ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наиболее активно развивается направление комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, осуществляемое средствами и методами адаптивного спорта, особенно по спортивным дисциплинам, входящим в программы летних и зимних Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.

Все эти дисциплины внесены во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), по ним разработаны и внедрены в практику федеральные стандарты спортивной подготовки (ФССП), нормы и требования Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), по ним регулярно проводятся тренировочные и спортивные мероприятия в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (ЕКП) в целях спортивной ориентации и отбора в адаптивный спорт с 2019 года, используется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны, утверждены и внедрены правила вида спорта, реализуется еще целый ряд мероприятий.

Все это привело к тому, что российские паралимпийцы и сурдлимпийцы занимают ведущие позиции в мире, особенно по зимним спортивным дисциплинам.

Однако данное направление комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов охватывает незначительную часть из них, в первую очередь тех, кто имеет соответствующие спортивные задатки и способности. А это, кстати говоря, также, как и у здоровых лиц, - не более 10% от общего количества.

Вместе с тем и в этом направлении адаптивного спорта имеется достаточно большое количество нерешенных проблем и вопросов. В частности, это несовершенство ряда нормативно-правовых документов, прежде всего, ВРВС, ЕВСК, ФССП.

Здесь же остро стоит вопрос с развитием материально-технической базы, предоставлением инвалидам соответствующего спортивного оборудования и инвентаря, в том числе через пункты проката технических средств реабилитации, предназначенных для занятий адаптивным спортом.

Отмечая большой воспитательный и социализирующий потенциал адаптивной физической культуры и ее видов - адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации и других, необходимо констатировать, что его использование отстает не только от потребностей, но и от возможностей сегодняшнего дня.

Прежде всего необходимо закончить начатую Министерством спорта Российской Федерации работу по созданию стандартов оказания услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям и спорту (по физической реабилитации средствами и методами адаптивного спорта в соответствии с терминологией Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года), разработать научно обоснованные предложения по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения на объектах спорта в соответствующих учреждениях и организациях, а также внедрить в практику программы по вовлечению родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в процесс физической реабилитации средствами адаптивного физического воспитания и адаптивной двигательной рекреации.

Необходимо продолжить работу по открытию отделений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов во всех субъектах Российской Федерации, используя положительный опыт города Санкт-Петербурга.

Следует особо подчеркнуть важность мероприятий по реализации обучения специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе специалистов из четырех новых субъектов Российской Федерации, используя в качестве примера опыт НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Анализ ежегодного доклада ФГБУ МСЭ Минтруда России (2022 год) показывает актуальность совершенствования индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов по направлению физической реабилитации средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятиям спортом).

Так, например:

- потребность детей-инвалидов вследствие психических расстройств и расстройств поведения в реабилитационных услугах и мероприятиях по реабилитации и абилитации в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, занятиях спортом за 2021 год была определена в 50% ИПРА от общего числа ИПРА, разработанных первично;

- вследствие болезней нервной системы - в 40,1% ИПРА от общего числа ИПРА, разработанных первично;

- вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформации и хромосомных нарушений - в 32,0% ИПРА от общего числа ИПРА, разработанных первично.

Таким образом, потребность детей-инвалидов по приведенным нозологическим группам в занятиях адаптивной физической культурой и адаптивным спортом составила в 2021 году от 32 до 50% от общего количества оформленных для них ИПРА, что значительно превышает аналогичные показатели предшествующих лет.

По результатам проведенных исследований научно обоснованные предложения по обеспечению соблюдения требования доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения на объектах спорта, в учреждениях и организациях должны предусматривать не только обеспечение физической, материально-технической доступности к объектам спорта, а также к другим объектам и подразделениям учреждений и организаций, оказывающих данные услуги, но включать в себя еще целый ряд требований к санитарно-гигиеническим условиям, к предупреждению угроз и рисков во время занятий, к персоналу, особенно к тем из них, кто непосредственно реализует услуги, - тренерам по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, тренерам-преподавателям, инструкторам, инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. Другими словами, требования доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения на объектах спорта представляют собой комплекс требований, обеспечивающих возможность получения услуг, их безопасность и эффективность.

Для оценки эффективности проводимых услуг необходимо составлять план развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся с учетом их исходного состояния и наличия того или иного вида патологии, освоения новых двигательных действий, план мероприятий по осуществлению контроля уровня физического развития и состояния физических качеств и способностей, а также объема двигательных навыков у лиц, получающих услуги на объектах спорта.

Особенность методологии данной научно-исследовательской работы заключалась в одновременном учете всех факторов, влияющих на доступность физкультурно-оздоровительных, учебно-тренировочных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: условий доступности всей инфраструктуры спортивного объекта, необходимого уровня компетенции всех сотрудников спортивного учреждения (от тренера до руководителя учреждения), обеспечивающих данный процесс, требований безопасности.