<Письмо> Минприроды России от 25.10.2023 N 25-47/40662 "О рассмотрении обращения"
Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело письмо по вопросу лицензирования деятельности по обработке отходов и сообщает.
На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
Лицензионные требования согласно части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 (далее - Положение N 2290).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 2290 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в частности, для работ по обработке отходов I - IV классов опасности, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.
Вместе с тем, из существа запроса не представляется возможным определить, о каких именно отходах идет речь (отходах производства или потребления) и какие способы складирования применяются у юридических лиц, применяющих пресс-компакторы.
Пресс-компакторы могут использоваться для прессования смешанных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), макулатуры (офисных бумаг, упаковочных материалов, картона), ПЭТ-бутылок, термоусадочной и стрейч пленки, различных пластиковых отходов.
При применении пресс-компакторов необходимо принимать во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 29 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, при транспортировании ТКО запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключаемого с региональным оператором по обращению с ТКО.
Пунктом 15 указанных Правил также предусмотрено, что потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Способы складирования также определены пунктом 10 указанных Правил (контейнеры, бункеры и др).
В случае прессования макулатуры и других раздельно накапливаемых отходов необходимо обеспечивать их предварительную сортировку, что соответствует, например, "ГОСТ 10700-97. Межгосударственный стандарт. Макулатура бумажная и картонная. Технические условия".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. В указанный Перечень включены все виды отходов, для прессования которых могут быть использованы пресс-компакторы, что исключает возможность прессования таких отходов без предварительной сортировки. Направление отходов, включенных в указанный Перечень, на захоронение является нарушением положений пункта 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного, деятельность по прессованию отходов в пресс-компакторах является деятельностью по обработке отходов и подлежит лицензированию в установленном порядке в случае, когда прессованию подвергаются отходы IV класса опасности.
Одновременно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере обращения с отходами
производства и потребления
В.В.РУДЕНКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей