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц органа государственного контроля, которым поручено проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
г) наименование организации, подлежащей проверке;
е) даты начала и окончания проведения проверки;
ж) правовые основания проведения проверки.
8. В целях подтверждения полномочий на проведение проверки должностные лица органа государственного контроля, которым поручено проведение проверки, а также привлекаемые к проведению проверки эксперты, представители экспертных организаций предъявляют служебные удостоверения или документы, удостоверяющие личность, и справки о допуске к государственной тайне по соответствующей форме (должностные лица органов федеральной службы безопасности таких справок не предъявляют).
9. Для осуществления проверки органом государственного контроля создается комиссия в составе не менее 2 должностных лиц, имеющих допуск к государственной тайне по соответствующей форме.
По решению руководителя органа государственного контроля (уполномоченного должностного лица) к участию в проверке (в составе комиссии) в случае необходимости могут привлекаться представители других государственных органов и организаций (по согласованию с их руководителями).
10. Предметом государственного контроля является соблюдение в организации требований по обеспечению защиты государственной тайны, полнота и качество реализации организационных, технических и иных мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с компетенцией органа государственного контроля.
11. Сроки и порядок предварительного уведомления руководителя организации (уполномоченного руководителем должностного лица) о проведении в отношении организации проверки определяются органом государственного контроля. Срок такого уведомления не может составлять менее 24 часов (за исключением случаев, установленных статьей 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне").
12. Плановые проверки проводятся на основании ежегодно разрабатываемых планов проведения проверок.
Внеплановые выездные проверки проводятся при наличии оснований, установленных статьей 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
13. Должностные лица органа государственного контроля при проведении проверки обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций, проверка которых проводится, их должностных лиц и (или) работников;
в) проводить проверку на основании предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа) на проведение проверки в соответствии с ее предметом;
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении служебных удостоверений (документов, удостоверяющих личность), на основании предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа) на проведение проверки;
д) не препятствовать руководителю организации (уполномоченному руководителем должностному лицу), иным должностным лицам и работникам, имеющим допуск к государственной тайне по соответствующей форме и непосредственное отношение к предмету проверки, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить руководителя организации (уполномоченное руководителем должностное лицо) с результатами проверки в соответствии с его формой допуска к государственной тайне;
ж) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной угрозе безопасности государства;
з) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
14. Должностные лица органа государственного контроля при проведении проверки имеют право:
а) беспрепятственно посещать (осматривать) используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иные объекты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
б) получать доступ в целях выполнения задач государственного контроля к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техническим средствам, информационным системам и информации, хранящейся на машинных носителях информации (далее - материалы, относящиеся к предмету проверки);
в) применять средства контроля, сертифицированные по требованиям безопасности информации, не нарушающие условия действующих аттестатов соответствия объектов информатизации требованиям по безопасности информации;
г) требовать от руководителей организаций, их должностных лиц и (или) работников представления письменных объяснений по фактам нарушений требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
д) документировать факты выявленных нарушений, непредставления или несвоевременного представления проверяемой организацией, ее должностными лицами и (или) работниками документов и материалов, запрошенных при проведении проверки, невозможности проведения опроса должностных лиц и (или) работников организации, проверка которой проводится, непредоставления доступа в используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию и иным объектам, воспрепятствования иным законным требованиям должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку;
е) производить отбор проб (образцов), результатов выполненных работ (оказанных услуг) или иных материалов, относящихся к предмету проверки, для проведения их экспертизы (экспертной оценки, исследования);
ж) организовывать проведение экспертизы (экспертной оценки, исследования) материалов, относящихся к предмету проверки.
15. Руководитель организации (уполномоченное руководителем должностное лицо) обязан:
а) предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим проверку, возможность беспрепятственно посещать (осматривать) используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иные объекты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, знакомиться с материалами, относящимися к предмету проверки, в том числе обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц к техническим средствам, информационным системам и информации, хранящейся на машинных носителях информации;
б) обеспечить присутствие при проведении проверки должностных лиц и (или) работников, ответственных за реализацию организационных, технических или иных мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну;
в) организовать мероприятия по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, а также обеспечить контроль за выполнением указанных мероприятий.
16. Руководитель организации (уполномоченное руководителем должностное лицо), имеющий допуск к государственной тайне по соответствующей форме, вправе:
а) присутствовать при проведении проверки;
б) давать пояснения по вопросам, связанным с реализацией организационных, технических или иных мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в организации;
в) знакомиться в соответствии с формой допуска к государственной тайне с результатами проверки, указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, сообщать о своем согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля.
17. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки.
Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или иную информацию ограниченного доступа, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
18. В случае выявления при проведении проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне должностные лица органа государственного контроля в соответствии с их полномочиями обязаны:
а) принять необходимые меры, препятствующие незаконному распространению сведений, составляющих государственную тайну, либо возникновению угрозы их незаконного распространения;
б) выдать руководителю организации (уполномоченному руководителем должностному лицу) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне с указанием сроков их устранения и о проведении мероприятий, направленных на предупреждение таких нарушений в дальнейшем;
в) принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. В случае несогласия с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении выявленных нарушений, руководитель организации (уполномоченное руководителем должностное лицо) вправе представить в орган государственного контроля (уполномоченное подразделение органа государственного контроля) возражения в письменной форме и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии.
20. В случае несоблюдения организацией установленных требований и возникновения угрозы незаконного распространения сведений, составляющих государственную тайну, руководитель органа государственного контроля (уполномоченное должностное лицо) вправе вынести предписание о приостановлении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и инициировать приостановление действия лицензии (лицензий) на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
По истечении срока, установленного для устранения нарушений, органом государственного контроля (уполномоченным подразделением органа государственного контроля) может быть принято решение о проведении внеплановой проверки по основанию, предусмотренному абзацем вторым части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
21. В случае если проведение проверки оказалось невозможным в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы либо в связи с ликвидацией организации или прекращением ею в установленном порядке деятельности, подлежащей проверке, проверка подлежит исключению из плана проведения проверок.
22. В случае невозможности исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок должностное лицо органа государственного контроля, выдавшее предписание, при получении мотивированного обращения руководителя организации (уполномоченного руководителем должностного лица) вправе продлить срок исполнения такого предписания, но не более чем на 3 месяца. При этом общий срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений не должен превышать 6 месяцев. О принятом решении руководитель организации (уполномоченное руководителем должностное лицо) уведомляется в течение 30 дней со дня регистрации указанного обращения.
23. Неисполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
24. Решения и действия должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав или законных интересов организации, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей