4.2. Действия машиниста и помощника при возникновении аварии или аварийной ситуации

4.2. Действия машиниста и помощника при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и здоровью себе или людям и покинуть опасную зону;

сообщить о случившемся руководителю работ или непосредственному руководителю, далее выполнять его указания;

при возможности принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации или оградить опасную зону с целью предупреждения несчастных случаев;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся аптечку для оказания первой помощи и подручные средства при возможности и необходимости;

при возможности принять меры к организации отправки пострадавшего до ближайшей железнодорожной станции при невозможности прибытия на место происшествия медицинских работников;

принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до начала расследования, если это не мешает движению железнодорожного подвижного состава, не угрожает жизни и здоровью людей. В случае невозможности сохранения обстановки ее необходимо зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи.

4.2.1. При обнаружении задымления, появлении специфического запаха продуктов горения или открытого огня машинист и помощник должны действовать согласно инструкции о мерах пожарной безопасности.

4.2.2. В случае обнаружения неисправностей крана, съемных грузозахватных приспособлений или тары машинист и помощник обязаны прекратить выполнение погрузочно-разгрузочных работ и опустить груз.

4.2.3. В случае обнаружения неустойчивого расположения груза на транспортных средствах или месте складирования машинист и помощник должны оградить опасное место.

4.2.4. При падении отдельных частей груза (трубы, металлические прутки и др.) во время подъема или перемещения помощник или сигнальщик должен подать сигнал "Стоп".

4.2.5. В случае необходимости экстренной остановки перемещения груза или МРТ немедленно обесточить МРТ путем выключения рубильника, подающего напряжение на главные троллейные провода или отсоединения гибкий кабель крана.

4.2.6. При неисправности крана машинист и помощник должны прекратить работу, поставить об этом в известность инженерно-технического работника структурного подразделения, ответственного за безопасное производство работ с применением крана или руководителя работ.

4.2.7. Машинист и помощник при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, проводов ВЛ, а также свисающих с них посторонних предметов, должны:

сообщить о случившемся руководителю работ для передачи информации дежурному по железнодорожной станции;

оградить место обрыва проводов любыми подручными средствами и не допускать людей к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м (до прибытия бригады района контактной сети дистанции электроснабжения или бригады района электроснабжения дистанции электроснабжения, обслуживающих данный участок железнодорожного пути);

оградить место происшествия сигналами остановки, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят из габарита приближения строений к железнодорожному пути и могут быть задеты при проходе железнодорожного подвижного состава.

4.2.8. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), машинисту и помощнику следует выходить из данной зоны, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.9. При падении оборванного провода контактной сети или ВЛ на корпус МРТ машинисту и помощнику запрещается его покидать до устранения аварийной ситуации. Необходимо быть готовым к устранению возможных загораний. Если машинист или помощник в этот момент находился снаружи МРТ, то необходимо отойти от него, как от лежащего на земле оборванного провода. О создавшемся положении необходимо сообщить руководителю работ. После прибытия бригады района контактной сети дистанции электроснабжения или бригады района электроснабжения дистанции электроснабжения, обслуживающих данный участок железнодорожного пути, отключения и заземления контактной подвески машинисту или помощнику разрешено подняться в кабину МРТ.

Если произошло загорание, а ликвидировать его не представляется возможным, то машинисту и помощнику необходимо покинуть МРТ, соблюдая следующие рекомендации:

спуститься до нижней ступеньки (подножки);

спрыгнуть на землю лицом вперед, не допуская одновременного касания земли и корпуса МРТ. Так как существует опасность попадания в зону "шагового напряжения" при приземлении необходимо сохранить равновесие, а ноги расположить вместе. Если удержать равновесие не представляется возможным, то его необходимо восстановить с помощью прыжков с ноги на ногу;

покинуть зону "шагового напряжения", соблюдая меры безопасности, изложенные в подпункте 4.2.3 Инструкции.

4.2.10. При сходе с рельсов железнодорожного подвижного состава машинист и помощник на месте аварии должны:

сообщить о происшествии руководителю работ с указанием информации места происшествия (километр пути, пикет), наличия пострадавших, расположения и степени повреждения железнодорожного подвижного состава, о наличии габарита по смежному железнодорожному пути и о состоянии контактной сети (при ее наличии);

охарактеризовать место происшествия (откос, болотистая местность и т.д.);

не допускать к месту происшествия посторонних лиц;

оградить место происшествия в установленном ОАО "РЖД" порядке.

Запрещается разведение открытого огня, курение и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.11. При возникновении неисправностей, препятствующих безопасной работе крана, потере устойчивости или возникновении неблагоприятных природных явлений крановщик должен:

опустить груз, а если это не представляется возможным - оградить место нахождения груза;

прекратить работу крана;

сообщить о сложившейся ситуации инженерно-техническому работнику, ответственному за безопасное производство работ с применением крана.

4.2.12. Если при выполнении работ или нахождении на железнодорожных путях машинист или помощник оказались между движущимися по смежным железнодорожным путям железнодорожными подвижными составами, то он должен присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям, дождаться в этом положении проследования или остановки железнодорожного подвижного состава по одному из железнодорожных путей.

4.2.13. В случае столкновения с автотранспортным средством машинист МРТ обязан:

сообщить о причинах остановки по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции или поездному диспетчеру и машинистам встречных и попутных железнодорожных подвижных составов, находящихся на перегоне;

сообщить после осмотра места происшествия о наличии пострадавших, необходимости вызова скорой помощи, наличии габарита соседнего железнодорожного пути;

осмотреть железнодорожный подвижной состав и по возможности устранить неисправности, а при невозможности устранения сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции или поездному диспетчеру;

затребовать при невозможности дальнейшего следования вспомогательный локомотив или восстановительный поезд (если в этом есть необходимость);

согласовать с дежурным по железнодорожной станции или поездным диспетчером порядок дальнейших действий в случае, если имеются пострадавшие, жертвы или нарушен габарит железнодорожного подвижного состава.

4.2.14. При наезде на человека машинист и помощник обязаны:

сообщить о причинах остановки по радиосвязи поездному диспетчеру, дежурному по железнодорожной станции и машинистам встречных и попутных железнодорожных подвижных составов, находящихся на перегоне;

определить состояние пострадавшего и в случае, если пострадавший жив, оказать первую помощь, а в случае смертельного исхода тело пострадавшего вынести за габарит железнодорожного подвижного состава;

вызвать при необходимости через дежурного по железнодорожной станции или поездного диспетчера скорую помощь или, в зависимости от обстоятельств, доставить пострадавшего до железнодорожной станции.

4.3. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться:

Регламентом взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на железнодорожных путях общего пользования инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 12 декабря 2017 г. N 2580р;

Регламентом действий работников структурных подразделений ОАО "РЖД" при получении информации о травмировании граждан, не связанных с производством, подвижным составом, утвержденным ОАО "РЖД" 29 мая 2015 г. N 290.