Характер и обстоятельства задания, а также честность и этические ценности клиента

Характер и обстоятельства задания, а также честность и этические ценности клиента (см. пункт 30(a)(i))

A67. Информация, полученная в отношении характера и обстоятельств задания, может включать следующее:

- отрасль, в которой ведет деятельность организация, в отношении которой выполняется задание, и соответствующие регуляторные факторы;

- характер организации, например ее деятельность, организационная структура, структура собственности и корпоративное управление, ее бизнес-модель и порядок финансирования;

- характер оцениваемого предмета задания и применимые критерии, например, в случае интегрированной отчетности:

-- оцениваемый предмет задания может включать социальные и экологические вопросы или вопросы в области здравоохранения и защиты информации;

-- применимыми критериями могут быть показатели деятельности, установленные признанным экспертным органом.

A68. Информация, полученная для подтверждения суждений аудиторской организации о честности и этических ценностях клиента, может включать идентификационную информацию и информацию о деловой репутации по основным собственникам клиента, ключевому управленческому персоналу и лицам, отвечающим за корпоративное управление.

Примеры факторов, которые могут повлиять на характер и объем полученной информации о честности и этических ценностях клиента

-

Характер организации, в отношении которой выполняется задание, включая уровень сложности структуры собственности и управления.

-

Характер операционной деятельности клиента, включая методы ведения бизнеса.

-

Информация об отношении основных собственников клиента, его ключевого управленческого персонала и лиц, отвечающих за корпоративное управление, к таким вопросам, как агрессивная интерпретация стандартов бухгалтерского учета и внутренняя контрольная среда.

-

Категоричность, с которой клиент пытается удерживать вознаграждение аудиторской организации на самом низком возможном уровне.

-

Признаки вынужденного ограничения объема аудита по требованию клиента.

-

Признаки возможной вовлеченности клиента в операции по легализации (отмыванию) денежных средств (или иного имущества), полученных преступным путем, или в иную криминальную деятельность.

-

Причины предполагаемого назначения аудиторской организации вместо переназначения предыдущей аудиторской организации.

-

Идентификация связанных сторон и их деловая репутация.

A69. Аудиторская организация может получать информацию из самых разных внутренних и внешних источников, включая:

- в случае уже имеющегося клиента - получение информации по текущим и прошлым заданиям, если применимо, или направление запросов другим сотрудникам, которые выполняли другие задания для клиента;

- в случае нового клиента - направление запросов действующим или предыдущим поставщикам профессиональных бухгалтерских услуг для клиента, в соответствии с соответствующими этическими требованиями;

- проведение обсуждений с иными третьими сторонами, например банками, юридическими консультантами и отраслевыми компаниями-аналогами;

- изучение сведений о деятельности клиента в прошлом в соответствующих базах данных (возможно использование интеллектуальных ресурсов). В некоторых случаях аудиторская организация может использовать поставщика услуг для изучения сведений о деятельности клиента в прошлом.

A70. Информация, полученная в рамках процесса принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию, часто также может иметь значение для планирования и выполнения задания рабочей группой. Профессиональные стандарты могут устанавливать конкретные требования, касающиеся получения или рассмотрения такой информации рабочей группой. Например, согласно требованиям МСА 220 (пересмотренного) <11> при планировании и выполнении аудиторского задания руководитель задания обязан принимать во внимание информацию, полученную в процессе принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному аудиторскому заданию.

--------------------------------

<11> МСА 220 (пересмотренный), пункт 23.

A71. Требования профессиональных стандартов или применимые требования законов и нормативных актов могут предусматривать особые положения, которые необходимо учитывать до принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию, и могут также обязывать аудиторскую организацию направлять запросы действующему или предшествующему аудитору при принятии решения о начале работы по заданию. Например, в случае смены аудитора МСА 300 <12> требует, чтобы аудитор с соблюдением соответствующих этических требований обратился к предшествующему аудитору до начала первого аудита. Кодекс СМСЭБ также содержит требования в отношении рассмотрения вопроса о конфликте интересов при принятии решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию и информационного взаимодействия с действующим или предшествующим аудитором при принятии решения о начале работы по заданию, представляющему собой аудит или обзорную проверку финансовой отчетности.

--------------------------------

<12> МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности", пункт 13(b).