II. Состав годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, а именно:
1) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий, включая аудиторские мероприятия, проведенные в администраторах, передавших главному администратору (администратору) полномочия по осуществлению ВФА, и причинах невыполнения плана проведения аудиторских мероприятий (при наличии).
Соответствующую информацию рекомендуется отражать путем указания на количество запланированных и проведенных плановых аудиторских мероприятий, своевременность их окончания, а также информации о причинах непроведения (несвоевременного проведения) отдельных плановых аудиторских мероприятий.
а) случай полного и своевременного выполнения плана проведения аудиторских мероприятий:
План проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной годовой бюджетной отчетности за 2024 год главного администратора выполнен в полном объеме с соблюдением установленных сроков;
б) случай полного, но несвоевременного выполнения плана проведения аудиторских мероприятий:
План проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной годовой бюджетной отчетности за 2024 год главного администратора выполнен в полном объеме, с несоблюдением установленной даты окончания аудиторского мероприятия по теме "Анализ утверждения и ведения бюджетной сметы" на 3 рабочих дня по причине временной нетрудоспособности уполномоченного должностного лица на дату завершения аудиторского мероприятия;
2) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий. При этом если внеплановые аудиторские мероприятия не проводились, не требуется отражения факта их отсутствия;
3) о степени надежности внутреннего финансового контроля (внутреннего процесса главного администратора (администратора), осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий).
Соответствующая информация может отражаться:
- в отношении каждой бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), являвшейся объектом ВФА аудиторских мероприятий, целью которых являлась оценка степени надежности внутреннего финансового контроля, и консультаций с учетом информации, отраженной в реестре бюджетных рисков, включая результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
- как обобщенный вывод об организации (обеспечении выполнения) и выполнении внутреннего финансового контроля, сделанный субъектом ВФА, исходя из результатов аудиторских мероприятий, консультаций и оценки бюджетных рисков, указанной в реестре бюджетных рисков, с учетом результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Кроме того, не рекомендуется указывать градацию степеней надежности внутреннего финансового контроля, если они не были оговорены с руководителем главного администратора (администратора) или регламентированы внутренним (ведомственным) актом. Может быть указана характеристика степени надежности внутреннего финансового контроля.
а) при указании вывода о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении каждой бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), являвшейся объектом ВФА:
Субъектом ВФА уполномоченного органа (уполномоченной организации), которому переданы бюджетные полномочия в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 (пунктом 10.1 статьи 161) Бюджетного кодекса Российской Федерации, определена достаточная для предотвращения в отношении основных средств существенных искажений показателей бюджетной отчетности степень надежности внутреннего финансового контроля в отношении операций (действий) по ведению бюджетного учета;
б) при указании вывода о степени надежности внутреннего финансового контроля как обобщенного вывода об организации (обеспечении выполнения) и выполнении внутреннего финансового контроля в главном администраторе (администраторе).
Например, по результатам одного аудиторского мероприятия была определена недостаточность регламентации взаимодействия структурных подразделений главного администратора (администратора) для выполнения бюджетной процедуры с соблюдением установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований. По результатам двух других аудиторских мероприятий и одной консультации было установлено несвоевременное издание внутренних (ведомственных) актов, обеспечивающих осуществление бюджетных процедур. Согласно реестру бюджетных рисков, актуализированному перед составлением плана проведения аудиторских мероприятий, наиболее часто встречаемой причиной бюджетных рисков является недостаточная организация взаимодействия между структурными подразделениями главного администратора (администратора), тогда вывод о степени надежности внутреннего финансового контроля:
Субъектом ВФА определена степень надежности внутреннего финансового контроля как недостаточная для предотвращения нарушений требований, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в связи с несвоевременной организацией взаимодействия субъектов бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий;
4) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, или, в случае передачи бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации - о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
По решению руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) может быть также дополнительно указано суждение о достоверности (недостоверности) бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главного администратора (администратора), сформированное субъектом ВФА уполномоченного органа (уполномоченной организации), которому переданы бюджетные полномочия в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению субъекта ВФА, консолидированная бюджетная отчетность главного администратора на 01.01.2025 является достоверной во всех существенных отношениях, порядок ведения бюджетного учета во всех существенных отношениях соответствует единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, а также документам единой учетной политики;
5) о качестве финансового менеджмента (деятельности должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) по исполнению бюджетных полномочий, полномочий государственного (муниципального) заказчика, полномочий собственника имущества, направленной на достижение заданных результатов деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местной администрации, органов управления государственными внебюджетными фондами и (или) иных главных администраторов (администраторов) бюджетных средств и (или) целей, для достижения которых создано казенное учреждение).
Информация содержит как оценку деятельности должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) по исполнению его полномочий, направленных на достижение заданных результатов и целей (например, на достижение целей и показателей муниципальной программы), так и оценку влияния на значения показателей качества финансового менеджмента (при их наличии).
В случае если объектами ВФА являлись бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), выполнение которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, необходимо отразить соответствующую информацию в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
Указание оценки влияния бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) на значения показателей качества финансового менеджмента предлагается осуществлять одним или несколькими из следующих способов:
- отражение указанных в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, сформированном до даты составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА (например, в случае проведения мониторинга качества финансового менеджмента за отчетный год позднее установленного срока составления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА - отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, проведенного за 9 месяцев отчетного года), фактических значений показателей качества финансового менеджмента, на которые оказывают влияние бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), являвшиеся объектами ВФА;
- указание прогнозируемых значений или изменений (увеличение, уменьшение, их отсутствие) показателей качества финансового менеджмента, на которые оказывают влияние бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), являвшиеся объектами ВФА, или прогноза достижения их целевых значений при проведении последующего мониторинга качества финансового менеджмента или годового мониторинга качества финансового менеджмента;
- описание влияния бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), являвшихся объектами ВФА, на (прогнозируемое) изменение показателей качества финансового менеджмента или достижение их целевых значений.
Деятельность должностных лиц главного администратора (администратора) по формированию, утверждению и контролю за исполнением государственного задания, по мнению субъекта ВФА:
- негативно сказалась на достижении показателя государственной программы (фактическое значение показателя ниже запланированного на 5%);
- отрицательно повлияла на результативность использования бюджетных средств (фактическое исполнение государственного задания составило 10% от установленного соглашением о предоставлении субсидии на государственное задание);
- может повлечь недостижение целевого значения показателя качества финансового менеджмента на 0,3 балла при проведении годового мониторинга качества финансового менеджмента (при целевом значении 0,8);
6) полученную по результатам аудиторских мероприятий, консультаций, и оценки бюджетных рисков, указанной в реестре бюджетных рисков, с учетом результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица):
а) нарушениях и (или) недостатках, принятых мерах по их устранению и принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков (например, выявлены существенные искажения показателей бюджетной отчетности (100 000 руб. при установленном с учетом положений федерального стандарта ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2021 N 120н, субъектом ВФА уровне существенности ошибки в 10 000 тыс. рублей), обусловленные несвоевременной передачей в бухгалтерию первичных учетных документов; указанные искажения устранены до подписания бюджетной отчетности; бухгалтерией планируется разработать график документооборота);
б) бюджетных рисках, их причинах и принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков (например, бюджетный риск роста дебиторской задолженности по доходам бюджета, причиной которого является отсутствие контроля за погашением (квитированием) начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах; в связи с этим рекомендуется поручить субъекту бюджетных процедур установить порядок, включая периодичность (сроки) и регламент взаимодействия структурных подразделений главного администратора (администратора), проведения сверки данных по доходам бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах).
В случае если выявлены факты реализации бюджетных рисков (нарушения и (или) недостатки), информация о таких бюджетных рисках указывается в составе информации, указанной в подпункте "а" настоящего пункта;
в) примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в главном администраторе (администраторе).
Рекомендуется определять в качестве лучших практик способы организации и осуществления действий, обеспечивающие соблюдение требований, установленных правовыми актами, а также высокое качество финансового менеджмента (например, одним из администраторов оптимизировано заполнение текстовой части пояснительной записки к бюджетной отчетности путем формирования на основе положений нормативных правовых актов, регулирующих составление бюджетной отчетности, детализированной структуры текстовой части пояснительной записки к бюджетной отчетности, ее предзаполнения на основе данных бюджетного учета бухгалтерией и направления субъектам бюджетных процедур для указания информации, не отражаемой в бюджетном учете).
Информация, указанная в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, может отражаться в разрезе целей осуществления ВФА (как информация, раскрывающая выводы об их достижении). В случае отсутствия, по мнению руководителя субъекта ВФА, такой информации в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА по решению руководителя субъекта ВФА может не указываться на ее отсутствие;
7) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (обобщенно), в том числе:
- об исполнении мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению недостатков (нарушений) (например, о количестве исполненных в установленный срок, исполненных с несоблюдением сроков или неисполнением в установленный срок и причинах неисполнения (несвоевременного исполнения) мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков);
- об оценке влияния исполненных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков на повышение качества финансового менеджмента, включая их влияние на оценку бюджетных рисков (например, информация о необходимости принятия дополнительных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков в связи с тем, что исполненные меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков не обеспечили снижения значимости (уровня) бюджетных рисков);
8) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление ВФА, а также на деятельность субъекта ВФА (например, изменение формы образования субъекта ВФА; изменение подходов к оценке бюджетных рисков; внесение изменений во внутренний (ведомственный) акт, обеспечивающий осуществление ВФА, которые повлияли на характер или способы осуществления деятельности субъекта ВФА).
При отсутствии такой информации, в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА по решению руководителя субъекта ВФА может не указываться на ее отсутствие;
9) об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур (обобщенно).
Информацию рекомендуется отражать путем указания вопросов консультирования и информации, предоставленной субъектом ВФА по его итогам (например, характер вопросов, потребовавших консультации, итоги консультации субъекта ВФА (то есть факты представления предложений и рекомендаций, а также выводы об установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требованиях или иные виды итогов консультаций), а также применение субъектами бюджетных процедур итогов консультаций, включая принятие ими мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков).
При отсутствии такой информации, в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА указывается на ее отсутствие;
- его подчиненности при осуществлении ВФА;
- штатной и фактической численности.
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА также должна содержать:
- дату ее подписания руководителем субъекта ВФА (уполномоченным должностным лицом);
- должность (согласно штатному расписанию главного администратора (администратора) руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица), его фамилию и инициалы;
- подпись руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица).
Примеры форм годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей