1. Анализ и систематизация факторов, регламентирующих обеспечение соблюдения требований доступности и предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения
Выделение в качестве основного вектора проводимой научно-исследовательской работы - обеспечение соблюдения требований доступности предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) - потребовало проведения системного, комплексного анализа и учета всех факторов, влияющих на доступность рассматриваемых услуг, а также взаимосвязей между ними.
Все факторы, обеспечивающие соблюдение требований доступности услуг, можно разделить на две группы - материальные и идеальные (духовные), которые, безусловно, тесно взаимосвязаны.
- физические факторы среды занятий:
3) температура воды для занятий плаванием и другие.
- знание теории практики адаптивной физической культуры;
- компетенции персонала и самих занимающихся инвалидов и других МГН.
Материальные факторы целесообразно разделить на стабильные:
Переменные факторы, требующие постоянного контроля со стороны соответствующих работников и служб:
- спортивный инвентарь и другие, что требует отображения в локальных нормативных актах.
Все факторы, влияющие на доступность услуг для инвалидов и других МГН на объектах спорта и в учреждениях и организациях, предоставляющих данные услуги, как материальные, так и идеальные, разделены авторами настоящей научно-исследовательской работы в зависимости от преимущественной целевой направленности, на три группы:
1) факторы, обеспечивающие возможности предоставления и получения услуг;
2) факторы, обеспечивающие безопасность услуг;
3) факторы, обеспечивающие эффективность (полезность) услуг.
К первой группе факторов относится большой арсенал средств, обеспечивающих доступность для инвалидов и других МГН всей инфраструктуры объектов спорта и учреждений и организаций, занимающихся предоставлением услуг в этой сфере социальной практики (представлены в соответствии с рисунком 1).
К этой инфраструктуре относятся:
- территория, прилегающая к зданию (участок);
- путь (пути) движения внутри здания;
- зона целевого назначения здания:
3) хоккейная площадка и другие;
- места для размещения зрителей;
- санитарно-гигиенические помещения;
- система информации связи (на всех зонах);
- пути движения к объекту (от остановки транспорта) или от места парковки автомобилей.
Все перечисленные составные части инфраструктуры объекта спорта должны предусматривать ограниченные возможности всех категорий инвалидов и МГН, в том числе:
- передвигающихся на креслах-колясках;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с интеллектуальными нарушениями.
Кроме того, к факторам, обеспечивающим возможности предоставления и получения услуг, должны быть отнесены:
- специальное спортивное образование;
- спортивный инвентарь (технические средства реабилитации для адаптивного спорта и адаптивной физической культуры);
- финансовое обеспечение процесса оказания услуг, предусматривающее оплату содержания объекта спорта или его аренду и оплату работы персонала (прежде всего, тренеров по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, других специалистов).
Рисунок 1. Факторы, влияющие на доступность услуг
для инвалидов и других маломобильных групп населения
на объектах спорта и в учреждениях и организациях,
предоставляющих услуги
Понятно, что для обеспечения возможности предоставления и получения услуг для инвалидов и МГН необходимо наличие кадров, имеющих право работать с данным контингентом.
В научно-методической литературе, нормативно-правовых документах представлены различные подходы и классификации факторов, обеспечивающих безопасность услуг для инвалидов и других МГН.
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 2022 г. N 36 утверждены Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, которым руководствовались авторы настоящих Методических рекомендаций (представлены в соответствии с рисунком 1), выбрав в качестве основания деления (классификационного признака) причины возникновения опасностей:
Так, предупреждение физических опасностей предполагает контроль и поддержание в соответствующих рамках:
- температурного режима воздуха в помещениях;
- температурного режима воды в бассейнах;
- недопущения опасных шумов и вибрации и др.
Также в предупреждение физических опасностей немаловажно соблюдать требования к антитеррористической защищенности объектов спорта, необходимо проводить определенные мероприятия по обеспеченности антитеррористической защищенности объектов спорта для проведения физкультурных и спортивных мероприятий согласно нормативно-правовым документам.
Предупреждение химических опасностей связано с обеспечением противопожарных правил и регламентов, требований охраны труда и др.
Особенно большую роль в обеспечении безопасности услуг в сфере объектов спорта имеют предупреждения биологических опасностей, способных негативно сказаться на здоровье занимающихся, привести к травматизму на занятиях.
Центральным вопросом в предупреждении биологических опасностей является получение медицинского допуска к занятиям адаптивной физической культурой и особенно адаптивным спортом, учет медицинских противопоказаний для использования физических упражнений инвалидами различных нозологических групп, антидопинговое обеспечение, особенно в адаптивном спорте.
Так, в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" представлена форма медицинского заключения о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях по результатам медицинского осмотра, углубленного медицинского обследования, в которых прописаны кроме основных сведений занимающегося, таких как Ф.И.О., дата рождения, вид спорта (при наличии), спортивная дисциплина (при наличии), так и ограничения, в том числе к физическим нагрузкам, и сроки ограничений, но данная форма не является информативной для учреждений/организаций спорта, в том числе для специалистов в области адаптивной физической культуры, т.к. в допуске отсутствует информация об основном заболевании, о сопутствующих заболеваниях, а также о противопоказаниях к физической активности для инвалидов и МНГ. Поэтому в рамках локальных нормативных актов необходимо прописывать регламент допуска занимающихся из числа инвалидов и МГН к получению услуг по физической культуре и спорту.
При занятиях на открытых площадках и трассах огромное значение имеют меры предупреждения природных опасностей:
- низких и высоких температур воздуха;
- образованных льдом и снегом скользких поверхностей;
Среди факторов, регламентирующих обеспечение соблюдения требований доступности предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах спорта, в учреждениях и организациях:
особое место занимают факторы, позволяющие добиться эффективности услуг.
Одним из главных факторов здесь - это высокий уровень квалификации всех специалистов, оказывающих услуги, но, прежде всего, специалистов, проводящих занятия с инвалидами и МГН по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. Такие требования прописаны в соответствующих профессиональных стандартах и единых квалификационных справочниках. Для повышения уровня квалификации специалистов необходимо использовать систему дополнительного профессионального образования (ДПО) как в форме повышения квалификации, так и в форме переподготовки кадров в областях, соответствующих занимаемым должностям сотрудников учреждений и организаций.
Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность услуг, является наличие современных технологий проведения занятий, которые в свою очередь должны базироваться:
- на содержании федеральных стандартов спортивной подготовки и вытекающих из них программ спортивной подготовки;
- на содержании дополнительных общеразвивающих программ по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту;
- на содержании проектов стандартов оказания услуг по направлению реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов:
1) физкультурно-оздоровительные мероприятия;
2) занятия спортом (по направлению реабилитации и абилитации средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта).
Инструментом, с помощью которого должны своевременно корректироваться используемые современные технологии проведения занятий по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, является:
- итоговый контроль состояния занимающихся (уровня поражения по основному заболеванию, вторичным и сопутствующим заболеваниям).
Для оценки эффективности проводимых услуг необходимо составлять план развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся с учетом их исходного состояния и наличия того или иного вида патологии, вторичных и сопутствующих заболеваний, освоения новых компенсаторных сенсорно-перцептивных двигательных действий, план мероприятий по осуществлению контроля уровня физического развития и состояния физических качеств и способностей, а также объема двигательных навыков у лиц, получающих услуги на объектах спорта.
Текущий и итоговый контроль эффективности реализуемых услуг позволит своевременно вносить коррективы в проведение занятий, осуществлять мероприятия по их совершенствованию.
В системе мероприятий по обеспечению эффективности услуг очень важно сформулировать и в установленном порядке утвердить содержание локальных нормативно-правовых актов, учитывающих новые компетенции как субординационного, так и координационного характера во взаимодействиях между всеми специалистами объектов спорта, учреждений и организаций, оказывающих рассматриваемые услуги.
Так, например, в должностные инструкции сотрудников объектов спорта и учреждений/организаций, предоставляющих услуги инвалидам и МГН, помимо основных требований целесообразно прописывать и дополнительные требования, основываясь на особенностях субъекта, предоставляющего услуги в сфере физической культуры и спорта:
- для руководителя (директора) учреждения:
1) организовывать работу по обеспечению доступности для инвалидов зданий, помещений, закрепленной территории учреждения, оказываемых услуг;
2) утверждать организационно-распорядительные документы и иные локальные акты учреждения по вопросам доступности объектов и услуг с определением ответственных сотрудников, их должностных инструкций и решением вопросов систематического обучения (инструктирования);
3) организовывать комиссионное обследование и паспортизацию объекта и предоставляемых услуг, утверждать паспорт доступности;
4) организовывать взаимодействие с различными внешними структурами по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;
5) организовывать решение вопросов строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, а также оснащения учреждения с учетом требований доступности для инвалидов;
6) осуществлять контроль за выполнением требований доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов, оказывать им необходимую помощь, проводить обучение (инструктаж) работникам учреждения по вопросам доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг в соответствии с планом работы организации;
1) организовывать выполнение нормативно-правовых, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций, локальных актов учреждения по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, предписаний контролирующих органов;
2) участвовать в разработке (корректировке) инструкции по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, согласовывать и представлять документ для утверждения руководителю учреждения;
3) организовывать обучение (инструктирование) и проверку знаний сотрудников по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;
4) организовывать работу по предоставлению инвалидам в доступной форме с учетом стойких расстройств функций организма информации об их правах, обязанностях, видах услуг, сроках, порядке предоставления услуг;
5) организовывать работу комиссии по обследованию учреждения и предоставляемых услуг и составлению паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг;
6) участвовать в формировании плана адаптации объекта (объектов) учреждения и предоставляемых услуг для инвалидов;
7) разрабатывать план-график оснащения учреждения и закупки нового оборудования, включая вспомогательные устройства, технические средства адаптации, в целях повышения уровня доступности объекта (объектов) учреждения и условий предоставления услуг с учетом потребностей инвалидов;
8) осуществлять контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов при приемке вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов недвижимого имущества учреждения;
- для специалиста по охране труда, по пожарной безопасности (при наличии):
1) учитывать требования доступности (досягаемости и безопасности) для инвалидов объектов и услуг;
2) участвовать в организации и проведении обучения (инструктирования) персонала, сотрудников учреждения, проверке знаний по курируемому направлению работы с учетом требований доступности (досягаемости и безопасности) объектов и предоставляемых услуг;
3) участвовать в разработке и необходимой корректировке должностных инструкций сотрудников, проектов организационно-распорядительных и иных локальных актов учреждения в части курируемого направления работы по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, оказания необходимой помощи инвалидам;
- для инспектора (специалист) по кадрам:
1) участвовать в подготовке и корректировке должностных инструкций сотрудников по вопросам обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов;
2) направлять вновь принятых сотрудников на инструктаж по вопросам обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи;
- для социолога (при наличии):
1) участвовать в проведении обучения (инструктирования) сотрудников по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом информации, полученной по результатам соответствующих социологических исследований;
2) вносить предложения по совершенствованию работы организации в части доступности для инвалидов по результатам социологических исследований;
- для методиста (при наличии):
1) организовывать работу по информационно-методическому обеспечению деятельности учреждения с учетом требований доступности для инвалидов;
2) участвовать в разработке информационных, методических, инструктивных материалов для специалистов по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг, оказания помощи инвалидам;
3) участвовать в проведении инструктажа сотрудников учреждения по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг на основе подготовленных разработок;
- для руководителя структурного подразделения:
1) организовывать работу структурного подразделения с учетом требований доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов с оказанием им необходимой помощи;
2) обеспечивать исполнение в подразделении организационно-распорядительных, иных локальных документов учреждения по вопросам доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов с оказанием им необходимой помощи;
3) участвовать в разработке (корректировке) должностных инструкций персонала - сотрудников руководимого подразделения по вопросам доступности для инвалидов объекта (занимаемых помещений учреждения и предоставляемых услуг);
4) участвовать в организации и проведении инструктирования и в проверке знаний и умений сотрудников подразделения по вопросам доступности объектов и услуг и оказании помощи инвалидам;
5) организовывать разработку организационных и информационных документов подразделения для размещения на стендах, иных информационных носителях в подразделении, а также на сайте учреждения для информирования обслуживаемого населения, потребителей услуг, предоставляемых подразделением, с учетом особенностей различных категорий маломобильных граждан;
6) участвовать в организации и проведении инструктирования, а также в проверке знаний сотрудников структурного подразделения по вопросам доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг;
7) осуществлять контроль за выполнением требований доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов;
- для специалистов по физической культуре и спорту (тренера, тренера по адаптивной физической культуре и спорту и др.):
1) оказывать инвалидам помощь, необходимую для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги (услуг), в том числе об оформлении необходимых для получения услуги (услуг) документов;
2) предоставлять информацию, объявления, инструкции о графике работы специалиста и размещать их на информационном стенде, других информационных устройствах учреждения (подразделения) с учетом требований доступности для инвалидов;
3) предоставлять инвалидам информацию в доступной форме об их правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления;
4) оказывать услуги инвалидам в различных формах (в случае необходимости и возможности), в том числе в дистанционном формате;
5) оказывать необходимую помощь инвалидам при предоставлении услуги, при перемещении в пределах места оказания услуги, подразделения;
6) осуществлять при оказании услуги (при необходимости) вызов (и допуск) сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, сопровождающих лиц и помощников;
- для вспомогательного персонала (помощник тренера, санитарка, младшая медицинская сестра (при наличии):
1) осуществлять сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения, на объекте (до места оказания услуги, по путям перемещения к местам сопутствующего обслуживания, включая посещение санитарно-гигиенических помещений);
2) оказывать помощь инвалидам при поступлении экстренного вызова с закрепленного участка самостоятельно либо с вызовом дополнительного вспомогательного персонала, экстренных служб;
3) оказывать инвалидам помощь в получении информации о правилах предоставления услуги;
4) участвовать в оказании услуг (при необходимости);
5) оказывать иную необходимую помощь инвалидам при получении услуг, при получении санитарно-гигиенического и сопутствующего обслуживания с использованием вспомогательного оборудования и устройств, в том числе помощь в одевании/раздевании, осуществлении личной гигиены, пользовании имеющимся техническими средствами;
6) осуществлять (при необходимости) вызов сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, вспомогательного персонала;
7) оказывать содействие инвалидам и сотрудникам на иных участках объекта при посадке инвалидов в транспортное средство и высадке из него перед входом в учреждение, в том числе с использованием кресла-коляски, при входе в объект и выходе из него, на иных путях движения;
- для рабочих по комплексному обслуживанию здания:
1) проводить осмотр и проверку технического состояния материально-технической базы на соответствие требованиям доступности для инвалидов;
2) проводить ремонт с учетом требований доступности для инвалидов;
3) обеспечивать надлежащее размещение (крепление) носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам;
4) обеспечивать подготовку (оборудование) места для колясочной, для хранения иных технических средств и для ожидания собаки-проводника;
5) поддерживать в функциональном состоянии мобильное подъемное устройство и иные вспомогательные технические устройства (при их наличии), своевременно организовывать (производить) их ремонт и техническое обслуживание;
6) обеспечивать наличие и поддержание в рабочем состоянии кнопок вызова персонала, переговорных устройств, иных средств вызова персонала, расположенных на объекте;
- для рабочих по благоустройству, уборщиков территории (дворников):
1) обеспечивать надлежащее состояние путей перемещения инвалидов по территории учреждения, в том числе наружных лестниц, пандусов (своевременную очистку их от снега и льда, обработку специальными противоскользящими смесями), а также мест (площадок) отдыха на территории;
2) обеспечивать возможность постоянного пользования стоянкой (парковкой) автотранспортных средств инвалидов, включая их расчистку от осадков и посторонних предметов (в том числе снега и льда);
3) оказывать содействие инвалиду при движении по территории объекта;
1) оказывать помощь при входе/выходе из здания, в том числе при помощи вспомогательных устройств;
2) осуществлять (при необходимости) вызов основного и вспомогательного персонала учреждения для сопровождения инвалида по объекту;
1) оказывать помощь инвалидам при вызове и пользовании лифтом кнопками вызова и выбора этажа, при входе и выходе из лифтовой кабины, в том числе (при необходимости) с помощью вспомогательных технических средств, сменного кресла-коляски, вспомогательного персонала организации для оказания помощи и сопровождения инвалида;
1) оказывать инвалидам помощь при одевании/раздевании с использованием (при необходимости) вспомогательного оборудования и вспомогательного персонала;
2) обеспечивать доступ к колясочной для получения сменного кресла-коляски, иных технических средств, а также к месту ожидания собаки-проводника;
3) осуществлять (при необходимости) вызов основного и вспомогательного персонала учреждения для сопровождения инвалида и оказания ему иной помощи на объекте;
4) содействовать инвалидам в получении необходимой информации в доступной для них форме на своем участке работы;
1) оказывать помощь инвалидам при посадке в транспортное средство и высадке из него перед входом в объект с использованием необходимых вспомогательных устройств, в том числе с использованием кресла-коляски;
2) осуществлять (при необходимости) вызов основного и вспомогательного персонала учреждения для оказания помощи инвалиду и сопровождения его по прилегающей территории и по объекту [1].
При этом социальные взаимоотношения в коллективе имеют свою специфику. Если в социальной жизни отношения с другими членами общества строится на основе личной выгоды, то в коллективе взаимодействие направлено на достижение основной цели организации. При этом отношения сотрудников требуют четкой организации и регламентированы соответствующим регламентом/актом.
Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:
1) глобальная макросреда - стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп;
2) локальная макросреда - организация, в структуру которой входит трудовой коллектив;
3) микроклимат - комфортные санитарно-гигиенические условия труда благоприятно влияют на психологическую атмосферу в группе.
Для более эффективного формирования взаимодействия в коллективе необходимо направить усилия на создании условий сплоченности [2].
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей