13. Основания для отказа в выдаче гражданину заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (попечителем)

В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423, и пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 275, в решении об отказе в назначении опекуна или попечителя, в выдаче заключения о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) (далее - решение о невозможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) органом опеки и попечительства должны быть указаны причины отказа.

На основании пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423, и пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 275, основанием для принятия решения о невозможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) является отсутствие в органе опеки и попечительства на момент вынесения указанного решения оригиналов документов, предусмотренных соответственно пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423, и пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 275.

К безусловным основаниям для принятия решения о невозможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) относится также выявление одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных статьями 127 и 146 СК РФ, ограничивающих права граждан на усыновление ребенка или установление опеки (попечительства) над ребенком.

Наличие иных обстоятельств, которые, по мнению органа опеки и попечительства, могут оказать неблагоприятное воздействие на условия жизни и воспитания ребенка в семье гражданина (в частности, таких как пожилой возраст гражданина, наличие у него неудачного опыта воспитания собственных детей, факт освобождения гражданина в прошлом от исполнения обязанностей опекуна по его просьбе, тот факт, что гражданин, выразивший желание стать усыновителем или опекуном, является мужчиной, не состоящим в браке и не приходящимся родственником ребенку, которого он планирует принять на воспитание в свою семью, наличие признаков не вполне адекватного поведения гражданина и т.д.), само по себе не может рассматриваться как безусловное основание для вынесения решения о невозможности гражданина быть опекуном или усыновителем. Орган опеки и попечительства должен принимать решение в каждом случае с учетом комплексной оценки всех известных ему обстоятельств, включая личные качества и мотивы гражданина, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между гражданином, членами его семьи и ребенком, а также, если это возможно, желание самого ребенка, исходя из приоритета интересов ребенка.

Так, например, в отношении усыновления детей одинокими лицами Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 г.), указал: "Действующее законодательство Российской Федерации, как и законодательство ряда зарубежных стран, не содержит запрета на усыновление детей одинокими лицами. Между тем судам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 124 СК РФ усыновление допускается только в интересах ребенка. К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. Очевидно, что неполная семья сталкивается с большим количеством проблем при воспитании ребенка и максимально интересы ребенка могут быть удовлетворены при устройстве его в полную семью, где у него появятся как мать, так и отец. Учитывая это, при рассмотрении заявления об усыновлении ребенка одиноким лицом в каждом конкретном случае суду необходимо установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли одинокий родитель в силу своих личностных качеств, психологического настроя, возраста, состояния здоровья, материального положения осуществлять должное содержание и воспитание ребенка".

С учетом положений семейного законодательства и указанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации органам опеки и попечительства следует в рамках предоставленных им полномочий при рассмотрении вопросов о выдаче заключений о возможности быть усыновителем или опекуном одиноким гражданам и о назначении таких граждан опекунами, а также при подготовке для представления в суд заключений об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка в случае усыновления детей одинокими гражданами оценивать личностные качества заявителя и иные обстоятельства, влияющие на его способность надлежащим образом осуществлять содержание и воспитание ребенка, заботиться о его здоровье и развитии.

При наличии обоснованных сомнений, касающихся личных качеств и мотивов гражданина, выразившего желание стать усыновителем или опекуном, способности его к воспитанию ребенка, целесообразно рекомендовать гражданину пройти психологическое обследование для оценки его психологической готовности к приему ребенка в семью (принимая во внимание, что такое обследование проводится исключительно с согласия граждан).

При наличии достаточных оснований полагать, что устройство ребенка на воспитание в семью гражданина не соответствует интересам ребенка, орган опеки и попечительства вправе принять решение о невозможности гражданина быть усыновителем или опекуном либо отразить соответствующее мнение в заключении, представляемом в суд.

Указанные действия органа опеки и попечительства могут быть обжалованы гражданином в судебном порядке.