Приложение 1

к МР 2.4.0331-23

ДИНАМИКА

УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)

1. Профилактика переутомления обучающихся в процессе образовательной деятельности базируется на закономерностях динамики дневной и недельной умственной работоспособности.

На рис. 1 представлена типичная кривая умственной работоспособности обучающихся. Период врабатывания характеризуется повышением умственной работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности, работоспособности). Далее закономерно следует период снижения умственной работоспособности и развития утомления, в котором выделяют три стадии: неполной компенсации, "конечного порыва" и прогрессивного падения.

00000001.png

Рис. 1 - динамика дневной и недельной кривой

работоспособности обучающихся.

Примечание: I - период врабатывания; II - период высокой

и устойчивой работоспособности; III - период снижения

работоспособности; а - зона неполной компенсации; б - зона

"конечного порыва"; в - зона прогрессивного падения.

2. При интенсивной или длительной умственной деятельности у обучающихся развивается утомление, которое является защитной реакцией организма от чрезмерного истощения и стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.

Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Признаки утомления обучающегося нестойкие и исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности обучающихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. Если длительность отдыха сокращается, и новая нагрузка приходится на первую фазу восстановления УР, то в последующем умственной работоспособности быстро падает и нарастает утомление.

При чрезмерной нагрузке, недостаточном отдыхе, болезни функции организма обучающегося при утомлении не восстанавливаются, у него развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

3. Начальными признаками переутомления являются изменения в поведении обучающегося, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие функциональных нервно-психических расстройств (например, плаксивость, раздражительность, нервные тики). Микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.

Выраженными признаками переутомления являются: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, аппетита, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно- психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме обучающегося может быть необходим более длительный отдых, комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для профилактики переутомления учитывается величина восстановительного периода, позволяющего возвратить организм в исходное неутомленное состояние. Восстановление сниженного функционального состояния организма складывается из двух фаз: восстановления функционального уровня и упрочения достигнутого состояния восстановленности (рис. 2). Если отдых ограничивается только I фазой - восстановления работоспособности, то он не приносит ожидаемых результатов. Новая нагрузка, даже незначительная, быстро возвращает организм в состояние сниженной работоспособности.

00000002.png

Рис. 2 схема восстановления работоспособности.

Примечание: фаза I - восстановление исходного уровня

работоспособности; фаза II - восстановления функционального

уровня; фаза III - стабилизация достигнутого

состояния восстановленности.