1. Основные процессы стратегического направления и оценка его текущего состояния

1. Основные процессы стратегического направления и оценка

его текущего состояния

Текущее состояние гражданских отраслей обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Цифровая трансформация промышленности в настоящее время происходит неравномерно. Предприятия, ориентированные на внешние рынки, самостоятельно осуществляют цифровую трансформацию быстрыми темпами в целях интеграции в мировую хозяйственную систему, привлекают капитал для обновления основных фондов и внедряют цифровые технологии.

Каждая из обрабатывающих отраслей промышленности действует в условиях специфического набора рисков отраслевого уровня, неоднородно влияющих на их цифровую трансформацию.

Изменение геополитической обстановки и внешних экономических условий в 2022 году создало условия для уточнения отдельных целей, задач и мероприятий в первую очередь в отраслях, наиболее затронутых санкционным воздействием. Необходима диверсификация инструментов промышленной политики применительно к целям и задачам цифровой трансформации отдельных отраслей.

Естественными ограничивающими факторами для реализации государственной промышленной политики являются возможности федерального бюджета и требования нормативно-правового регулирования, в том числе обеспечивающие развитие других отраслей экономики и социальной сферы.

В 2021 - 2022 годах значительно возросла важность и актуальность стимулирования импортозамещения в связи с существующими и возможными санкциями в отношении Российской Федерации. Особую значимость приобретает разработка новых инструментов стимулирования и поддержки импортозамещения, а также минимизация зависимости от импортных поставок вплоть до достижения технологического суверенитета, что является одним из приоритетов развития Российской Федерации.

Для снижения зависимости обрабатывающих отраслей промышленности от иностранных средств производства, в том числе промышленной робототехники, продукции аддитивного производства, инженерного программного обеспечения, реализуются мероприятия по актуализации федерального проекта "Развитие производства средств производства" на период до 2030 года, в рамках которых уже утвержден целевой параметр развития производства и внедрения промышленных роботов в Российской Федерации.

С целью формирования устойчивого спроса на промышленную робототехнику продолжается работа по созданию правовой, организационной и технологической инфраструктуры, а также созданию мер поддержки внедрения промышленной робототехники, продукции аддитивного производства, инженерного программного обеспечения.

Остро стоит проблема взаимной совместимости российского прикладного программного обеспечения и вычислительного оборудования на российской аппаратной платформе, из которых невозможно скомпоновать единый стабильно функционирующий программно-аппаратный комплекс.

Подавляющее большинство российских производителей программного обеспечения и вычислительного оборудования являются независимыми от государства субъектами рынка и не имеют каких-либо обязательств следовать срокам перехода на российские решения, установленным для предприятий с государственным участием.

В связи с этим первостепенной задачей государства и бизнеса является проведение комплексной работы по формированию целевых ИТ-ландшафтов для отраслей и холдинговых структур по выбору программных и аппаратных продуктов, предназначенных для замещения имеющихся в эксплуатации иностранных решений. Отсутствие источников централизованной исчерпывающей информации о возможных применимых российских решениях осложняет решение данной задачи. В настоящее время предприятия вынуждены самостоятельно проводить работу по тестированию ИТ-решений, в том числе на предмет совместимости имеющихся на внутреннем рынке, выбору из них наиболее подходящих вариантов решений и формированию нишевых ИТ-ландшафтов.

До 2030 года для промышленных предприятий сохранятся ограничения в доступе к иностранным технологиям и решениям. Объективно присутствуют риски снижения бюджетной поддержки.

Оперативное масштабирование производства и совершенствование потребительских характеристик выпускаемой продукции для полноценного удовлетворения нужд потребителей без вхождения в длительные инвестиционные циклы требует от предприятий реализации эффективных производственных программ без простоев и потерь, формирования условий для ускоренной цифровизации процессов и обеспечения производств и инжиниринговых подразделений достаточным количеством сотрудников, чья квалификация соответствует передовым стандартам. В связи с этим задача по профессиональной переподготовке кадров в целях цифровой трансформации и созданию системы кадрового обеспечения на промышленных предприятиях является крайне актуальной.

Необходимы системная трансформация подходов по управлению предприятиями, изменение производственной культуры предприятий и изменение уровня квалификации работников, в том числе приобретение ими новых компетенций и знаний.

Должна быть продолжена активная реализация действующих мероприятий по поддержке в повышении производительности труда за счет использования российских цифровых решений.

Для максимального охвата предприятий промышленности в целях повышения цифровой зрелости необходимо использование совместного потенциала действующих институтов, вовлеченных в реализацию национального проекта "Производительность труда".

Одним из ключевых инструментов поддержки промышленных предприятий в подборе и внедрении российских цифровых решений должны стать мультисервисные платформенные решения, которые позволяют обеспечить эффективное взаимодействие с вендорами ИТ-продуктов, а также создают возможности для адаптации создаваемых российских решений в отношении максимально широкого круга предприятий.

С учетом схожести отдельных бизнес-процессов предприятий и общности задачи по импортозамещению представляется целесообразным рассмотреть вопрос реализации государственного проекта разработки типовых отраслевых бизнес-процессов и формирования для их автоматизации типовых отраслевых программно-аппаратных комплексов, содержащих в себе все необходимые программные и аппаратные части для комплексного технического оснащения предприятий от промышленных сетей, серверов, средств шифрования и межсетевых экранов до автоматизированных рабочих мест конечных пользователей для автоматизации различных типовых сценариев.

Реализация такого проекта обеспечит экономию ресурсов и времени за счет стандартизации и массового выпуска типовых программно-аппаратных комплексов, позволит унифицировать разрозненные ИТ-ландшафты предприятий и перейти к единым стандартам их технического оснащения, а также обеспечит создание условий для целенаправленной подготовки специалистов в высших учебных заведениях для работы с конкретными программно-аппаратными комплексами.

С целью обеспечения стабильного и долгосрочного развития обрабатывающих отраслей промышленности и российской науки целесообразно решить вопрос оптимального использования ресурсов высокопроизводительных вычислений путем построения сервисно-ориентированной ИТ-инфраструктуры для участников исследований.

Необходимо создание суперкомпьютерной инфраструктуры для обеспечения цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, которая должна развиваться по следующим направлениям:

создание единой сервисно-ориентированной ИТ-инфраструктуры высокопроизводительных вычислений;

создание центров коллективного пользования высокопроизводительных вычислений на основе российского программного обеспечения и российских суперкомпьютерных мощностях;

создание центров коллективного пользования для целей разработки прикладных решений искусственного интеллекта и обработки потоковой информации в режиме реального времени.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, содержит ряд положений, отражающих необходимую реакцию на складывающиеся угрозы и вызовы. В их числе обеспечение институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, ее диверсификация, развитие на основе низкоуглеродных технологий, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе критических и сквозных технологий (технологических направлений).

Повышение уровня информационной безопасности и обеспечение устойчивости информационной инфраструктуры промышленных предприятий - сформировавшийся вызов, имеющий наибольшую актуальность в настоящее время. Экстенсивные темпы цифровой трансформации сопровождаются в том числе увеличением объема угроз, связанных с повышением уровня как внутренней, так и общемировой киберпреступности, возможностью использования потенциала информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва национальной безопасности, нарушения государственного и общественного порядка. В частности, обеспечение технологической независимости и информационной безопасности объектов критической инфраструктуры имеет особую важность с учетом текущей политической ситуации в мире.

Реализация стратегического направления ориентирована не только на создание условий, способствующих развитию отдельных направлений информационной безопасности, инноваций, критических и сквозных технологий, но и на изменение культуры, повышение эффективности и формирование новых процессов и отношений в обществе.

Ключевые проблемы и вызовы цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности:

низкая производительность труда, нерациональное использование ресурсов, низкая эффективность производственных мощностей, высокая доля брака;

длительный цикл разработки, производства и вывода продукции на рынок;

высокая стоимость владения продукцией;

высокие трансакционные издержки и сложность формирования кооперационных цепочек;

возросший уровень киберпреступности, вызванный текущей ситуацией в политической, экономической и социальной сферах.

Ключевые вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

непрогнозируемые геополитические риски;

непрогнозируемое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках;

усиление международной конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции;

недостаточность объемов финансирования;

неэффективное использование финансовых ресурсов;

инерционный сценарий развития российской экономики;

неудовлетворительное текущее финансовое положение значительной части промышленных предприятий, высокая финансовая нагрузка на компании (значительные портфели кредитов) и сложность возврата кредитов из-за больших сроков окупаемости проектов, отсутствие свободных оборотных средств для осуществления цифровой трансформации;

цикличность спроса на промышленную продукцию;

нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;

высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала и качества государственных институтов;

высокая степень износа основных фондов и сложность процедуры передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального и региональных бюджетов;

отраслевые риски, влияющие на стоимость производственных ресурсов и, как следствие, себестоимость продукции (накопленный износ мощностей, технологическая отсталость и другие);

технологические риски проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обусловленные техническим состоянием исследовательского и испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства;

административные барьеры в части пробелов в нормативно-правовой базе, сложность процедуры разработки и утверждения нормативных, правовых, технических и технологических документов;

деструктивное информационно-техническое воздействие на информационные ресурсы российских предприятий, включая объекты критической информационной инфраструктуры.