2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы машинист и помощник должны:

надеть специальную одежду и специальную обувь (одежда должна быть застегнута, специальная обувь - зашнурована; запрещается носить специальную одежду расстегнутой или с подвернутыми рукавами);

пройти предрейсовый медицинский осмотр согласно порядку, установленному в структурном подразделении;

пройти целевой инструктаж по охране труда по своим задачам, виду выполняемых работ и мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях (в холодное время года дополнительно - по действиям при работе в охлаждающей среде);

проверить наличие и исправность СИЗ простейшими способами (электрозащитные средства дополнительно должны быть проверены перед каждым применением);

проверить комплект первичных средств пожаротушения (огнетушителей) согласно нормам оснащения, целостность и перезарядку согласно установленным срокам, наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве огнетушителя;

нанести крем на безводной основе от отморожения при низких температурах воздуха на открытые участки тела при работе в зимнее время;

проверить наличие и комплектность аптечки для оказания первой помощи;

проверить наличие, комплектность и исправность инструмента, запасных частей, инвентаря;

проверить наличие и состояние тормозных башмаков;

проверить наличие и работоспособность возимой радиостанции и носимой радиостанции (при наличии);

проверить комплектность и исправность сигнальных принадлежностей;

проверить чистоту МРТ для последующих осмотра и проверки на работоспособность;

проверить съемные грузозахватные приспособления и тару (при наличии крана на МРТ).

2.2. Простейшие способы проверки исправности СИЗ:

осмотр диэлектрических перчаток, ковров и бот на отсутствие механических повреждений;

проверка диэлектрических перчаток на отсутствие проколов или разрывов путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности. Влажные перчатки следует протереть сухой тканью снаружи и изнутри;

проверка сроков испытаний диэлектрических перчаток и бот;

осмотр корпуса и внутренней оснастки каски защитной на отсутствие повреждений, проверка плотности ее фиксации на голове подбородочным ремнем;

проверка на отсутствие повреждений элементов страховочной системы и работоспособности их муфт и карабинов;

осмотр креплений и стекол очков защитных открытых или щитка защитного лицевого на отсутствие повреждений;

проверка исправности указателя напряжения (вольтметра) с помощью предназначенных для этой цели специальных приборов или приближением к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением.

Неисправные СИЗ, выявленные при проверке, необходимо заменить перед выездом МРТ к месту проведения работ.

2.3. Перед осмотром или техническим обслуживанием МРТ машинист и помощник должны:

отсоединить МРТ от путевой машины или хозпоезда (если МРТ используется в качестве тяговой единицы);

затормозить МРТ ручным стояночным тормозом и подложить тормозные башмаки;

отключить дизельный двигатель и аккумуляторные батареи, а также выставить запрещающий плакат "Не включать! Работают люди" на пульт управления дизельным двигателем;

снять давление в пневматической и гидравлической системах;

оградить МРТ переносными красными щитами на железнодорожных путях с обеих сторон, а в тупиках - со стороны стрелочного перевода;

убедиться в исправности инструментов, приспособлений и приборов.

2.4. При подготовке МРТ к использованию и проведению ежесменного технического обслуживания в дополнение к мероприятиям, указанным в эксплуатационной документации МРТ, машинист и помощник должны проверить:

исправность крана и телескопической вышки (при наличии);

механизмы и навесное оборудование (при наличии);

отсутствие повреждений в несущих или ответственных элементах;

исправность предохранительных запоров;

исправность пола, ступенек (подножек) и поручней, отсутствие на их поверхности масляных пятен и наледи;

состояние и исправность остекления кабины, крепление кресла, боковых зеркал и солнцезащитных штор;

состояние и исправность мест закрепления элементов страховочной системы (при их наличии);

исправность замков дверей и электрошкафов;

наличие и состояние ограждений (кожухов) опасных зон, вращающихся механических и токоведущих частей оборудования;

исправность системы оповещения о приближении поезда при ее наличии на МРТ;

наличие, чистоту и работоспособность переносных сигнальных фонарей и переносных электрических светильников (далее - светильники);

наличие, работоспособность, целостность и чистоту стекол сигнальных и габаритных фонарей, прожектора, сигнального проблескового маяка (при наличии) и электроламп;

наличие запасных электроламп;

отсутствие свисающих и оголенных частей электропроводки;

проверить комплектность сигнальных принадлежностей.

2.4.1. При осмотре крана машинист и помощник должны:

проверить техническую исправность рельсовых захватов;

проверить смазку в редукторах, а также подшипников и канатов;

проверить состояние смазочных приспособлений и сальников;

проверить состояние канатов и их крепление на барабане, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей, командоконтроллеров, магнитных контроллеров и кабелей, если кран питается от сети посредством кабеля);

осмотреть крюк и его крепление в обойме, цепи и кольца подвески грузоподъемного магнита и другие сменные грузозахватные органы;

проверить работоспособность приборов и устройств безопасности (концевые выключатели, ограничители вылета, указатель грузоподъемности, указатель угла наклона и т.д.);

ознакомится с последними записями в вахтенном журнале крановщика.

2.4.2. При осмотре телескопической вышки машинист и помощник должны:

осмотреть состояние механизмов, металлоконструкций, сварных соединений;

убедиться в надежности ограждения от падения работников с высоты, конструктивных элементов для закрепления страховочной системы;

проверить состояние защитных кожухов механизмов;

проверить работоспособность приборов и устройств безопасности.

2.4.3. При осмотре навесного оборудования машинист и помощник должны:

проверить техническую исправность навесного оборудования;

проверить исправность рельсового захвата, грейфера, траверсы для погрузки шпал, подъемного магнита, бурового оборудования;

осмотреть элементы конструкции на отсутствие трещин, деформаций и других дефектов;

проверить надежности затяжки резьбовых соединений;

проверить работоспособность механизмов.

2.4.4. При осмотре съемных грузозахватных приспособлений (стропы, кольца, петли, клещи, траверсы, захваты) и тары машинист или помощник, выполняющий функцию стропальщика, должен проверить:

наличие клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

техническую исправность, руководствуясь нормами браковки съемных грузозахватных приспособлений и браковочными показателями из руководства (инструкции) по эксплуатации, а также требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 461, и производственной инструкции.

2.5. После осмотра МРТ машинист и помощник должны проверить работу оборудования МРТ на холостом ходу и функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления.

2.6. Запрещается выезд МРТ на линию при неисправности или отсутствии:

укомплектованной аптечки для оказания первой помощи;

полного комплекта сигнальных принадлежностей и петард;

своевременно испытанных и исправных СИЗ;

первичных средств пожаротушения;

возимой радиостанции;

освещения рабочих зон;

буферных фонарей, прожектора, проблескового сигнального маяка;

тормозных башмаков (наличие неисправности или отсутствия хотя бы одного башмака);

прибора подачи звукового сигнала;

системы обеспечения безопасности движения;

поручней, настила и ступенек (подножек).

2.7. Допуск к работе и запрет на эксплуатацию МРТ по техническому состоянию производится в соответствии с эксплуатационной документацией МРТ и Правилами эксплуатации СЖПС.

2.8. Допуск к эксплуатации крана, телескопической вышки и грузозахватных приспособлений производится в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями к браковке стальных канатов и стропов подъемных сооружений, указанных в Правилах безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 461.

2.9. Забракованные съемные грузозахватные приспособления и тара должны быть изъяты из эксплуатации.

2.10. При приеме смены в случае непрерывного технологического процесса машинист и помощник должны:

узнать о выявленных неисправностях, недостатках и принятых мерах по их устранению;

проверить чистоту МРТ;

проверить тормозную систему;

уточнить остаток топлива, масла, гидравлической жидкости;

проверить работоспособность рабочих органов;

проверить отсутствие подтеков смазки из узлов и агрегатов.

2.11. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки и подготовки МРТ к работе, машинист должен доложить непосредственному руководителю для принятия им решения о мерах по их устранению. О неисправности системы оповещения о приближении поезда машинисту необходимо сообщить руководителю работ для принятия им решения о привлечении дополнительных работников, выполняющих функции сигналиста, (далее - сигналист). Также машинист должен сообщить о состоянии крана и телескопической вышки инженерно-техническому работнику структурного подразделения, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.