IV. Рекомендации по организации режима дня обучающихся

4.1. Гигиенически рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня, предусматривающий достаточное время для чередование всех необходимых компонентов жизнедеятельности, способствует нормальному росту и развитию детей, сохранению благоприятного эмоционального состояния и интереса к учебной и творческой деятельности, обеспечению устойчивой умственной работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.

4.2. Основными компонентами режима дня обучающегося являются сон, прием пищи, учебные занятия в образовательных организациях и дома, двигательная активность, пребывание на свежем воздухе (прогулки), свободная деятельность по индивидуальному выбору (например, чтение, занятия музыкой, рисованием, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

4.3. Рекомендуется соблюдать режим дня в учебные, выходные и каникулярные дни. Соблюдение режима дня, начало и завершение его компонентов в одно время приводят к возникновению у детей прочных условных рефлексов на время и подготавливают организм ребенка к предстоящему виду деятельности. Все процессы (например, занятия, прием пищи, засыпание) могут протекать с меньшей быстрее и легче.

4.4. При построении режима дня обучающихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы.

4.5. Рекомендуется научить обучающихся составлять свой режим дня для формирования навыков самоконтроля, дисциплины и ответственности.

4.6. Важным компонентом режима дня является полноценный сон. У значительной части обучающихся отмечается дефицит сна, что связано с ранним подъемом детей и с поздним отходом ко сну, обусловленным продолжительным приготовлением уроков и использованием устройств, оснащенных экраном.

При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Рекомендуемая продолжительность сна меняется с возрастом и составляет для детей 7 - 10 лет - 11 - 10 часов, 11 - 14 лет - 10 - 9 часов, 15 - 17 лет - 9,0 - 8,5 часов, но не менее продолжительности, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями <43>.

--------------------------------

<43> Таблица 6.7 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Начало школьной жизни сопровождается серьезными психологическими, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Для облегчения этапа адаптации к школе и профилактики переутомления детям с хроническими, а также частыми и длительными заболеваниями рекомендуется включать в распорядок дня послеобеденный сон продолжительностью 1,5 - 2,0 часа.

Систематическое нарушение ритма "сна-бодрствования" в будние и выходные дни неблагоприятно влияет на здоровье и успеваемость обучающихся [26 - 29].

Рекомендуется ложиться спать и вставать в одно время в выходные и в будние дни:

- обучающимся 1 - 4-х классов - не позднее 21:00 часа;

- обучающимся 5 - 9-х классов - не позднее 22:00 часов;

- обучающимся 10 - 11-х классов - не позднее 23:00 часов.

Не менее чем за час до сна не рекомендуется использовать устройства, оснащенные экраном.

4.7. В режиме дня рекомендуется предусматривать 5 - 6-разовое питание (завтрак, возможен второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) <44>. Интервалы между приемами пищи детей и подростков рекомендуется делать не менее 3 часов, но не более 4 часов.

--------------------------------

<44> Пункт 8.1.2 главы VIII СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 (зарегистрировано Минюстом России 11.11.2020, регистрационный N 60833) (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

4.8. Рекомендуемая продолжительность суточной двигательной активности от умеренной до высокой интенсивности составляет не менее 60 минут в день [30]. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уроков физической культуры, рекомендуются дополнительные занятия динамической направленности (например, занятия в кружках, секциях, самостоятельные занятия). При выборе самостоятельных занятий физической культурой в секциях, клубах, домашних условиях рекомендуется учитывать биологические потребности организма в движениях, функциональные возможности растущего организма, возраст, пол, физическое развитие и состояние здоровья, физическую подготовленность детей, особенности высшей нервной деятельности и индивидуальные интересы [31 - 34].

4.9. Перед началом выполнения домашних заданий, после их выполнения и перед сном детям рекомендуется прогулка на воздухе. Для обучающихся до 7 лет ежедневная общая продолжительность пребывания на воздухе составляет не менее 3 часов, старше 7 лет - не менее 2 часов <45>.

--------------------------------

<45> Таблица 6.7 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

4.10. Начинать выполнять домашние задания рекомендуется после обеда и 1,5 - 2-часового отдыха, с учетом дневной динамики умственной работоспособности - во время повышения интенсивности функциональной деятельности всех систем организма (16:00 - 18:00 часов). Обучающимся второй смены рекомендуется выполнять домашние задания в первой половине дня после утреннего завтрака. Приготовление уроков рекомендуется начинать в одни и те же часы и через 35 - 45 минут занятий делать перерыв не менее 10 минут.

Родителям обучающихся рекомендуется: рационально организовать рабочее место ребенка; обучать ребенка соблюдать распорядок дня; помогать ребенку распределять задания по степени сложности и выполнять их в удобном темпе; не перегружать дополнительными заданиями; ограничивать общее время приготовления уроков; заботиться о положительном эмоциональном настрое [35].

4.11. В режиме дня рекомендуется предусматривать свободное время, которое обучающийся использует сообразно своим интересам: для обучающихся младшего возраста - 1 - 1,5 часа, среднего и старшего - 1,5 - 2,5 часа в день. К занятиям по собственному выбору дети проявляют интерес и занимаются с увлечением.

Время, проводимое с устройствами, оснащенными экраном (далее - экранное время), следует регламентировать по продолжительности <46>. Для детей, обучающихся во вторую смену, рекомендуется следующий примерный распорядок режима дня: подъем и гигиенические процедуры; завтрак; подготовка домашнего задания; прогулка; свободное время; обед; учебные занятия; ужин; прогулка перед сном; отход ко сну.

--------------------------------

<46> Таблица 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

4.12. В период подготовки к экзаменам рекомендуется соблюдать привычный для обучающегося режим дня, в том числе время пробуждения и отхода ко сну, 5 - 6-разовое питание, пребывание на свежем воздухе, двигательную активность. Через каждые 45 минут занятий рекомендуется организовывать перерывы продолжительностью 10 - 15 минут для поддержания работоспособности рекомендуется выполнение упражнений для снятия статического и зрительного напряжения, проветривание помещения. После 2,5 - 3 часов занятий по подготовке к экзаменам рекомендуется второй завтрак и отдых на воздухе. После отдыха занятия продолжаются в течение 3 часов. Затем следуют обед и 2,5 - 3-часовой отдых (сон, прогулка). В 16 часов занятия возобновляются на 2 - 3 часа. Для профилактики экзаменационного стресса обучающимся необходима полноценная информация о процедуре экзамена, психологическая поддержка со стороны педагогов, психологов (например, тренинги для обучения приемам снятия тревожности, выработке индивидуальной стратегии с учетом личностных особенностей), доброжелательное отношение родителей (устранение конфликтов и смены режима дня, изменение социального статуса семьи и местожительства). На сайте образовательной организации рекомендуется разместить информацию о способах профилактики и снятия тревожности, об использовании различных способов занятий, делающих подготовку к экзаменам эффективнее.

4.13. В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов рекомендуется максимальное пребывание детей на воздухе и повышать их двигательную активность.