11. Рассмотрение органом опеки и попечительства вопроса о выдаче гражданину заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (попечителем) при наличии у него судимости или факта уголовного преследования за преступления, которые впоследствии были декриминализированы

В соответствии с пунктами 6, 6(1) и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 275, и пунктами 4, 5 и 6(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423, гражданин, выразивший желание быть усыновителем или опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства сведения, подтверждающие отсутствие у него обстоятельств, указанных соответственно в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127 или в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 СК РФ. Орган опеки и попечительства запрашивает подтверждение указанных сведений в соответствующем уполномоченном органе. Форма и порядок представления ответа на запрос органа опеки и попечительства о подтверждении указанных сведений, а также форма соответствующего запроса органа опеки и попечительства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Государственную услугу по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации предоставляют МВД России и территориальные органы МВД России на региональном уровне. Непосредственное предоставление указанной государственной услуги осуществляется федеральным казенным учреждением "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" и информационными центрами территориальных органов МВД России на региональном уровне (пункт 7 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 сентября 2019 г. N 660).

Согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, выраженным, в частности, в решениях от 13 октября 2015 г. N АКПИ15-1051, от 4 июля 2017 г. N АКПИ17-287, МВД России и его территориальные органы в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" осуществляют только обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и уголовного преследования. Изменение уголовного законодательства Российской Федерации, не предусматривающего в настоящее время правового основания для соответствующего уголовного преследования в отношении конкретного гражданина, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования подлежит уничтожению. Оценку предоставляемых МВД России и его территориальными органами сведений осуществляют органы и организации, уполномоченные принимать решение о допуске к той или иной деятельности.

В связи с изложенным представляемые по запросу органа опеки и попечительства справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации содержат информацию о наличии у гражданина судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в том числе за преступления, которые впоследствии были декриминализированы.

Принятие решения о назначении опекуна или попечителя (решение о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) либо решение об отказе в назначении опекуна или попечителя (о невозможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)) относится к компетенции органов опеки и попечительства.

Органам опеки и попечительства при принятии соответствующего решения в отношении лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за декриминализированные преступления, необходимо учитывать следующее.

На основании части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) от 18 июля 2013 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы", в силу закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов справедливости, юридического равенства (преамбула, статья 19) и конституционной законности (статьи 4, 15 и 120) и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда (постановление от 20 апреля 2006 г. N 4-П и др.) правоприменительные органы, в том числе суды, не могут не учитывать волю федерального законодателя, выраженную в новом уголовном законе, устраняющем или смягчающем уголовную ответственность, то есть являющемся актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших.

Соответственно, воля федерального законодателя должна учитываться и при применении иных, помимо уголовного, законов, предусматривающих правовые последствия совершения лицом уголовно наказуемого деяния. Это требование распространяется на все декриминализированные деяния независимо от времени их совершения и на всех лиц, в том числе тех, в отношении которых уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям.