2. Анализ и систематизация действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих требования доступности объектов спорта, учреждений и организаций, предоставляющих услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения и обеспечивающих возможность предоставления и получения услуг
Конвенция о правах инвалидов принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., подписана представителями Российской Федерации в сентябре 2008 года и ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ, после чего вступила в силу на территории нашей страны 25 октября 2012 г.
Статья 9. Доступность Конвенции о правах инвалидов гласит:
- государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Гарантировать инвалидам доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
1) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В международном документе понятие доступности также рассматривается в статье 30 "Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом". Так, в пункте 5 изложено, что для наделения инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях государства - участники принимают следующие меры:
- поощрение и пропаганда как можно более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;
- обеспечение возможности инвалидам организовывать спортивные и досуговые мероприятия специально для инвалидов, развивать их и участвовать в них, а также содействие в этой связи на получение равных с другими прав на надлежащее обучение, подготовку и обеспечение ресурсами;
- обеспечение инвалидам доступа к спортивным, рекреационным и туристическим объектам;
- обеспечение детям-инвалидам равного с другими детьми доступа к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- обеспечение инвалидам доступа к услугам организаций и учреждений (независимо от их организационно-правовой формы) в сфере досуга, туризма, отдыха и спорта [3].
После ратификации Конвенции ООН в Российской Федерации началась адаптация законодательства на всех уровнях в соответствии с международным правом. Так, существенные коррективы были внесены во многие основополагающие документы в социальной и спортивной сферах, а именно претерпели изменения:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон N 80-ФЗ от 29.04.1999, а не от 13.01.1999.
- Федеральный закон от 13 января 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с последующей заменой на новый Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования";
- ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей" и другие.
Все законодательные нововведения были направлены, прежде всего, на реализацию права инвалидов на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха, занятий спортом, что закреплено Конвенцией Организации объединенных наций (ООН) о правах инвалидов. Также были разработаны различные государственные стандарты (далее - ГОСТ) в самых разных сферах: от строительных норм и правил (далее - СНиП) до свода правил (далее - СП), направленных на создание равных условий жизнедеятельности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) с другими категориями населения, что стало отправной точкой для формирования безбарьерной среды в нашей стране.
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" регламентирует требования доступности объектов спорта и учреждений/организаций, предоставляющих услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения. Остановимся подробнее на содержании основополагающего документа в сфере физической культуры и спорта. Так, в главе 1 "Общие положения" (статья 2) даны определения следующим понятиям:
- пункт 7: объект спорта - объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества;
- пункт 17: спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий;
- пункт 19: спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов;
- пункт 29: физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой;
- пункт 29.1: физкультурно-оздоровительная услуга - деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией независимо от ее организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя и проведение физкультурных мероприятий.
Статья 3 федерального закона определяет основные принципы доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения:
- пункт 1 - обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
- пункт 4 - установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
- пункт 6 - обеспечение безопасности жизни и здоровья для лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- пункт 8 - содействие развитию физической культуры и спорта для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите.
В главе 3 "Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура" в статье 31 "Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов" вводятся понятия "адаптивная физическая культура" и "адаптивный спорт", а также "организация занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом":
- пункт 1 - физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляется в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях;
- пункт 2 - адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- пункт 3 - спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- пункт 4 - развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом;
- пункт 5 - для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, проводятся занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- пункт 6 - федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций;
- пункт 7 - федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов организуют проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создаются специализированные детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Статья 37 "Объекты спорта" главы 6 "Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта" определяет значимость и ведомственную принадлежность учреждений:
- пункт 1 - объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры;
- пункт 2 - объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц;
- пункт 5 - проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.
Всероссийский реестр объектов спорта (статья 37 федерального закона) создан в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения физкультурных, а также спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации.
Данные реестра объектов спорта являются открытыми и общедоступными и представлены на сайте Министерства спорта Российской Федерации. По состоянию на 30 сентября 2022 г. в реестр внесено 7 023 спортивных организации Российской Федерации.
В целях развития и популяризации физической культуры и адаптивной физической культуры в нашей стране в 2009 году была разработана Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия).
По мере реализации Стратегии и достижении ее показателей 19 ноября 2020 г. на заседании Правительства Российской Федерации была одобрена новая Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года, которая обозначает цель, задачи, приоритетные направления развития физической культуры, спорта, целевые показатели реализации с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации.
Среди задач Стратегии необходимо выделить:
- обеспечение условий для занятий физической культурой, спортом, спортивной реабилитацией для инвалидов;
- совершенствование нормативно-правовой базы и модели государственного управления сферой физической культуры и спорта;
- совершенствование процесса сбора, анализа и управления данными, увеличение эффективности и скорости принятия управленческих решений с использованием цифровых технологий;
- развитие комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры, спорта [4].
Ратификация международной Конвенции о правах инвалидов делегирует Российской Федерации принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. В связи с этим внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", свод правил 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", свод правил 140.13330.2012 "Городская среда". Приняты правила проектирования для маломобильных групп населения, реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", основными направлениями которой являются развитие системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и совершенствование предоставления медико-социальной экспертизы.
ГОСТ Р 59812-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации "Доступность для инвалидов объектов городской инфраструктуры. Общие требования. Показатели и критерии оценки доступности" устанавливает общие требования к доступности объектов городской инфраструктуры с открытым доступом населения, с учетом характера услуг, оказываемых на этих объектах инвалидам и другим маломобильным группам населения. Нормативный документ предназначен для применения при ремонте, эксплуатации и содержании существующих зданий и сооружений, при экспертизе, оценке соответствия и сертификации указанных объектов, приведении их к необходимому уровню доступности. Осуществляется и решение иных задач в целях обеспечения для инвалидов и иных категорий МГН равных условий жизнедеятельности с другими гражданами с учетом обеспечения реализации принципов "универсального дизайна" и "разумного приспособления".
Требования настоящего стандарта в полном объеме распространяются на здания и сооружения, спроектированные, построенные, реконструированные или капитально отремонтированные после 1 июля 2016 г., в пределах границ здания (сооружения). Для остальных зданий и сооружений настоящий стандарт определяет набор требований, выполнение которых в рамках плана организационно-технических мероприятий позволяет получить статус объекта, доступного для инвалидов.
В ГОСТ Р 59812-2021 перечислены объекты городской инфраструктуры, которые должны быть обеспечены беспрепятственным доступом инвалидов, к ним относятся:
- объекты социальной, инженерной (коммунальной) и транспортной инфраструктуры;
- иные социально значимые объекты, в том числе объекты физической культуры и спорта, открытые для доступа населения, где оказываются какие-либо услуги населению, доступные для инвалидов различных групп функционирования.
При организации доступности данный стандарт ссылается на требования соблюдения свода правил СП 59.13330.2016 [5].
С 1 июля 2021 г. вступил в силу новый свод правил 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" взамен утратившего силу СП 59.13330.2016. Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН по правам инвалидов. Среди этих принципов - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный.
Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Область применения настоящего свода правил 59.13330.2020 - при разработке проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Данный документ распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
При обустройстве любого пространства для людей с ограниченными возможностями необходимо следовать принципу универсального дизайна, чтобы вспомогательные технологии для какой-то одной категории людей не становились помехой тем, кто не испытывает в них потребностей. В отношении городских рекреационных зон это, наверное, особенно актуально. Не только в плане создания комфорта, но и для сохранения ландшафтных особенностей территории.
Вопросы доступности и адаптации четко прописаны в своде правил 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Для обеспечения комфортного отдыха людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и иными расстройствами наравне с людьми без инвалидности (места отдыха через каждые 100 - 150 м) парковый комплекс требуется оборудовать не только универсальными информационными стендами для всех категорий населения, а также специальными тактильными указателями, скамейками особой конструкции для инвалидов-опорников.
Холл или фойе - это особая зона, которая имеется в каждом общественном здании:
- учебных и культурных заведениях и др.
Как правило, он является переходным пунктом в кабинеты, залы, а также местом ожидания или отдыха. Поэтому холл должен быть максимально адаптирован для людей всех категорий, включая маломобильные группы. Оснащение холла или фойе: тактильные напольные указатели, таблички и мнемосхемы, поручни, световое табло и маяки. Если холл используется как зона оказания услуг или информирования, необходимо наличие индукционной петли для слабослышащих, установка специализированных информационных киосков.
Так, в соответствии с пунктом 6.2.1 свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" ширина пути движения в коридорах должна быть не менее 1,5 м при движении инвалидов на креслах-колясках в одном направлении и не менее 1,8 м при встречном движении. При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство площадью 1,2 x 1,2 м для поворота на 90 градусов и диаметром 1,4 м для разворота на 180 градусов.
Требования к доступности лестничных маршей подробно описаны в пункте 6.2.8 свода правил 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно:
- ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 5 см. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 2 см;
- ширина ступеней должны быть от 0,28 до 0,35 м, а высота - от 0,13 до 0,17 м. Не допускается использование открытых ступеней без подступенка, а также ступеней, различающихся по высоте и ширине в пределах одного марша;
- по краям первой и последней ступеней лестничных маршей необходимо нанесение одной или нескольких предупреждающих тактильных противоскользящих полос. Цвет полос - желтый, контрастный поверхности ступени. Общая ширина полос - от 8 до 10 см. В случае если лестница включает в себя несколько маршей, тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть по ширине не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90 градусов - не менее 1,2 м. Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 180 градусов инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м (пункт 6.2.2 СП 59.13330.2020).
Также при оборудовании коридора необходимо предусмотреть наличие светозвукового табло, тактильных указателей, тактильных мнемосхем, контрастной маркировки дверей и путей эвакуации.
Для обеспечения доступа инвалидов и других категорий МГН на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание объекты следует оборудовать адаптированными пассажирскими лифтами и/или подъемными платформами. Выбор средств и необходимость их сочетания устанавливаются в задании на стадии проектирования объекта.
Согласно своду правил ширина дверного проема пассажирского лифта должна быть не менее 0,9 м, площадь кабины для размещения в ней инвалида на кресле-коляске с сопровождающим лицом, следует проектировать не менее 1 100 x 1 400 мм.
Напротив, выхода из лифтов, доступных для МГН, на высоте 1,5 м должно быть цифровое обозначение этажа размером не менее 0,1 м, контрастное по отношению к фону стены.
На объектах физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения для оборудования путей движения спортсменов, использующих для передвижения спортивные кресла-коляски, следует применять лифты с размерами кабины не менее 2 000 x 1 400 мм (ширина x глубина) с шириной дверного проема 1,2 м.
Санузел - один из самых сложных объектов для адаптации, о котором часто забывают в общественных учреждениях. В любом здании, имеющем общественные уборные, следует организовывать доступные кабины для людей с инвалидностью. То есть кабина туалетного блока должна быть оборудована специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями и тактильными указателями. Также доступные туалеты из общего туалетного блока должны быть оснащены специальной кнопкой вызова помощи для связи с персоналом в случае возникновения экстренной ситуации.
Любой общественный санитарный узел, расположенный в месте открытого доступа, предназначенном для посещения людьми, с вероятностью нахождения на данном социально значимом объекте больше 1 часа, следует оснащать рядом с зоной ожидания.
Лучше всего организовывать отдельный универсальный туалет для людей с инвалидностью, включающий посетителей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он должен быть оборудован специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями и тактильными указателями. Также туалет для инвалидов должен быть оснащен специальной кнопкой вызова помощи с персоналом в случаях возникновения экстренной ситуации.
В помещениях для зрителей на трибунах спортивно-зрелищных сооружений должны быть предусмотрены места для зрителей на креслах-колясках, с нарушениями зрения и слуха, что определено в СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", пункт 8.5 "Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения".
При проведении соревнований по паралимпийским видам спорта число мест для зрителей, передвигающихся на креслах-колясках, может быть увеличено из расчета не менее 1,5% общего числа зрительских мест путем временной трансформации (временного демонтажа) части кресел для зрителей.
Места для инвалидов на кресле-коляске в спортивно-зрелищных объектах следует предусматривать на трибунах, размещая их компактными блоками в зонах и секторах. Места для сопровождающих лиц должны располагаться рядом с местами для инвалидов на кресле-коляске. При реконструкции и приспособлении зданий и сооружений допускается размещение мест для сопровождающих сзади, мест для инвалидов на креслах-колясках. На земельном участке или внутри здания, сооружения следует выделять места для выгула/отдыха собаки-проводника.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СП 59.13330.2020, а не СП 59.13330.202.
В учебно-тренировочных и физкультурно-спортивных сооружениях следует обеспечивать доступность для МГН во все вспомогательные помещения (СП 59.13330.202): входные и рекреационные помещения (вестибюли, гардеробы, зоны отдыха, буфеты), блоки раздевальных, душевых и санузлов, тренерские и учебно-методические помещения, медико-реабилитационные помещения. Это требование осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям с учетом особых потребностей инвалидов.
Расстояние обслуживающих помещений для занимающихся, включая инвалидов, от мест проведения физкультурно-спортивных занятий не должно превышать 150 м.
Расстояние от любого места пребывания инвалида в зальном помещении до эвакуационного выхода в коридор, фойе, наружу или до эвакуационного люка трибун спортивно-зрелищных залов не должно превышать 40 м.
Ширина проходов должна быть увеличена на ширину свободного проезда кресла-коляски (0,9 м). Следует предусматривать увеличение ширины путей движения на путях движения спортсменов на спортивных креслах-колясках (1,2 м).
Доступный маршрут движения для МГН должен быть предусмотрен по крайней мере к 5% дорожек для боулинга, керлинга, бочче, но не менее чем к одной дорожке каждого типа. На открытых спортивных площадках минимум один доступный маршрут движения должен напрямую соединять противолежащие стороны площадки.
Для ориентирования лиц с нарушением зрения вдоль стен зала, у специализированных ванн бассейна, на входах в зал из помещений для переодевания и душевых следует устанавливать горизонтальные поручни на высоте от пола в пределах от 0,9 до 1,2 м. В залах с бассейном для детей - на уровне 0,5 м от пола. На основных маршрутах движения и обходных дорожках специализированного бассейна для людей с инвалидностью по зрению должны предусматриваться специальные тактильные полосы для информации и ориентации. Ширина полос ориентации для открытых ванн - не менее 0,3 м.
В мелкой части ванны бассейна для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата следует устраивать пологую лестницу размерами не менее: для подступенков 0,14; для проступей - 0,3. Лестницу устраивают вне габаритов ванны с учетом требований.
Обходная дорожка по периметру ванн должна быть шириной не менее 2 м в крытых и 2,5 м у открытых ванн. На площади обходной дорожки следует предусматривать места для хранения кресел-колясок. Край ванны бассейна по всему периметру должен выделяться полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки.
В помещениях раздевальных при спортивных сооружениях для занимающихся инвалидов следует предусматривать:
- места для хранения кресел-колясок;
- индивидуальные кабины из расчета по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов, пользующихся креслами-колясками;
- индивидуальные шкафы (не менее двух), в том числе для хранения костылей и протезов;
- скамью длиной не менее 0,8 м, шириной не менее 0,7 м и высотой от пола 0,5 м к индивидуальному шкафу для инвалидов. Вокруг скамьи должно быть обеспечено свободное пространство для подъезда кресла-коляски. При невозможности устройства островной скамьи следует предусматривать вдоль одной из стен установку скамьи размерами не менее 0,6 x 0,8 м.
Площадь в общих раздевальных на одно место для занимающегося инвалида следует принимать не менее: в залах - 3,8 м2, в бассейнах с залом подготовительных занятий - 4,5 м2. Расчетная площадь на одного занимающегося инвалида в раздевальных с хранением одежды в отдельном помещении гардеробной - 2,1 м2. Площадь для индивидуальных кабин - 4 - 5 м2, для общих раздевальных для инвалидов с сопровождающим лицом - 6 - 8 м2. Величина прохода между скамьями в общих раздевальных помещениях должна составлять не менее 1,8 м. Виды предназначенных для занятий помещений включают в себя места для переодевания, шкафы для хранения домашней одежды в общих раздевальных. Число душевых кабин для инвалидов следует принимать из расчета одна душевая сетка на трех занимающихся инвалидов, но не менее одной.
В гардеробных следует использовать для инвалидов единый шкаф для уличной и спортивной одежды следующих размеров: высота - не менее 1,3 м и не более 1,7 м, глубина - 0,4 м при ширине 0,8 м в чистоте. Индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов-колясочников в раздевальных спортзалов следует располагать в нижнем ярусе высотой не более 1,3 м от пола. При открытом способе хранения спортивной одежды крючки в раздевальных следует устанавливать на той же высоте.
В комнате отдыха при раздевальных следует предусматривать дополнительную площадь из расчета не менее 0,4 м2 на каждого из одновременно занимающихся инвалидов-колясочников, а комната отдыха при сауне должна быть площадью не менее 20 м2.
В качестве напольного покрытия в залах для спортивных игр инвалидов на креслах-колясках следует использовать спортивный паркет или амортизирующие синтетические материалы [6].
На основании анализа требований нового СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" логичен вывод, что актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 полностью отвечает требованием доступности не только общественных зданий, но и объектов физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения. Именно в этом ракурсе следует рассматривать отличие нового документа от его предыдущей редакции СП 59.13330.2016.
Первостепенное значение занимает свод правил по проектированию и строительству "Физкультурно-спортивные залы" СП 31-112-2004, который состоит из двух частей:
- часть первая включает физкультурно-спортивные залы размером до 36 x 18 м, а также залы 42 x 24 м для спортивной гимнастики [7];
- часть вторая включает физкультурно-спортивные залы и манежи размером 42 x 24 м и более, а также залы 36 x 18 м и более для универсального использования [8].
В требованиях и рекомендациях по объемно-планировочным и инженерно-конструктивным решениям содержатся основные необходимые сведения по размерным параметрам, инженерному и санитарно-техническому оборудованию, фактуре, цвету и акустическим свойствам внутренних поверхностей помещений. В них учтены возможности использования инвалидами (включая детей и подростков) различных категорий (имеющих поражения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) мест для занятий и вспомогательных помещений.
Нормативный документ фиксирует категории залов для массовых видов спорта, не требующих планировочных изменений для занятий инвалидов или требующих лишь дополнения специальным оборудованием.
Типовой набор оборудования и инвентаря в залах требует дополнительного оснащения, специального инвентаря для занятий инвалидов, что зафиксировано в приложении СП 31-112-2004 - свод правил по проектированию и строительству "Физкультурно-спортивные залы".
Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением утвержден приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта". Документ определяет правила предоставления и размещения информации (сведений) о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях на официальном сайте в сети Интернет, а также правила ведения указанного официального сайта. В данном порядке изложены основные требования по размещению информации на сайте учреждения [9].
Информация, размещаемая на интернет-ресурсах, должна соответствовать национальному стандарту ГОСТ Р 52872-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности". В стандарте указаны требования к доступности информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности. Требования стандарта учитывают широкий спектр расстройств функций организма и связанные с ними ограничения жизнедеятельности, в том числе:
- нарушение опорно-двигательного аппарата;
- трудности в обучении и неврологические нарушения.
Хотя настоящий стандарт и охватывает большой спектр вопросов, но не в полной мере удовлетворяет потребности людей со всеми видами и степенями ограничений по здоровью и их сочетаниями. Требования стандарта учитывают возрастные изменения, что делает доступным и удобным интерфейс информационных ресурсов для пожилых людей, а зачастую повышает продуктивность ресурсов для всех пользователей в целом.
Требования стандарта распространяются на доступность человеко-ориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах, планшетах, мобильных устройствах, а также на иных устройствах чтения, ввода, просмотра, воспроизведения информации в электронно-цифровой форме. Требования стандарта относятся не только к ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет, но и к электронно-цифровой информации, распространяемой в сетях передачи данных предприятий, организаций и сообществ, пользователями которых могут оказаться люди с инвалидностью или люди преклонного возраста. Требования и рекомендации стандарта распространяются не только на доступность веб-контента, но и на доступность любой информации, представленной в электронно-цифровой форме, для взаимодействия с которой используются те же самые или схожие технологии [10].
Обеспечение доступности услуг для инвалидов и МГН в Российской Федерации закреплено в разработанных национальных стандартах:
- ГОСТ Р 50646-2012 "Услуги населению. Термины и определения";
- ГОСТ Р 59363-2021 "Услуги населению. Стандартизация в сфере услуг населению";
- ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования";
- ГОСТ Р 52025-2021 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей".
В ГОСТ Р 50646-2012 "Услуги населению. Термины и определения" введено определение понятия "услуга" как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг. При этом услуги классифицируются на материальные услуги и социально-культурные [нематериальные] услуги.
Материальные услуги - услуги по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которых включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе предоставляемому потребителем.
- ремонт и техническое обслуживание оборудования, техники, машин;
- ремонт и возведение жилых построек;
- ремонт и изготовление изделий;
- жилищно-коммунальные услуги;
- услуги индустрии питания и другие.
Социально-культурные [нематериальные] услуги - услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.
Социально-культурные услуги включают:
- предоставление нематериальных продуктов (например, страхование, банковские, финансовые, экспертные и правовые услуги, консалтинг);
- образовательные услуги (обучение, подготовка кадров, повышение квалификации персонала и пр.);
- услуги культуры, спорта, туризма, организация отдыха и досуга;
- уход и лечение заказчиков (например, парикмахерские и косметические услуги, медицинские услуги, услуги для непродуктивных животных);
- сдачу внаем оборудования, помещений (например, агентства по сдаче в аренду, услуги проката);
- сетевые услуги (услуги связи, интернета, телекоммуникаций, телефонной связи и другие) [11].
ГОСТ Р 59363-2021 "Услуги населению. Стандартизация в сфере услуг населению" устанавливает объекты стандартизации, участников работ по стандартизации и требования к документам по стандартизации и техническим документам в сфере услуг населению.
Настоящий стандарт распространяется на услуги населению, оказываемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами.
Настоящий стандарт рекомендуется применять при разработке документов по стандартизации, а также технических документов в сфере услуг населению, в том числе оказываемых конкретными сервисными предприятиями [12].
ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" устанавливают классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, требования безопасности услуг, включая методы их контроля. Требования стандарта распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
В настоящий стандарт введены следующие термины с соответствующими определениями:
- физкультурно-оздоровительная услуга - деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга;
- спортивная услуга - деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов;
- потребитель услуги - гражданин (организация), имеющий намерение заняться (занимающийся) физическими упражнениями и спортом для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности, а также принимающий участие в различных видах активного отдыха и проведении досуга при посещении спортивно-зрелищных, культурно-массовых и развлекательно-игровых мероприятий;
- исполнитель услуги - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги;
- процесс обслуживания - совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания спортивных услуг;
- условия обслуживания - совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе оказания услуги;
- качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять физкультурно-оздоровительные и спортивные потребности потребителя;
- физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения - здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга;
- спортивное оборудование - приборы, аппараты, устройства, которыми оборудуют места проведения соревнований и тренировочных занятий;
- спортивное снаряжение и инвентарь - комплект предметов, приспособлений, необходимых для обеспечения процесса обслуживания потребителей услуг;
- обслуживающий персонал - лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию.
В качестве примера - классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на основании ГОСТ Р 52024-2003:
- проведение занятий по физической культуре и спорту. Занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры; разработка индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий; организация соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта, восстановительные мероприятия и методические консультации; реализация различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения;
- проведение спортивно-зрелищных мероприятий. Спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм; спортивные праздники; спортивно-зрелищные вечера и концерты; показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений;
- организация и проведение учебно-тренировочного процесса. Обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий. Формирование умений, навыков в избранной спортивной дисциплине; педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка; педагогическое воздействие, направленное на компенсацию у потребителя услуг недостающих компонентов тактической, технической, физической и др. видов готовности к потреблению услуги. Организация комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовки и состоянием здоровья потребителя услуг; консультативная помощь по различным направлениям построения и содержания учебно-тренировочного процесса;
- предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов) населению. Использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований; использование объектов для оздоровительного отдыха; пользование спортивным оборудованием (тренажерами, снарядами, инвентарем); обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом. Создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха и проведения досуга; создание повышенного уровня комфортности в сочетании с организацией досуга;
- информационно-консультативные и образовательные услуги. Информация общего характера (через интернет, средства массовой информации, рекламу и др.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно-нормативной базе сертификации в отрасли; консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с предстоящим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушение здоровья и получение травмы; консультации специалистов в области питания (врача, диетсестры) по вопросам рационального режима питания и приема пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги; консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, тестирования спортсменов. Подготовка рекомендаций для потребителей программ-занятий, а также общих правил по их эффективному использованию; профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта;
- прочие спортивные услуги. Организация ремонта и подготовки (подгонки) спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; организация ремонта одежды и обуви; прокат спортивного инвентаря; обеспечение стоянки транспортных средств потребителей услуг; прием на хранение вещей потребителей услуг; вызов такси по заказу потребителей; другие виды услуг.
Требования к спортивным услугам учитывают интересы потребителей и обеспечивают следующее: формирование здорового образа жизни потребителей; безопасность и экологию; систему подготовки спортсменов различной квалификации; точность и своевременность исполнения; эргономичность и комфортность; эстетичность; зрелищность услуг; этичность обслуживающего персонала; социальную адресность; информативность.
Согласно ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные Общие требования" обслуживающий персонал должен провести собеседование (консультацию, инструктаж) с потенциальным потребителем услуг по следующим направлениям:
- о правилах личной безопасности;
- об особенностях выбранного вида услуг;
- о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг;
- о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;
- о полноте и правильности заполнения обязательных документов;
- о режиме труда и отдыха, личного поведения потребителя в обществе (для определенного вида услуг).
Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны соответствовать критериям безопасности, т.е. быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь также должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя [13].
Проведенный анализ и систематизация действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих требования доступности объектов спорта и учреждений/организаций, предоставляющих услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения, показал, что в основных нормативно-правовых актах описаны все требования для создания безбарьерной среды на объектах спорта и в учреждениях/организациях при предоставлении услуги инвалидам и другим маломобильным группам населения. Однако есть необходимость провести доработку отдельных сводов правил, в частности, таких как: СП 31-112-2004 свод правил по проектированию и строительству "Физкультурно-спортивные залы. Часть 1", приложение Е (справочное) "Виды спортивных и развлекательных игр для инвалидов", ГОСТ Р 55789-2019 "Оборудование и инвентарь спортивные. Термины и определения", где необходимо перечислить и привести описание оборудования и инвентаря по адаптивным видам спорта.
В настоящее время целесообразно использовать в практической работе публикации:
- "Спортивные сооружения для паралимпийского спорта и физической культуры инвалидов" [14];
- "Руководство по техническим средствам реабилитации для адаптивного спорта и физической культуры" [15], где приведено описание очень большого количества специального спортивного оборудования и инвентаря, обеспечивающих возможность предоставления и получения данных услуг.
В плане развития адаптивной физической культуры при организации учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий следует учесть необходимость специальных дополнительных средств, без которых занятия с лицами, имеющими определенные отклонения в состоянии здоровья, в том числе с инвалидами, вообще невозможны. Это средства, обеспечивающие доступность к занятиям, и средства, представляющие собой важнейший компонент соревновательной деятельности, - спортивный инвентарь для инвалидов: протезная техника для верхних и нижних конечностей, многочисленные технические средства, в которых спортсмен тренируется, соревнуется сидя (коляски для различных видов спорта, санки для занятий лыжными видами спорта, конструкции для велоспорта и многие другие), специальное оборудование для выполнения упражнений сидя (для волейбола сидя, легкоатлетических метаний, фехтования и др.), специальные озвученные мячи для незрячих спортсменов и др. [16].
В работах Евсеева С.П. представлена Классификация средств, используемых для оснащения спортивных сооружений для работы с инвалидами. Автор выделяет две группы средств.
К первой относятся средства для организации и проведения собственно соревновательной деятельности в соответствии с правилами соревнований и видами спорта, а также учебно-тренировочной работы, в том числе занятий рекреационного, оздоровительного и другого характера. Первая группа средств делится на 4 подгруппы:
1) первая подгруппа средств направлена на обеспечение безопасности соревновательной или учебно-тренировочной деятельности;
2) вторая подгруппа средств предназначена для оснащения сооружений спортивного назначения устройствами (приспособлениями) для доставки (перемещения) спортсмена-инвалида непосредственно к месту соревновательной деятельности и учебно-тренировочной работы;
3) третья подгруппа средств предназначена для оснащения окружающей инвалида среды приспособлениями для выполнения собственно соревновательных двигательных действий;
4) четвертая подгруппа средств предназначена для обеспечения процесса освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования двигательных действий, физических качеств и способностей, необходимых для успешного осуществления соревновательной деятельности по конкретному виду спорта.
Ко второй группе средств относятся средства, направленные на создание безбарьерной среды физкультурно-спортивных и спортивных объектов. Рассматривая адаптацию и создание безбарьерной среды объектов инфраструктуры, в своде правил СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 присутствует описание требований, необходимых для создания доступности объектов по предоставлению различных услуг [17].
Особое внимание следует уделить табелю оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем по видам спорта среди инвалидов, утвержденному приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21 июня 2006 г. N 386 "Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем по видам спорта среди инвалидов".
Табель является базовым документом для:
4) городских и других органов управления по физической культуре и спорту;
- хозяйственных руководителей спортивных сооружений и тренерско-инструкторского состава.
Табелем руководствуются при подготовке заявок на приобретение необходимого спортивного оборудования и инвентаря, других технических средств, а также заявок для осуществления перспективных научных и проектных разработок для внедрения их в промышленное производство и выпуска новых видов спортивного оборудования и инвентаря для проведения массовых мероприятий по физической культуре и спорту среди групп инвалидов с нарушением зрения, интеллекта и слуха. Однако в данном документе не прописано специальное спортивное оборудования и инвентарь для инвалидов и МНГ для организации физкультурно-спортивных и спортивных услуг. На наш взгляд, необходимо провести доработку данного документа [18].
Что касается Методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма, разработанных Минспорттуризмом России в соответствии с государственной программой "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 (согласованы с общероссийскими федерациями спорта инвалидов, субъектами Российской Федерации (N ПК-02-10/7074 от 5 декабря 2011 г.), в пункте А.3.3 Методических рекомендаций по оснащению специальным спортивным инвентарем (с учетом защитных средств индивидуального пользования) и оборудованием для занятий зимними и летними паралимпийскими, сурдлимпийскими видами спорта спортсменов-инвалидов представлена классификация инвентаря и спортивного оборудования, которая включает в себя соревновательные оборудование, инвентарь и экипировку спортсменов, указанные в официальных регламентах и правилах международных спортивных федераций; устройства и приспособления, необходимые спортсменам при проведении учебно-тренировочных занятий: расходные материалы; судейский инвентарь, используемый при проведении мероприятий для спортсменов с дефектом слуха, а в приложении представлен перечень оснащения спортивных объектов (сооружений) для летних и зимних паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта спортивным оборудованием, инвентарем, а также экипировкой. При этом целесообразно расширить список оснащения спортивных объектов оборудованием и инвентарем для организации предоставления физкультурно-спортивных и спортивных услуг по направлениям, не входящим в паралимпийские и сурдлемпийские виды спорта [19].
Целесообразно было бы внести правки в Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства спорта Российской Федерации, а именно включить пункт III "Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных служащих", а также в подпункте 14 в параграфе "а)" следующее: "В служебном поведении государственные служащие воздерживаются от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных воззрений", и дополнить кодекс в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Необходимо разработать единые методические рекомендации по этике общения с инвалидами и маломобильной группой населения для специалистов объектов спорта и спортивных учреждений [20].
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей