Введение

Информации Конституционного Суда Российской Федерации - аналитические документы публичного характера, посвященные наиболее актуальным аспектам конституционно-правового развития. Каждая Информация Конституционного Суда Российской Федерации (далее также - Информация Конституционного Суда, Информация) освещает преимущественно его правовые позиции за период, прошедший после обнародования предыдущей Информации, основываясь вместе с тем на всей относящейся к обсуждаемой проблеме конституционно-судебной практике.

Значительное место в Информациях, предлагаемых вниманию органов публичной власти, институтов гражданского общества, всех заинтересованных субъектов, отведено вопросам полного и своевременного преодоления выявленных по итогам конституционного нормоконтроля нормативных и правоприменительных дефектов. При этом систематизации соответствующих правовых позиций сопутствует их аналитическое обобщение.

Конституционные новеллы 2020 года актуализировали потребность в осмыслении места, занимаемого в системе конституционного регулирования началом солидарности (далее также - солидарность) - концептом, сложным по своим формам (солидарность как принцип, солидарность как ценность) и проявлениям (экономическая, политическая, социальная солидарность).

Не присутствуя вплоть до 2020 года терминологически в тексте Конституции Российской Федерации (далее также - Конституция, Основной Закон), солидарность субстанционально была изначально включена в систему конституционного регулирования. На это со всей очевидностью указывают такие обозначенные в преамбуле Основного Закона конституционные ценности, как сознание общей исторической судьбы, связывающей отдельные этносы в народ России; гражданский мир и согласие; государственное единство и незыблемость его демократической основы; почитание памяти предков и уважение к истории Отечества, ответственность за благополучие и процветание России перед будущими поколениями; вера в добро и справедливость.

На протяжении всего периода после принятия Конституции, Конституционный Суд, опираясь на аксио-телеологический метод ее интерпретации, способствовал утверждению в российском праве всех впоследствии поименованных в конституционном тексте проявлений солидарности <1>.

--------------------------------

<1> О методологии конституционной интерпретации, включая аксио-телеологический метод, см. также: Информация Конституционного Суда Российской Федерации "Методологические аспекты конституционного контроля" (2021 г.).

В настоящей Информации рассматриваются конституционно-правовые аспекты воплощения солидарности как конституционного принципа в экономической, политической и социальной сферах.

Утверждая представления о сущем и должном в праве, формируя целеполагания нормотворцев и правоприменителей, воздействуя на национальное право, определяя его настоящее и будущее, конституционные принципы, помимо собственно регулятивного значения, являются способами не только познания и описания правовой реальности, но и отчасти ее создания. Как ранее, так и ныне в российской правовой системе определенная недостаточность догматической проработки, легальной и доктринальной, восполняется применительно к принципу солидарности юрисдикционными средствами - выявлением в решениях Конституционного Суда его нормативного содержания, в том числе путем уточнения и экстраполяции уже выраженных Судом подходов.

По мере обогащения нормоконтрольной практики новыми правовыми позициями, раскрывающими экономический, политический, социальный аспекты (сферы проявления) солидарности, по мере конкретизации смысла рассредоточенных в отраслевом праве отдельных составляющих начала солидарности вырабатываются консолидирующие соответствующие подходы конституционно-судебные доктрины. Опираясь на них в дальнейшем, Конституционный Суд раскрывает регулятивное значение принципа солидарности применительно к отдельным отраслям права, определяет надлежащие способы преодоления тех дефектов регулирования и основанного на нем правоприменения, которыми ослабляется либо искажается действие данного принципа.

На текущем этапе возрастающее значение солидарности и в качестве ориентира правовой политики, судебного и административного правоприменения, и в качестве основы взаимодействия институтов гражданского общества и частных лиц обусловлено, помимо прочего, встающими перед нашей страной серьезнейшими вызовами - демографическими, эпидемическими, технологическими, экологическими и, в переживаемых обстоятельствах, геополитическими.

Поступающие в Конституционный Суд обращения свидетельствуют о наличии проблем (нормативных, правоприменительных, институциональных) в имплементации начала солидарности на уровне отдельных отраслей российского права. Создавая конституционно-правовые предпосылки для устранения существующих затруднений, правовые позиции Конституционного Суда, посвященные рассматриваемому конституционному принципу, нацелены вместе с тем на предотвращение всего, что могло бы осложнить претворение солидарности в экономике, политике, социальных отношениях в будущем.

* * *

Композиционно и стилистически Информация "Актуальные конституционно-правовые аспекты обеспечения экономической, политической и социальной солидарности: к 30-летию Конституции Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2020 - 2023 годов)" следует сложившемуся формату. Первый раздел содержит общеметодологическую характеристику принципа солидарности, в последующих разделах проводится анализ его реализации в вышеуказанных сферах деятельности.