Методические рекомендации, доведенные данным документом, применяются с 1 января 2024 года.

III. Составление заключения

В случае формирования аудиторской группы:

1) руководитель аудиторской группы обеспечивает подготовку заключения;

2) члены аудиторской группы принимают участие в подготовке заключения;

3) руководитель аудиторской группы представляет проект заключения руководителю субъекта ВФА.

В случае самостоятельного проведения уполномоченным должностным лицом аудиторского мероприятия подготовку заключения осуществляет уполномоченное должностное лицо.

Заключение отражает результаты проведения аудиторского мероприятия, а именно содержит:

1) тему аудиторского мероприятия;

2) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий.

Под нарушением понимается несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры).

Под недостатком понимается правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора), качество исполнения бюджетных полномочий, результативность и экономность использования бюджетных средств.

В случае устранения нарушений (недостатков), а также их причин и условий в ходе аудиторского мероприятия:

- по результатам их выявления членами аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия), информация об их устранении субъектами бюджетных процедур включается в заключение (например, в обобщенном виде);

- по результатам их выявления субъектами бюджетных процедур самостоятельно (например, до представления промежуточных результатов аудиторского мероприятия), информация об их устранении субъектами бюджетных процедур учитывается при формировании выводов как факт выполнения контрольных действий.

При формировании выводов о нарушениях (недостатках) рекомендуется учитывать повлиявшие на деятельность главного администратора (администратора) решения, инициированные (принятые) другими организациями (например, некорректный расчет планируемых объемов бюджетных ассигнований по причине формирования обоснований бюджетных ассигнований в установленный для их представления в финансовый орган срок, но до утверждения поправочного коэффициента для расчета размера субсидии).

Анализ причин рекомендуется осуществлять путем постановки серии вопросов "почему?" к выявленным нарушениям (недостаткам) с целью определения первопричины их реализации;

3) описание значимых бюджетных рисков (в том числе значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков), включая их причины и возможные последствия реализации (например, реализованная мера по минимизации (устранению) бюджетных рисков не обеспечила его минимизацию (устранение) или возникли новые причины бюджетного риска, на которые такая мера не оказала влияния).

В случае если значимые бюджетные риски были реализованы, и информация о них отражена при указании выявленных нарушений (недостатков), их причин и условий, такая информация повторно в качестве описания значимых бюджетных рисков не указывается.

Анализ причин бюджетных рисков рекомендуется осуществлять способом, аналогичным для анализа причин нарушений (недостатков);

4) выводы о достижении цели (целей) осуществления ВФА, установленной (установленных) программой аудиторского мероприятия, и формируемые руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом):

а) о степени надежности внутреннего финансового контроля.

Не рекомендуется указывать градацию степеней надежности внутреннего финансового контроля (например, высокая, средняя или низкая), если она не была оговорена с руководителем главного администратора (администратора) или регламентирована внутренним (ведомственным) актом. При этом может быть указана характеристика степени надежности внутреннего финансового контроля (например, определена недостаточная для своевременного выявления и устранения фактов несоблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, степень надежности внутреннего финансового контроля);

б) о достоверности бюджетной отчетности путем указания суждения о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики, а в случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных полномочий в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 или пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации - о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии и документам учетной политики;

в) о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении главным администратором (администратором) значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента.

Вывод о качестве финансового менеджмента включает:

- оценку деятельности должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) по исполнению его полномочий, направленной на достижение заданных результатов и целей (например, на обеспечение ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в сроки, установленные федеральной адресной инвестиционной программой);

- оценку достижения главным администратором (администратором) значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента (при наличии показателей качества финансового менеджмента, на которые оказывают влияние бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), являющиеся объектами ВФА) (например, при указании оценки значений показателей качества финансового менеджмента рекомендуется использовать последние имеющиеся результаты мониторинга качества финансового менеджмента и (или) прогнозируемые значения или изменения (увеличение, уменьшение или их отсутствие) значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе относительно целевых (максимальных) значений).

Кроме того, рекомендуется при формировании вывода об оценке качества финансового менеджмента указывать оценку экономности использования бюджетных средств (достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) и (или) результативности использования бюджетных средств (достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

5) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента (в том числе по принятию мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и (или) мер по устранению нарушений (недостатков), формируемые руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия).

При формировании предложений и рекомендаций следует учитывать:

- их экономическую целесообразность (например, путем сравнения объема просроченной задолженности по доходам бюджета и суммы судебных расходов на принятие мер по ее взысканию);

- необходимость устранения субъектами бюджетных процедур нарушений (недостатков) за пределами аудиторской выборки;

- необходимость устранения не только выявленных нарушений (недостатков), но и их причин;

6) дату подписания заключения. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия;

7) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);

8) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица).

Информация, указанная в заключении, согласно пункту 6 федерального стандарта ВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22.05.2020 N 91н (далее - СВФА "Реализация результатов"), составляется:

1) с учетом принципа профессионального скептицизма (например, анализ рабочей документации аудиторского мероприятия на предмет исследования подозрительных обстоятельств, в том числе наличия расхождения информации, представленной субъектом бюджетных процедур по запросу руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица), и данных, отраженных в информационных ресурсах);

2) на основании достаточных аудиторских доказательств (например, не делается вывод о недостаточной для предупреждения нарушений степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в целом, если единственным выявленным нарушением является одно несоответствие ведомственного акта требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);

3) с учетом требования к отсутствию ошибок, искажений и фактическому описанию результатов проведения аудиторского мероприятия (например, отсутствие двусмысленности или описаний событий (условий), не изученных в ходе аудиторского мероприятия);

4) с учетом требования к отражению всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента (например, если субъектом бюджетной процедуры направлено предложение по исключению факта выявления членами аудиторской группы нарушения в связи с его устранением в ходе аудиторского мероприятия, такой факт не исключается, но при формировании предложений и рекомендаций учитывается информация о его устранении);

5) с учетом требования к беспристрастности при ее подготовке (например, применение беспристрастных формулировок, способствующих сосредоточению внимания на недостатках организации (обеспечения выполнения) и выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, как актуальных проблемах, требующих решения руководителя главного администратора (администратора) и (или) руководителей субъектов бюджетных процедур);

6) с учетом требования к логичности и легкости восприятия информации, обеспечению получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией (например, использование терминов, сокращений и характеристик (оценок), используемых (применяемых) всеми лицами, которые получат заключение; описание примеров, подтверждающих выводы; применение таблиц и инфографики для представления сложных и больших объемов данных);

7) с учетом требования к указанию необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствию ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности (например, не рекомендуется описывать все изученные условия, обстоятельства и факты организации (обеспечения выполнения) и выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур; рекомендуется ограничиться перечнем обязательной к включению в заключение информации). При этом к заключению по решению руководителя главного администратора (администратора) или руководителя субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица) могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий, выполненных в ходе проведения аудиторского мероприятия и его результатов;

8) с учетом требования к оказанию помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента (например, наличие логической связи между выявленной причиной допущения нарушения и предложений или рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента);

9) с учетом требования к направлению информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, меры по устранению нарушений и недостатков (например, до подписания руководителем главного администратора (администратора) годовой бюджетной отчетности). Необходимо обратить внимание, что согласно положениям пункта 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации информация о нарушениях, выявленных и устраненных по результатам ВФА, не указывается в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля;

10) с учетом требования к отсутствию помарок, подчисток и иных исправлений, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями тех лиц, которыми подписывается заключение;

11) с учетом требования к приведению показателей, выраженных в иностранной валюте (при необходимости их указания), в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по ее официальному курсу к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций. При этом стоимостная оценка выявленных нарушений (недостатков), а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков указывается в случаях наличия такой необходимости (возможности);

12) с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;

13) на русском языке;

14) с учетом требования к сквозной нумерации страниц заключения.