Срок действия документа ограничен 1 сентября 2030 года.

Утверждены

приказом Минтранса России

от 21 августа 2023 г. N 286

ПРАВИЛА

ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В ДВИНСКО-ПЕЧОРСКОМ БАССЕЙНЕ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Толкаемые и буксируемые составы должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении к настоящим Правилам.

Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в приложении к настоящим Правилам, должно осуществляться при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 36 Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2021 г., регистрационный N 64328). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 данный акт действует до 1 января 2027 г.

При формировании состава судоводителем должна быть обеспечена балластировка барж для достаточной управляемости состава.

2. Направление течения на Северо-Двинской шлюзованной системе (далее - СДШС) условно считается от р. Шексны, на о. Лача - от р. Свиди, на о. Кенозеро - от р. Почи.

Расстановка знаков навигационного оборудования судового хода должна производиться по направлению течения на СДШС.

3. Все судоходные пути Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Двинско-Печорского бассейна) по условиям плавания отнесены к разряду водного бассейна "Л", кроме о. Кубенское, участка р. Северной Двины (17 - 94-й км), находящегося ниже устья р. Пинеги, и участка на р. Печоре от с. Усть-Цильма до г. Нарьян-Мара, которые относятся к разряду водного бассейна "Р" <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 138 "Об утверждении перечней водных бассейнов в зависимости от их разряда" (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2016 г., регистрационный N 42577) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 534 (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2021 г., регистрационный N 62030), от 2 декабря 2021 г. N 429 (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2022 г., регистрационный N 66926).

4. В период навигации на находящихся в эксплуатации наплавных мостах, установленных в местах, где осуществляется судоходство, канатных переправах должно быть организовано круглосуточное дежурство с несением радиовахты.

5. На ВВП Двинско-Печорского бассейна установлены следующие участки обязательного регулирования движения судов:

1) СДШС на всем ее протяжении от 0-го км до шлюза N 7, 127-й км;

2) р. Сухона от устья р. Стрельны, 70-й км до пос. Полдарса, 78-й км.

6. Судоводители, совершающие плавание по СДШС, при осуществлении радиосвязи должны руководствоваться Правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 марта 2019 г. N 83 <3>.

--------------------------------

<3> Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2019 г., регистрационный N 54894.

7. На участках ВВП Двинско-Печорского бассейна радиопереговоры по вопросам шлюзования с вахтенными начальниками шлюзов и судовождения между судами должны осуществляться на следующих ультракоротких волнах (далее - УКВ-радиосвязь):

1) на участке от 0-го км до 72,0 км и от 125,0 км СДШС до 546,0 км р. Сухоны - на 3-м канале УКВ-радиосвязи;

2) на участке от 72,0 км до 125,0 км СДШС - на 5-м канале УКВ-радиосвязи.

8. Одностороннее движение судов и составов, регулируемое с помощью светофоров, установлено на СДШС в районе наплавных мостов и понтонов:

1) Кузьминского, 11-й км;

2) Поздышского, 15-й км;

3) Благовещенской мостовой переправы, 37,2 км;

4) плотины "Знаменитая", 127,2 км при ее уложенном состоянии (в разобранном виде);

5) р. Пинеги в районе железнодорожного моста, 254,8 км;

6) р. Ваги в районе автодорожного моста, 16,0 км.

9. Одностороннее движение судов и составов установлено на следующих участках ВВП Двинско-Печорского бассейна:

1) р. Вычегда, 794,4 - 792,1 км; 784,1 - 781,0 км; 769,3 - 768,4 км; 755,2 - 752,9 км; 738,1 - 735,9 км; 718,8 - 716,9 км; 610,9 - 608,3 км; 590,5 - 588,1 км; 568,9 - 567,9 км; 562,1 - 560,8 км;

2) р. Сухона, 438,8 - 434,3 км; 356,4 - 357,3 км; 537,8 - 536,9 км; 523,4 - 522,6 км; 520,6 - 519,6 км; 515,8 - 515,0 км; 514,4 - 513,6 км; 511,3 - 510,8 км; 509,3 - 508,4 км; 507,8 - 506,9 км; 505,1 - 504,1 км; 503,3 - 502,6 км; 501,6 - 500,5 км; 498,2 - 497,4 км; 495,0 - 494,3 км; 492,0 - 490,6 км; 483,6 - 482,6 км; 474,3 - 473,3 км; 471,4 - 470,8 км; 467,5 - 465,8 км; 465,4 - 464,3 км; 70,0 - 78,0 км;

3) СДШС, 20,3 - 23,1 км; 23,8 - 26,4 км; 27,8 - 30,8 км; 50,7 - 51,3 км; 53,7 - 54,3 км;

4) р. Вологда, 8,0 - 7,0 км;

5) р. Пинега, 87,0 - 91,0 км.

10. Равнозначные судовые ходы: подходы с транзита о. Кубенского от осевых буев N 9 и N 11 до приемных буев, расположенных в устье р. Кубены. При одновременном подходе судов к месту соединения указанных ходов судно, которое следует от буя N 9 и наблюдает по своему правому борту другое судно, следующее от буя N 11, обязано принять меры для безопасного расхождения.

11. Скорость движения судов и составов должна составлять при следовании:

1) по Кулойскому каналу и каналам СДШС, Вологодскому рейду (18,0 - 23,0 км р. Вологды) - не более 7 км/ч;

2) по Сокольскому рейду (525,0 - 535,0 км р. Сухоны) - не более 10 км/ч.

12. Стоянка судов и составов допускается:

1) в пределах Вологодского рейда с соблюдением свободной ширины судового хода не менее 20 м;

2) в пределах Сокольского рейда с соблюдением свободной ширины судового хода не менее 40 м.

13. Движение буксируемых (на тросе) составов должно осуществляться только с помощью вспомогательного судна на участках пути:

1) через судоходные гидротехнические сооружения СДШС при ширине состава свыше 10 м;

2) в границах Вологодского рейда (18,0 - 23,0 км р. Вологды);

3) в границах Сокольского рейда (525,0 - 535,0 км р. Сухоны) при движении вниз по рейду;

4) в районе Великоустюгского автодорожного моста (6,2 км р. Сухоны) при движении вниз;

5) плотовых составов - в границах судовых и плотовых рейдов, запаней, прилегающих к судовому ходу, а также в районах всех стационарных и наплавных мостов.

14. Движение судов в районе Кожвинского железнодорожного моста (872,3 км р. Печоры) допускается только в период действия средств навигационного оборудования.

Запас по высоте при проходе судна под Кожвинским железнодорожным мостом должен быть не менее 0,5 м от несъемных частей судна.

Для проводки составов вниз под Кожвинским железнодорожным мостом (872,3 км р. Печоры) устанавливаются следующие типы составов:

1) при уровнях воды более 3 м над нулевой отметкой графика водомерного поста "Усть-Кожва" (44,67 м) - для буксирных судов:

мощностью от 220 кВт до 440 кВт - одна 1000-тонная баржа или две 200-тонные баржи толканием;

мощностью более 440 кВт - не более двух барж грузоподъемностью 400 - 1000 т на буксире;

2) при уровнях воды ниже 3 м над нулевой отметкой графика водомерного поста "Усть-Кожва" (44,67 м) буксировка и толкание разрешаются при наличии не более двух буксируемых судов в составе.

15. Буксировка плавучих кранов должна осуществляться буксировщиками мощностью не менее 220 кВт.

16. Плавкраны по СДШС должны проводиться только методом толкания, кроме о. Кубенского.

17. На участках пути ВВП Двинско-Печорского бассейна со светоотражающими знаками судоходной обстановки в темное время суток допускается плавание судов, оборудованных:

1) прожектором, радиолокационной станцией;

2) прибором, указывающим скорость поворота судна, или компасом;

3) судовым устройством УКВ-радиосвязи, позволяющим осуществлять УКВ-радиосвязь между судами и между судном и береговыми пунктами диспетчерского регулирования движения судов;

4) устройством для подачи звуковых сигналов, за исключением пассажирских судов, судов, которые не были дегазированы после перевозки опасных грузов, нефтеналивных судов, а также судов, перевозящих взрывчатые вещества и ядовитые грузы.

18. На участках ВВП Двинско-Печорского бассейна, оборудованных светоотражающими знаками, запрещается движение груженых составов в темное время суток на перекатах "Рубежка" (59,0 - 60,2 км СДШС) и "Плита" (60,4 - 61,4 км СДШС) при уровне воды по водомерному посту "Нижний бьеф шлюза N 6" 0,305 м и менее, вниз по перекатам с шириной судового хода менее 40 м, по р. Сухоне на участке Тотьма, 276-й км - Великий Устюг, 0-й км, всем судам и составам независимо от ширины судового хода.

19. Судам и составам, имеющим и использующим обстановочное оборудование, в условиях ограниченной видимости разрешается движение в обоих направлениях на о. Кубенское - по транзиту от буя N 1 до буя N 13.

20. Выход судов в о. Кубенское разрешается только судам с классом "Л", присвоенным организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов <4>, и при получении информации от диспетчера о фактической гидрометеорологической обстановке <5>. Выход указанных судов в о. Кубенское без получения данных о гидрометеорологической обстановке запрещается.

--------------------------------

<4> Пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

<5> Пункт 12 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 47 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17010).

21. Шлюзование маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов через шлюзы СДШС осуществляется совместно с другими судами. Маломерные суда должны входить в шлюз после всех следующих с ними судов с разрешения начальника вахты шлюза <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 24 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 58 (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2014 г., регистрационный N 33349), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2015 г. N 189 (зарегистрирован Минюстом России 14 июля 2015 г., регистрационный N 38007).

22. На ВВП Двинско-Печорского бассейна запрещается отправлять и буксировать плоты по рекам и озерам при скорости ветра, превышающей ограничения для них, установленные техническими условиями формирования и оснастки плотов <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 1 статьи 89 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

23. Судам запрещается создавать волнение при следовании мимо работающих земснарядов, судов, занятых тралением судового хода, промерами глубин, снятием или установкой плавучего навигационного знака, затопленных населенных пунктов, запаней и в иных случаях, когда волнением от движущегося судна может быть причинен вред или создана опасность для людей, объектов и производимых работ.

24. На ВВП Двинско-Печорского бассейна запрещается буксировать земснаряды с длиной грунтопровода более 300 м при фактических уровнях воды ниже 1,0 м над проектным значением и скорости ветра более 8 м/с.

25. На каменистых участках запрещается применять в качестве тормозных средств лоты или предметы, их заменяющие, кроме цепей, во избежание случаев смещения камней.

26. В границах СДШС запрещается отправлять судно или состав в рейс при скорости ветра, превышающей ограничения, установленные приложением N 2 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.

27. Судам, составам и плотам запрещается стоять во всех каналах СДШС и Кулойском канале.

28. Всем судам, кроме пассажирских и специализированных, запрещается подходить к пассажирским дебаркадерам и местам остановок пассажирских судов, обозначенным на местности соответствующими информационными знаками.

29. Пассажирским судам класса "Р" запрещается выходить в рейс и осуществлять движение при силе ветра 15 м/с и более северо-восточного, северного и северо-западного направлений на участке р. Печоры от с. Усть-Цильма, 426-й км до г. Нарьян-Мар, 100-й км.

30. На реках и каналах СДШС, на р. Вологде суда и составы должны расходиться или совершать обгон только на прямолинейных участках со снижением скорости хода до минимальной.

31. На р. Сухоне при одновременном встречном подходе судов (составов) к устью р. Вологды, 492-й км, где установлено одностороннее движение судов и составов, снизу идущее судно (состав) должно остановить свое движение на траверзе р. Лежи, 491-й км и стоять до тех пор, пока сверху идущее судно (состав) не зайдет в р. Вологду или не проследует мимо.

32. Проводка судов и составов на р. Сухоне в районе переката Опоки, 70 - 78-й км должна производиться только под непосредственным управлением капитана.

33. У причалов, расположенных в непосредственной близости от судового хода, ширина которого не превышает 50 м, допускается стоянка судов только в один корпус (при стоянке у берега, не считая плавкрана).

34. О случаях транспортных происшествий с судами, плотами, повреждений гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан судна должен уведомить диспетчера администрации бассейна внутренних водных путей <8>.

--------------------------------

<8> Подпункт 6 пункта 9 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 47 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17010).