7. Рассмотрение органом опеки и попечительства вопроса о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) при наличии у него дохода ниже прожиточного минимума или при невозможности гражданина подтвердить свои доходы

В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 275, и пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423, лицо, выразившее желание быть усыновителем или опекуном (попечителем), обязано представить в орган опеки и попечительства справку с места его работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий его доход, или справку с места работы супруга (супруги) такого лица с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход его супруга (супруги). Для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты, обязательным является предоставление сведений о получаемой пенсии, ее виде и размере.

Согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 275, и пункту 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 423, отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, которые обязан представить гражданин, выразивший желание быть усыновителем или опекуном, в том числе подтверждающих доход указанного лица или его супруга (супруги), на момент вынесения решения о назначении опекуна, о возможности гражданина быть опекуном или усыновителем является основанием для отказа в назначении опекуна, в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном или усыновителем.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 127 СК РФ не могут быть усыновителями лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица. Данное положение не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. Кроме того, суд с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств вправе отступить от указанного положения и в отношении других лиц.

Таким образом, представляется, что в исключительных случаях, когда усыновление является обоснованным и соответствует интересам ребенка (например, если граждане, желающие усыновить ребенка, являются его родственниками; ребенок длительное время проживал в их семье, в частности находясь под их опекой или попечительством, считает этих граждан своими родителями; доход граждан незначительно меньше размера прожиточного минимума, финансовые трудности носят временный характер и в ближайшей перспективе могут быть устранены), орган опеки и попечительства вправе выдать заключение о возможности граждан быть усыновителями.

В отношении опекунов аналогичное требование семейным законодательством не установлено. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, в отличие от усыновленных детей, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона N 48-ФЗ.

Вместе с тем следует также учитывать, что на основании пункта 1 статьи 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право в том числе на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования и всестороннего развития. Согласно пункту 2 статьи 146 СК РФ при назначении ребенку опекуна учитывается в том числе способность лица к выполнению обязанностей опекуна.

Форма заключения органа опеки и попечительства, выданного по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем), приведенная в приложении N 13 к Порядку, утвержденному приказом Минпросвещения России N 300, предполагает указание в строке "Материальное положение" в том числе сведений о соотношении размера дохода с прожиточным минимумом, установленным в регионе.

С учетом изложенного при принятии решения о назначении гражданина, имеющего доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, опекуном или попечителем ребенка, оставшегося без попечения родителей, о возможности такого гражданина быть опекуном (попечителем) ребенка, оставшегося без попечения родителей, органу опеки и попечительства следует устанавливать соответствие указанной меры интересам ребенка, принимая во внимание в том числе способность лица к выполнению обязанностей опекуна и обеспечению им условий для содержания, воспитания, образования и всестороннего развития подопечного ребенка, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно, желание самого ребенка (пункт 2 статьи 146, пункт 1 статьи 148 СК РФ).