ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы и ответы

Комментарии

ВОПРОС:

Ограничения ДБО (интернет-банка) могут быть не связаны с признанием операций клиентов подозрительными или с применением мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ. Ограничение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой ограничение способа совершения операций

Я не могу войти в кабинет интернет-банка. Я считаю, что меня заблокировали, ко мне применили меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ. Что происходит?

ОТВЕТ:

Обратитесь в банк через его колл-центр, позвоните персональному менеджеру или посетите обслуживающее вас отделение банка. В случае если отключили ДБО (интернет-банк)/заблокировали карту без применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, воспользуйтесь шаблоном 1 или 2

ВОПРОС:

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентом самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов).

Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.

Если банк запрашивает информацию и документы с учетом Федерального закона N 115-ФЗ, клиент обязан их представить (пункт 14 статьи 7 закона)

Мне поступило сообщение/уведомление от банка (в чате, письмом и т.д.) с запросом конкретных документов. Банк запросил перечень документов, сославшись на Федеральный закон N 115-ФЗ. Имеет ли он на это право? Банк запросил очень много документов

ОТВЕТ:

Банк запрашивает документы, необходимые для правильной квалификации операции (в том числе снятия опасений в ее возможной сомнительности). Банк делает это на основании своих внутренних правил, включая правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ

ВОПРОС:

Информацию о решении налогового органа можно получить в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" и "Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя".

В целях повышения оперативности доведения до сведения клиентов информации о факте приостановления операций по их счетам в банке по решению налогового органа Банк России рекомендовал банкам незамедлительно информировать клиентов о приостановлении операций (методические рекомендации Банка России от 24.12.2019 N 29-МР)

Банк сообщил, что операции по счету приостановлены по решению налогового органа. Какие дальнейшие действия?

ОТВЕТ:

Устранить причину нарушения в максимально короткие сроки

ВОПРОС:

<*> У вас могут запросить любые документы (в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ).

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу.

Подразделение по работе с клиентами (потенциальными клиентами) обслуживающего вас банка может пригласить вас для устной беседы и даче пояснений по представленным вами документам

Я нахожусь в кабинете интернет-банка и не могу совершить платеж/перевести денежные средства. Статус конкретной операции <*> - "Отказано". Операция не проведена? Я предположил, что банк заблокировал мой счет. Что происходит?

ОТВЕТ:

Возможно, вам отказали в проведении конкретной операции или ограничили (лимитировали) ДБО. Ваши средства не заморозили (заблокировали). Сейчас банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности операции

ВОПРОС:

Если банк запросил документы, то как срочно мне нужно их представить?

ОТВЕТ:

Для разрешения возникших у банка вопросов по операции или по заявлению на заключение договора банковского счета (вклада) банку нужно получить необходимые и запрашиваемые у вас документы относительно конкретной операции и целей заключения договора. Постарайтесь представить их в срок, установленный банком. Если документы не представлены в срок (или вы не уведомили банк о сроках представления), банк может отказать в совершении операции или заключении договора и направить сообщение в Росфинмониторинг

ВОПРОС:

<*> При принятии решения об отказе в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада) на основании Федерального закона N 115-ФЗ банк направляет клиенту уведомление об отказе и соответствующее сообщение в Росфинмониторинг

Банк не запросил документы, и операция не проведена/договор банковского счета (вклада) не заключен. Что это означает?

ОТВЕТ:

Это означает, что, возможно, банк принял решение отказать вам в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада) в связи с возникновением у него подозрений, что целью совершения операции/заключения договора с банком является ОД/ФТ <*>. Возможны иные основания непроведения операции (см. раздел "Почему банк может ограничить операции по счету")

ВОПРОС:

В соответствии с пунктом 13.1-1 статьи 7 Федерального закона банк обязан сообщить причины принятия решения об отказе в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Согласно методическим рекомендациям Банка России от 22.02.2019 N 5-МР, банку рекомендовано представлять клиенту информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов

Что делать, если я вижу, что операция до сих пор не проведена/договор банковского счета (вклада) не заключен?

При этом:

-

я представил все документы, которые запросил банк;

-

я не представил документы, которые запросил банк;

-

банк не запрашивал документы

ОТВЕТ:

Вам необходимо выяснить причины отказа, банк обязан представить информацию о причинах принятия решения об отказе в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения. После получения информации о причинах отказа, если банк не запросил документы, вам необходимо направить в банк документы об отсутствии оснований для принятия им решения об отказе (по своему усмотрению)

ВОПРОС:

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров с клиентами самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов).

Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу

Что делать, если я не представил запрашиваемые документы в банк в указанный срок?

ОТВЕТ:

Если вы не представили в банк запрошенные им документы или информацию, согласно правилам внутреннего контроля, это может считаться основанием для оценки вашей операции как подозрительной и повлечь за собой отказ в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада).

На этом этапе в случае отказа происходит направление сведений об отказе в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада) в Росфинмониторинг

ВОПРОС:

Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 7 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо о невозможности устранения соответствующих оснований, исходя из документов и (или) сведений представленных клиентом

Что делать, если у меня не оказалось под рукой запрашиваемых документов и мне нужно больше времени? Смогу ли я позже представить документы?

ОТВЕТ:

Банк обязан в течение одного дня после принятия решения об устранении вами оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада), направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг

Да, вы можете представить документы, и по результатам их рассмотрения банк вправе принять решение об устранении вами оснований, в соответствии с которыми им ранее было принято решение об отказе в проведении операции/заключении договора банковского счета (вклада), и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг.

Если банк направил вам ответ о невозможности пересмотра своего решения об отказе на основании представленных вами документов, но вы убеждены, что данное решение банка необоснованно, вам необходимо обратиться в МВК (см. шаблон 5 или 6)

ВОПРОС:

<*> Ответ банка о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, должен быть обязательно письменный, при этом он может быть получен вами посредством ДБО.

<**> Подробнее о документах и сведениях, которые необходимо приложить к заявлению в МВК, можно посмотреть в разделе "Как пройти реабилитацию с помощью МВК".

Способы подачи заявления в МВК:

Что делать, если на основании моего заявления я получил от банка ответ о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе? <*>

Что делать, если я получил от банка сообщение о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ?

-

через интернет-приемную Банка России "Подать жалобу/Банковские услуги (показать все)/Обращение в Межведомственную комиссию)";

ОТВЕТ:

Вам необходимо обратиться в МВК <**>

-

направить "Почтой России" по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12;

ВОПРОС:

Я подал заявление в МВК со всеми документами, а мне пришел отказ в рассмотрении заявления по существу

-

сдать документы в экспедицию Банка России по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

ОТВЕТ:

Информацию можно уточнить на сайте Банка России.

МВК рассматривает обращение в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России

Возможно, вы:

-

не прошли установленную процедуру (обратились в МВК до подачи заявления в банк о пересмотре решения об отказе), в случае если вы обжаловали решение банка об отказе;

-

обратились в МВК для разрешения ситуации, которая не входит в ее компетенцию (см. "Как пройти реабилитацию с помощью МВК");

-

не приложили к документам ответ из банка по вашему запросу и копию самого запроса;

-

комплект документов не соответствует Положению Банка России от 23.06.2022 N 795-П

ВОПРОС:

В МВК нельзя обжаловать решение банка об ограничении ДБО, выпуска/перевыпуска банковских карт, расторжение договора банковского обслуживания, взимаемые банком комиссии

Я сдал документы в МВК об обжаловании решения банка об отказе. Как и какой ответ я могу получить?

ОТВЕТ:

МВК сообщает о решении заявителю (клиенту банка) и в банк, принявший решение об отказе в проведении операции/заключении договора банковского счета.

В случае принятия решения МВК в пользу клиента банк обязан в течение одного дня после получения информации о решении МВК направить сообщение в Росфинмониторинг.

Росфинмониторинг передает обобщенную информацию в Банк России. Банк России распространяет информацию по всем финансовым организациям.

Решение МВК о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента

Сообщение о решении МВК направляется тем способом, которым вы направляли заявление. Вам могут сообщить:

-

решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми ранее банком было принято решение об отказе (в пользу клиента);

-

решение об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения об отказе (в пользу банка)

ВОПРОС:

Подробнее о документах и сведениях, которые необходимо приложить к заявлению в МВК, можно посмотреть в разделе "Как пройти реабилитацию с помощью МВК".

Способы подачи заявления в МВК:

Моим контрагентам отказывают в проведении платежей в мой адрес, мне отказывают в открытии счетов. Банки сообщают, что Банк России отнес меня к высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций. Что мне делать?

-

через интернет-приемную Банка России "Подать жалобу/Банковские услуги (показать все)/Обращение в Межведомственную комиссию)";

ОТВЕТ:

Если от какого-либо из банков вами было получено уведомление о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо направить заявление в МВК в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем получения такого уведомления банка

-

направить "Почтой России" по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12;

-

сдать документы в экспедицию Банка России по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

Информацию можно уточнить на сайте Банка России.

МВК рассматривает обращение в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России

ВОПРОС:

Решение МВК пересмотру не подлежит.

При этом решение банка об отказе может быть обжаловано в судебном порядке

Что мне делать, если я получил сообщение о принятии МВК решения об отсутствии основания для пересмотра принятого банком решения об отказе?

ОТВЕТ:

Убедитесь, что за это время у вас не появились новые обстоятельства (документы), которые не были представлены ни в банк, ни в МВК. Вы вправе обратиться в банк с новым комплектом документов, подтверждающих изменение обстоятельств, которые послужили основанием для отказа, или обжаловать действия банка в судебном порядке

ВОПРОС:

За время, пока МВК рассматривала мое обращение, у меня появились новые документы. Что делать?

ОТВЕТ:

В таком случае обосновывающие документы необходимо представить в банк или использовать при обжаловании его действий в судебном порядке

ВОПРОС:

Банк отказал мне в проведении операций в 2016 году. Могу ли я обратиться в МВК с заявлением об обжаловании решения банка?

ОТВЕТ:

Да. Действия по обжалованию решения банка не имеют срока давности

ВОПРОС:

В МВК нельзя обжаловать решение банка об ограничении ДБО, присвоение Банком России клиенту банка (ЮЛ и ИП) высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций; изменение средней степени (уровня) риска на низкую степень (уровень) риска совершения подозрительных операций

Я сдал документы в МВК об обжаловании применения банком мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ. Как и какой ответ я могу получить?

ОТВЕТ:

МВК сообщает о решении заявителю (клиенту банка) и в банк, применивший меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ.

В случае принятия решения МВК в пользу клиента банк в течение 1 дня после получения информации о решении МВК обязан прекратить применение к клиенту мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, и понизить степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.

Степень (уровень) риска совершения подозрительных операций клиента также понижается в платформе ЗСК

Сообщение о решении МВК направляется тем способом, которым вы направляли заявление. Вам могут сообщить:

-

решение об отсутствии оснований для применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ (в пользу клиента);

-

решение о наличии оснований для применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ (в пользу банка)

ВОПРОС:

Решение МВК пересмотру не подлежит.

Оно может быть обжаловано в судебном порядке

Что мне делать, если я получил сообщение о принятии МВК решения о наличии оснований для применения мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ?

ОТВЕТ:

Вы вправе обжаловать применение мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, в судебном порядке

ВОПРОС:

Банк применил ко мне меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, в июле 2022 года. Могу ли я обратиться в МВК с заявлением об обжаловании указанных мер?

ОТВЕТ:

Обжаловать в МВК применение банком мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, можно в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем получения сообщения банка о применении указанных мер

ВОПРОС:

Если в отношении меня применены меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, и мне отказали в пересмотре примененных мер на всех уровнях, что будет с денежными средствами, оставшимися на счете?

ОТВЕТ:

Подробнее об операциях можно посмотреть в разделе "Какие платежи может проводить высокорисковый клиент"

Остаток денежных средств после исключения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) ЮЛ (ИП) передается банком в пользу участников (учредителей) соответствующего ЮЛ (ИП).

При этом ЮЛ (ИП) вправе осуществлять операции, указанные в пункте 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ