1. Анализ и систематизация факторов, регламентирующих обеспечение соблюдения требований доступности и предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

Выделение в качестве основного вектора проводимой научно-исследовательской работы - обеспечение соблюдения требований доступности предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) - потребовало проведения системного, комплексного анализа и учета всех факторов, влияющих на доступность рассматриваемых услуг, а также взаимосвязей между ними.

Все факторы, обеспечивающие соблюдение требований доступности услуг, можно разделить на две группы - материальные и идеальные (духовные), которые, безусловно, тесно взаимосвязаны.

К первой группе относятся:

- спортивные сооружения;

- оборудование;

- соответствующий инвентарь;

- физические факторы среды занятий:

1) освещение;

2) температура воздуха;

3) температура воды для занятий плаванием и другие.

К второй группе относятся:

- знание теории практики адаптивной физической культуры;

- умения;

- навыки;

- компетенции персонала и самих занимающихся инвалидов и других МГН.

Материальные факторы целесообразно разделить на стабильные:

- здания;

- спортивные залы;

- пандусы;

- подъемники и другие.

Переменные факторы, требующие постоянного контроля со стороны соответствующих работников и служб:

- освещение;

- температура;

- спортивный инвентарь и другие, что требует отображения в локальных нормативных актах.

Все факторы, влияющие на доступность услуг для инвалидов и других МГН на объектах спорта и в учреждениях и организациях, предоставляющих данные услуги, как материальные, так и идеальные, разделены авторами настоящей научно-исследовательской работы в зависимости от преимущественной целевой направленности, на три группы:

1) факторы, обеспечивающие возможности предоставления и получения услуг;

2) факторы, обеспечивающие безопасность услуг;

3) факторы, обеспечивающие эффективность (полезность) услуг.

К первой группе факторов относится большой арсенал средств, обеспечивающих доступность для инвалидов и других МГН всей инфраструктуры объектов спорта и учреждений и организаций, занимающихся предоставлением услуг в этой сфере социальной практики (представлены в соответствии с рисунком 1).

К этой инфраструктуре относятся:

- территория, прилегающая к зданию (участок);

- вход (входы) в здание;

- путь (пути) движения внутри здания;

- зона целевого назначения здания:

1) спортивный зал;

2) чаша бассейна;

3) хоккейная площадка и другие;

- места для размещения зрителей;

- санитарно-гигиенические помещения;

- гардероб и раздевалки;

- система информации связи (на всех зонах);

- пути движения к объекту (от остановки транспорта) или от места парковки автомобилей.

Все перечисленные составные части инфраструктуры объекта спорта должны предусматривать ограниченные возможности всех категорий инвалидов и МГН, в том числе:

- передвигающихся на креслах-колясках;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с нарушением зрения;

- с нарушением слуха;

- с интеллектуальными нарушениями.

Кроме того, к факторам, обеспечивающим возможности предоставления и получения услуг, должны быть отнесены:

- специальное спортивное образование;

- спортивный инвентарь (технические средства реабилитации для адаптивного спорта и адаптивной физической культуры);

- финансовое обеспечение процесса оказания услуг, предусматривающее оплату содержания объекта спорта или его аренду и оплату работы персонала (прежде всего, тренеров по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, других специалистов).

00000001.png

Рисунок 1. Факторы, влияющие на доступность услуг

для инвалидов и других маломобильных групп населения

на объектах спорта и в учреждениях и организациях,

предоставляющих услуги

Понятно, что для обеспечения возможности предоставления и получения услуг для инвалидов и МГН необходимо наличие кадров, имеющих право работать с данным контингентом.

В научно-методической литературе, нормативно-правовых документах представлены различные подходы и классификации факторов, обеспечивающих безопасность услуг для инвалидов и других МГН.

В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 2022 г. N 36 утверждены Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, которым руководствовались авторы настоящих Методических рекомендаций (представлены в соответствии с рисунком 1), выбрав в качестве основания деления (классификационного признака) причины возникновения опасностей:

- физические;

- химические;

- биологические и другие.

Так, предупреждение физических опасностей предполагает контроль и поддержание в соответствующих рамках:

- температурного режима воздуха в помещениях;

- температурного режима воды в бассейнах;

- достаточного освещения;

- недопущения опасных шумов и вибрации и др.

Также в предупреждение физических опасностей немаловажно соблюдать требования к антитеррористической защищенности объектов спорта, необходимо проводить определенные мероприятия по обеспеченности антитеррористической защищенности объектов спорта для проведения физкультурных и спортивных мероприятий согласно нормативно-правовым документам.

Предупреждение химических опасностей связано с обеспечением противопожарных правил и регламентов, требований охраны труда и др.

Особенно большую роль в обеспечении безопасности услуг в сфере объектов спорта имеют предупреждения биологических опасностей, способных негативно сказаться на здоровье занимающихся, привести к травматизму на занятиях.

Центральным вопросом в предупреждении биологических опасностей является получение медицинского допуска к занятиям адаптивной физической культурой и особенно адаптивным спортом, учет медицинских противопоказаний для использования физических упражнений инвалидами различных нозологических групп, антидопинговое обеспечение, особенно в адаптивном спорте.

Так, в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" представлена форма медицинского заключения о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях по результатам медицинского осмотра, углубленного медицинского обследования, в которых прописаны кроме основных сведений занимающегося, таких как Ф.И.О., дата рождения, вид спорта (при наличии), спортивная дисциплина (при наличии), так и ограничения, в том числе к физическим нагрузкам, и сроки ограничений, но данная форма не является информативной для учреждений/организаций спорта, в том числе для специалистов в области адаптивной физической культуры, т.к. в допуске отсутствует информация об основном заболевании, о сопутствующих заболеваниях, а также о противопоказаниях к физической активности для инвалидов и МНГ. Поэтому в рамках локальных нормативных актов необходимо прописывать регламент допуска занимающихся из числа инвалидов и МГН к получению услуг по физической культуре и спорту.

При занятиях на открытых площадках и трассах огромное значение имеют меры предупреждения природных опасностей:

- низких и высоких температур воздуха;

- порывов ветра;

- образованных льдом и снегом скользких поверхностей;

- ударов молнии и др.

Среди факторов, регламентирующих обеспечение соблюдения требований доступности предоставления услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах спорта, в учреждениях и организациях:

- физкультурно-спортивных;

- образовательных;

- спортивной подготовки,

особое место занимают факторы, позволяющие добиться эффективности услуг.

Одним из главных факторов здесь - это высокий уровень квалификации всех специалистов, оказывающих услуги, но, прежде всего, специалистов, проводящих занятия с инвалидами и МГН по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. Такие требования прописаны в соответствующих профессиональных стандартах и единых квалификационных справочниках. Для повышения уровня квалификации специалистов необходимо использовать систему дополнительного профессионального образования (ДПО) как в форме повышения квалификации, так и в форме переподготовки кадров в областях, соответствующих занимаемым должностям сотрудников учреждений и организаций.

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность услуг, является наличие современных технологий проведения занятий, которые в свою очередь должны базироваться:

- на содержании федеральных стандартов спортивной подготовки и вытекающих из них программ спортивной подготовки;

- на содержании дополнительных общеразвивающих программ по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту;

- на содержании проектов стандартов оказания услуг по направлению реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов:

1) физкультурно-оздоровительные мероприятия;

2) занятия спортом (по направлению реабилитации и абилитации средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта).

Инструментом, с помощью которого должны своевременно корректироваться используемые современные технологии проведения занятий по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, является:

- предварительный;

- текущий;

- итоговый контроль состояния занимающихся (уровня поражения по основному заболеванию, вторичным и сопутствующим заболеваниям).

Для оценки эффективности проводимых услуг необходимо составлять план развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся с учетом их исходного состояния и наличия того или иного вида патологии, вторичных и сопутствующих заболеваний, освоения новых компенсаторных сенсорно-перцептивных двигательных действий, план мероприятий по осуществлению контроля уровня физического развития и состояния физических качеств и способностей, а также объема двигательных навыков у лиц, получающих услуги на объектах спорта.

Текущий и итоговый контроль эффективности реализуемых услуг позволит своевременно вносить коррективы в проведение занятий, осуществлять мероприятия по их совершенствованию.

В системе мероприятий по обеспечению эффективности услуг очень важно сформулировать и в установленном порядке утвердить содержание локальных нормативно-правовых актов, учитывающих новые компетенции как субординационного, так и координационного характера во взаимодействиях между всеми специалистами объектов спорта, учреждений и организаций, оказывающих рассматриваемые услуги.

Так, например, в должностные инструкции сотрудников объектов спорта и учреждений/организаций, предоставляющих услуги инвалидам и МГН, помимо основных требований целесообразно прописывать и дополнительные требования, основываясь на особенностях субъекта, предоставляющего услуги в сфере физической культуры и спорта:

- для руководителя (директора) учреждения:

1) организовывать работу по обеспечению доступности для инвалидов зданий, помещений, закрепленной территории учреждения, оказываемых услуг;

2) утверждать организационно-распорядительные документы и иные локальные акты учреждения по вопросам доступности объектов и услуг с определением ответственных сотрудников, их должностных инструкций и решением вопросов систематического обучения (инструктирования);

3) организовывать комиссионное обследование и паспортизацию объекта и предоставляемых услуг, утверждать паспорт доступности;

4) организовывать взаимодействие с различными внешними структурами по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;

5) организовывать решение вопросов строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, а также оснащения учреждения с учетом требований доступности для инвалидов;

6) осуществлять контроль за выполнением требований доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов, оказывать им необходимую помощь, проводить обучение (инструктаж) работникам учреждения по вопросам доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг в соответствии с планом работы организации;

- для заместителя директора:

1) организовывать выполнение нормативно-правовых, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций, локальных актов учреждения по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, предписаний контролирующих органов;

2) участвовать в разработке (корректировке) инструкции по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, согласовывать и представлять документ для утверждения руководителю учреждения;

3) организовывать обучение (инструктирование) и проверку знаний сотрудников по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;

4) организовывать работу по предоставлению инвалидам в доступной форме с учетом стойких расстройств функций организма информации об их правах, обязанностях, видах услуг, сроках, порядке предоставления услуг;

5) организовывать работу комиссии по обследованию учреждения и предоставляемых услуг и составлению паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг;

6) участвовать в формировании плана адаптации объекта (объектов) учреждения и предоставляемых услуг для инвалидов;

7) разрабатывать план-график оснащения учреждения и закупки нового оборудования, включая вспомогательные устройства, технические средства адаптации, в целях повышения уровня доступности объекта (объектов) учреждения и условий предоставления услуг с учетом потребностей инвалидов;

8) осуществлять контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов при приемке вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов недвижимого имущества учреждения;

- для специалиста по охране труда, по пожарной безопасности (при наличии):

1) учитывать требования доступности (досягаемости и безопасности) для инвалидов объектов и услуг;

2) участвовать в организации и проведении обучения (инструктирования) персонала, сотрудников учреждения, проверке знаний по курируемому направлению работы с учетом требований доступности (досягаемости и безопасности) объектов и предоставляемых услуг;

3) участвовать в разработке и необходимой корректировке должностных инструкций сотрудников, проектов организационно-распорядительных и иных локальных актов учреждения в части курируемого направления работы по вопросам доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, оказания необходимой помощи инвалидам;

- для инспектора (специалист) по кадрам:

1) участвовать в подготовке и корректировке должностных инструкций сотрудников по вопросам обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов;

2) направлять вновь принятых сотрудников на инструктаж по вопросам обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи;

- для социолога (при наличии):

1) участвовать в проведении обучения (инструктирования) сотрудников по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом информации, полученной по результатам соответствующих социологических исследований;

2) вносить предложения по совершенствованию работы организации в части доступности для инвалидов по результатам социологических исследований;

- для методиста (при наличии):

1) организовывать работу по информационно-методическому обеспечению деятельности учреждения с учетом требований доступности для инвалидов;

2) участвовать в разработке информационных, методических, инструктивных материалов для специалистов по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг, оказания помощи инвалидам;

3) участвовать в проведении инструктажа сотрудников учреждения по вопросам доступности для инвалидов объектов и услуг на основе подготовленных разработок;

- для руководителя структурного подразделения:

1) организовывать работу структурного подразделения с учетом требований доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов с оказанием им необходимой помощи;

2) обеспечивать исполнение в подразделении организационно-распорядительных, иных локальных документов учреждения по вопросам доступности объектов и предоставляемых услуг для инвалидов с оказанием им необходимой помощи;

3) участвовать в разработке (корректировке) должностных инструкций персонала - сотрудников руководимого подразделения по вопросам доступности для инвалидов объекта (занимаемых помещений учреждения и предоставляемых услуг);

4) участвовать в организации и проведении инструктирования и в проверке знаний и умений сотрудников подразделения по вопросам доступности объектов и услуг и оказании помощи инвалидам;

5) организовывать разработку организационных и информационных документов подразделения для размещения на стендах, иных информационных носителях в подразделении, а также на сайте учреждения для информирования обслуживаемого населения, потребителей услуг, предоставляемых подразделением, с учетом особенностей различных категорий маломобильных граждан;

6) участвовать в организации и проведении инструктирования, а также в проверке знаний сотрудников структурного подразделения по вопросам доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг;

7) осуществлять контроль за выполнением требований доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов;

- для специалистов по физической культуре и спорту (тренера, тренера по адаптивной физической культуре и спорту и др.):

1) оказывать инвалидам помощь, необходимую для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги (услуг), в том числе об оформлении необходимых для получения услуги (услуг) документов;

2) предоставлять информацию, объявления, инструкции о графике работы специалиста и размещать их на информационном стенде, других информационных устройствах учреждения (подразделения) с учетом требований доступности для инвалидов;

3) предоставлять инвалидам информацию в доступной форме об их правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления;

4) оказывать услуги инвалидам в различных формах (в случае необходимости и возможности), в том числе в дистанционном формате;

5) оказывать необходимую помощь инвалидам при предоставлении услуги, при перемещении в пределах места оказания услуги, подразделения;

6) осуществлять при оказании услуги (при необходимости) вызов (и допуск) сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, сопровождающих лиц и помощников;

- для вспомогательного персонала (помощник тренера, санитарка, младшая медицинская сестра (при наличии):

1) осуществлять сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения, на объекте (до места оказания услуги, по путям перемещения к местам сопутствующего обслуживания, включая посещение санитарно-гигиенических помещений);

2) оказывать помощь инвалидам при поступлении экстренного вызова с закрепленного участка самостоятельно либо с вызовом дополнительного вспомогательного персонала, экстренных служб;

3) оказывать инвалидам помощь в получении информации о правилах предоставления услуги;

4) участвовать в оказании услуг (при необходимости);

5) оказывать иную необходимую помощь инвалидам при получении услуг, при получении санитарно-гигиенического и сопутствующего обслуживания с использованием вспомогательного оборудования и устройств, в том числе помощь в одевании/раздевании, осуществлении личной гигиены, пользовании имеющимся техническими средствами;

6) осуществлять (при необходимости) вызов сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика, вспомогательного персонала;

7) оказывать содействие инвалидам и сотрудникам на иных участках объекта при посадке инвалидов в транспортное средство и высадке из него перед входом в учреждение, в том числе с использованием кресла-коляски, при входе в объект и выходе из него, на иных путях движения;

- для рабочих по комплексному обслуживанию здания:

1) проводить осмотр и проверку технического состояния материально-технической базы на соответствие требованиям доступности для инвалидов;

2) проводить ремонт с учетом требований доступности для инвалидов;

3) обеспечивать надлежащее размещение (крепление) носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам;

4) обеспечивать подготовку (оборудование) места для колясочной, для хранения иных технических средств и для ожидания собаки-проводника;

5) поддерживать в функциональном состоянии мобильное подъемное устройство и иные вспомогательные технические устройства (при их наличии), своевременно организовывать (производить) их ремонт и техническое обслуживание;

6) обеспечивать наличие и поддержание в рабочем состоянии кнопок вызова персонала, переговорных устройств, иных средств вызова персонала, расположенных на объекте;

- для рабочих по благоустройству, уборщиков территории (дворников):

1) обеспечивать надлежащее состояние путей перемещения инвалидов по территории учреждения, в том числе наружных лестниц, пандусов (своевременную очистку их от снега и льда, обработку специальными противоскользящими смесями), а также мест (площадок) отдыха на территории;

2) обеспечивать возможность постоянного пользования стоянкой (парковкой) автотранспортных средств инвалидов, включая их расчистку от осадков и посторонних предметов (в том числе снега и льда);

3) оказывать содействие инвалиду при движении по территории объекта;

- для вахтера (сторожа):

1) оказывать помощь при входе/выходе из здания, в том числе при помощи вспомогательных устройств;

2) осуществлять (при необходимости) вызов основного и вспомогательного персонала учреждения для сопровождения инвалида по объекту;

- для лифтеров (при наличии):

1) оказывать помощь инвалидам при вызове и пользовании лифтом кнопками вызова и выбора этажа, при входе и выходе из лифтовой кабины, в том числе (при необходимости) с помощью вспомогательных технических средств, сменного кресла-коляски, вспомогательного персонала организации для оказания помощи и сопровождения инвалида;

- для гардеробщика:

1) оказывать инвалидам помощь при одевании/раздевании с использованием (при необходимости) вспомогательного оборудования и вспомогательного персонала;

2) обеспечивать доступ к колясочной для получения сменного кресла-коляски, иных технических средств, а также к месту ожидания собаки-проводника;

3) осуществлять (при необходимости) вызов основного и вспомогательного персонала учреждения для сопровождения инвалида и оказания ему иной помощи на объекте;

4) содействовать инвалидам в получении необходимой информации в доступной для них форме на своем участке работы;

- для водителей автомобилей:

1) оказывать помощь инвалидам при посадке в транспортное средство и высадке из него перед входом в объект с использованием необходимых вспомогательных устройств, в том числе с использованием кресла-коляски;

2) осуществлять (при необходимости) вызов основного и вспомогательного персонала учреждения для оказания помощи инвалиду и сопровождения его по прилегающей территории и по объекту [1].

При этом социальные взаимоотношения в коллективе имеют свою специфику. Если в социальной жизни отношения с другими членами общества строится на основе личной выгоды, то в коллективе взаимодействие направлено на достижение основной цели организации. При этом отношения сотрудников требуют четкой организации и регламентированы соответствующим регламентом/актом.

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:

1) глобальная макросреда - стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп;

2) локальная макросреда - организация, в структуру которой входит трудовой коллектив;

3) микроклимат - комфортные санитарно-гигиенические условия труда благоприятно влияют на психологическую атмосферу в группе.

Для более эффективного формирования взаимодействия в коллективе необходимо направить усилия на создании условий сплоченности [2].