1. Проекты стратегического направления

В рамках стратегического направления будет осуществлена реализация 5 межотраслевых проектов:

"Умное производство";

"Цифровой инжиниринг";

"Продукция будущего";

"Технологическая независимость";

"Интеллектуальная господдержка".

К межотраслевому проекту "Умное производство" относится формирование эффективной инфраструктуры и повышение производительности труда.

Необходимость реализации данного межотраслевого проекта связана с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности:

низкая производительность труда на промышленных предприятиях;

нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;

низкая эффективность производственных мощностей;

высокая доля брака;

длительный процесс вывода продукции на рынок;

высокая стоимость владения промышленной продукцией;

высокие трансакционные издержки и сложность формирования кооперационных цепочек.

В результате реализации межотраслевого проекта "Умное производство" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

повышение эффективности использования основных фондов, сырья и материалов;

расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий;

обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях предприятий;

повышение доли предприятий, использующих технологии предиктивной аналитики и промышленного интернета вещей;

разработка и внедрение конкурентоспособного российского инженерного и промышленного программного обеспечения, цифровых платформ и программно-аппаратных комплексов;

повышение квалификации, профессиональная переподготовка работников промышленных предприятий в целях обучения использованию внедряемых технологий, российского инженерного и промышленного программного обеспечения, цифровых платформ и программно-аппаратных комплексов;

формирование, апробация и масштабирование модели обеспечения обрабатывающих отраслей промышленности высококвалифицированными кадрами путем создания и развития образовательных и учебно-методологических центров.

К межотраслевому проекту "Цифровой инжиниринг" относится создание национальной системы стандартизации и цифровой сертификации, базирующейся на технологиях разработки математических и компьютерных моделей с высокой степенью адекватности, прошедших процедуры верификации и валидации, проведения цифровых (виртуальных) испытаний на цифровых (виртуальных) испытательных стендах и цифровых (испытательных) полигонах.

Необходимость реализации данного межотраслевого проекта связана с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности:

нерациональное использование ресурсов;

низкая эффективность производственных мощностей;

высокая доля брака промышленной продукции;

длительный показатель "от идеи до рынка";

высокая стоимость владения продукцией.

В результате реализации межотраслевого проекта "Цифровой инжиниринг" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

снижение себестоимости разработки и сокращение срока вывода промышленной продукции на рынок;

разработка умных стандартов (SMART-стандартов) для реализации человекоориентированных, машиноориентированных информационных сервисов по работе с содержанием стандартов;

создание универсальных маркетплейсов с ресурсами для создания и реализации продукции ("от идеи до рынка");

формирование единых форматов данных (библиотек);

создание референтных архитектур;

повышение доли промышленных предприятий, использующих технологии "цифровые двойники".

К межотраслевому проекту "Продукция будущего" относится переход к модели гибкого конвейерного производства продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя, и ремонту по состоянию.

Необходимость реализации данного межотраслевого проекта связана с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности:

длительный процесс вывода продукции на рынок;

высокая доля брака и высокая стоимость владения промышленной продукцией.

В результате реализации межотраслевого проекта "Продукция будущего" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

переход к модели гибкого конвейерного производства (производство продукции, соответствующей индивидуальным требованиям потребителя);

внедрение технологии предиктивной аналитики для перехода от ремонта по регламенту к ремонту по состоянию;

внедрение сервисной модели реализации промышленной продукции;

обеспечение широкого доступа к технологиям (к эффекту от цифровых технологий).

К межотраслевому проекту "Технологическая независимость" относится обеспечение технологического суверенитета, в том числе информационной безопасности объектов критической информационной инфраструктуры.

Необходимость реализации данного межотраслевого проекта связана с наличием следующих проблем на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности:

технологическая зависимость объектов критической информационной инфраструктуры от иностранных решений;

возросший уровень киберпреступности, влекущий за собой нарушение или полную остановку процессов деятельности, недостижение операционных или стратегических целей.

В результате реализации данного межотраслевого проекта будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

стимулирование спроса на российское программное обеспечение и доверенные программно-аппаратные комплексы;

увеличение доли предприятий, использующих российские средства защиты информации на предприятиях промышленности;

переход субъектов критической информационной инфраструктуры на принадлежащих им объектах критической информационной инфраструктуры на преимущественное использование российского и евразийского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов;

увеличение доли использования субъектами критической информационной инфраструктуры на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры доверенных программно-аппаратных комплексов;

выявление факторов, негативно влияющих на переход на преимущественное использование российского и евразийского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, выработка мер реагирования и устранения указанных факторов;

обеспечение взаимодействия промышленных предприятий в сфере обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам.

К межотраслевому проекту "Интеллектуальная господдержка" относится переход к цифровой модели государственной финансовой поддержки промышленности.

Необходимость реализации данного межотраслевого проекта связана с наличием следующих проблем, с которыми сталкиваются предприятия при взаимодействии с органами исполнительной власти:

отсутствие проактивного управления;

избыточная административная нагрузка на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности;

нерациональное использование ресурсов;

безопасность данных при использовании цифровых платформ;

длительный срок проведения конкурсных процедур в рамках проведения отборов по мерам государственной поддержки;

сложность использования электронных услуг;

потребность в точных и оперативно обновляемых данных.

В результате реализации межотраслевого проекта "Интеллектуальная господдержка" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

переход к оказанию государственных услуг и функций в цифровом формате, включая осуществление мер государственной поддержки с использованием инфраструктуры специализированных цифровых платформ, обеспечивающих эффективную навигацию и возможность построения специализированных траекторий поддержки конкретных участников;

увеличение доли предприятий, использующих государственную информационную систему промышленности в интересах реализации промышленного потенциала субъектов Российской Федерации, в том числе в качестве сервиса каталога промышленной продукции, навигатора по мерам государственной поддержки, площадки для взаимодействия предприятий в области инжиниринга и промышленного дизайна, а также площадки для отбора и экспертизы заявок на получение финансового обеспечения;

снижение финансовых и временных издержек, а также отчетной нагрузки промышленных предприятий за счет обеспечения информационного взаимодействия между участниками рынка и органами государственной власти в режиме реального времени на базе государственной информационной системы промышленности;

создание межотраслевых моделей данных (отраслевых наборов данных для использования предприятиями и ИТ-компаниями);

формирование системы перехода от традиционной статистики к технологии обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта;

формирование, обезличивание и разметка наборов данных из государственных и иных информационных систем, с целью их публикации в открытом доступе, для возможности обучения технологических решений с применением технологий искусственного интеллекта.