Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2023 г. N 03-13-06/82246

В связи с письмом о налогообложении акцизами сахаросодержащих напитков, поступившим из ФНС России, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.

В частности, согласно статьям 179 и 182 Кодекса налогоплательщиками акцизов признаются организации, осуществляющие реализацию произведенных подакцизных товаров.

На основании пункта 2 статьи 195 Кодекса в целях главы 22 "Акцизы" Кодекса дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" розничная торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Национальным стандартом Российской Федерации "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", введенным в действие приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст (далее - ГОСТ Р 51303-2013), предусмотрены типы торговых предприятий. Так, в соответствии с пунктом 42 ГОСТ Р 51303-2013 супермаркет (универсам) - это магазин с площадью торгового зала от 400 кв. м., в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.

В соответствии с пунктом 47 ГОСТ Р 51303-2013 гипермаркет - это магазин с площадью торгового зала от 5 000 кв. м., в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания. При этом, в гипермаркетах, как правило, организуют собственное кулинарное, хлебопекарное и кондитерское производство и соответствующие отделы по реализации вырабатываемой продукции, а также оказывают дополнительные услуги торговли и услуги общественного питания.

Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст (далее - ГОСТ Р 31985-2013), услугой общественного питания (индустрии питания) признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Согласно пункту 3 ГОСТ Р 31985-2013 предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

С учетом изложенного, напиток изготовленный и упакованный организацией, оказывающей услуги в сфере общественного питания, не признается подакцизным сахаросодержащим напитком.

Заместитель директора Департамента

Р.А.ЛЫКОВ