Решение Верховного Суда РФ от 23.12.2002 N ГКПИ2002-1291 <О признании частично незаконным и недействующим пункта 4 Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. о признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
Жители пос. Колонна Хвастовичского района Калужской области Сафронов Ю.В., Лапшинова М.П., Ермаков И.С., Кирилкин Ф.И., Серегина Р.А., Осипчук В.В., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Горбачева Н.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения населенного пункта, где они проживают, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование требований заявители указали, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации нарушает их право на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного экологическим нарушением, и противоречит Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку радиационное загрязнение территории пос. Колонна в 1999 г. составило 1,07 Ки/кв. км.
В судебном заседании заявители Осипчук В.В. и Сафронов Ю.В., представитель Лапшиновой М.П. - Сухов В.П., представитель Кирилкина Ф.И. - Гусакова Н.М., представитель Горбачевой Н.Л. - Шафеев В.М. поддержали заявленные требования и просили об их удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения пос. Колонна из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом они лишились права на льготную пенсию, на получение доплат к заработной плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы и выплаты компенсационного характера.
Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Ермаков И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представители Правительства Российской Федерации Бублий С.А. и Нечаевская Е.В. требования заявителей не признали и пояснили, что пос. Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку по состоянию на 01.01.1996 плотность загрязнения почв цезием-137 составляла 0,89 Ки/кв. км.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает, что требования Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С. и других заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором пос. Колонна был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где пос. Колонна не указан.
Суд полагает, что пос. Колонна неправомерно был исключен Правительством Российской Федерации из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из имеющихся в материалах дела сведений о радиационной обстановке в пос. Колонна следует, что радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по состоянию на 1 января составляло: 2000 г. - 1,07 Ки/кв. км; 2001 г. - 1,04 Ки/кв. км; 2002 г. - 1,1 Ки/кв. км. Данные сведения прошли проверку в НПО "Тайфун" Росгидромета по результатам обследований, прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121, и представителями Правительства Российской Федерации не оспариваются.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 1996 г. уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна был определен неверно, так как в силу физического закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в зонах радиоактивного загрязнения с течением времени, прошедшего со дня аварии на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
При этом суд учитывает, что из материалов дела и объяснений представителей Правительства Российской Федерации следует, что после 1996 г. каких-либо новых источников радиоактивного загрязнения на территории пос. Колонна не было.
Поскольку даже по истечении пяти лет после издания оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна превышает 1,0 Ки/кв. км, действительный уровень такого загрязнения в этом населенном пункте в 1996 г. не мог быть менее 1,0 Ки/кв. км. В связи с этим не имелось и оснований для исключения пос. Колонна из перечня населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С учетом вышеизложенного оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации как противоречащее Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и нарушающее права заявителей на компенсационные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством, подлежит признанию частично незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Сафронова Ю.В., Лапшиновой М.П., Ермакова И.С., Кирилкина Ф.И., Серегиной Р.А., Осипчука В.В., Филатовой Г.В., Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
Признать незаконным и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части исключения из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос. Колонна Хвастовичского района Калужской области.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей