Финансовым организациям целесообразно использовать сценарный анализ <56> в качестве одного из основных инструментов для оценки и управления рисками, связанными с изменением климата <57>.
--------------------------------
<56> Сценарный анализ - это метод, используемый финансовыми организациями для выявления и оценки потенциальных последствий ряда событий для финансовой устойчивости. В контексте изменения климата сценарный анализ позволяет финансовым организациям проанализировать устойчивость своего бизнеса и стратегий к рискам, связанным с климатом, и измерить изменение портфеля в различных сценариях.
<57> Дополнительно в качестве методических рекомендаций по сценарному анализу предлагается использовать Task Force on Climate-related Financial Disclosures. The Use of Scenario Analysis in Disclosure of Climate-Related Risks and Opportunities (2017).
Финансовым организациям рекомендуется использовать результаты сценарного анализа для разработки корректирующих мер, направленных на смягчение воздействия климатических рисков и поддержания их на приемлемом уровне.
Сценарный анализ климатических рисков рекомендуется проводить ежегодно. Этот процесс включает в себя:
- выявление и определение сценариев, в которых учитываются климатические риски как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;
- анализ актуальности и целесообразности бизнес-стратегий и бизнес-моделей при различных климатических сценариях;
- учет традиционных категорий риска, через которые реализуется влияние климатических рисков;
- использование информации, полученной в результате сценарного анализа, для корректировки бизнес-стратегий.
Для проведения сценарного анализа финансовым организациям рекомендуется использовать климатические сценарии Банка России. Финансовые организации могут уточнять сценарии Банка России, а также разрабатывать и использовать собственные сценарии, если это позволит повысить актуальность сценарного анализа для их деятельности. При разработке сценариев рекомендуется использовать следующие этапы:
- определение предпосылок в части оценки физических климатических рисков, а именно ожидаемого изменения глобальной температуры <58> и соответствующих ему эффектов на страновом и региональном уровнях <59>;
--------------------------------
<58> Например, удержание роста глобальной средней температуры в пределах 1,5 °C к 2100 году будет способствовать снижению риска наступления долгосрочных физических рисков. Повышение глобальной средней температуры более чем на 3 °C может привести к более значительным физическим рискам.
<59> Например, влияние изменения климата на распространенность засух, пожаров, количество осадков, повышение уровня моря и так далее, что может повлиять на клиентов и контрагентов.
- определение предпосылок в части оценки переходных климатических рисков, а именно скорости и масштаба спада мирового потребления ископаемых энергоресурсов, снижения цен на них и сроков введения углеродного регулирования;
- определение временных горизонтов сценарного анализа с учетом сроков, указанных в разделе 2.3 "Учет климатических рисков в стратегии финансовых организаций" настоящих Рекомендаций;
- оценка физических и переходных рисков в рамках каждого используемого сценария, при этом целесообразно включение как качественных, так и количественных факторов в сценарии;
- измерение влияния климатических рисков на финансовые показатели компаний, включая платежеспособность, ликвидность и способность выполнять свои обязательства;
- корректировка сценарного анализа с учетом возможных технологических инноваций, разработок и реализации климатических стратегий/политик финансовыми организациями и их клиентами (контрагентами);
- обеспечение внутренней согласованности сценариев.
При разработке собственных сценариев финансовым организациям рекомендуется использовать научно обоснованные сценарии на основе глобальных климатических моделей, среди которых на текущий момент можно отметить сценарии Сообщества центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы (Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System, NGFS), Международного энергетического агентства (МЭА) и Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) <60>. Для первоначального проведения сценарного анализа могут использоваться сценарии NGFS.
--------------------------------
<60> См. также климатическую модель Института вычислительной математики РАН INM-CM5 или ее последующие генерации.
Глобальные климатические сценарии целесообразно дополнить допущениями, отражающими российскую специфику переходных и физических климатических рисков, упоминаемых ранее во введении настоящих Рекомендаций.
При отборе исходных данных для сценарного анализа климатических рисков финансовым организациям рекомендуется учитывать:
- временной горизонт используемых наборов данных, а также их частотность (например, для некоторых физических рисков могут потребоваться сезонные и суточные данные, в то время как для других рисков могут подойти годовые или десятилетние данные);
- географическую специфику, дающую представление о распределении на локальном уровне опасных природных явлений, которым может подвергаться как сама организация, так и ее активы, портфель, клиенты и контрагенты;
- диапазон глобальной динамики выбросов, включенных в набор данных, с учетом того, что тестирование сценариев в крайних диапазонах с большей вероятностью позволит выявить риски.
Финансовым организациям рекомендуется выбрать уровень детализации анализа климатических сценариев. Он может варьироваться от верхнеуровневых оценок, основанных на чувствительности к климатическим рискам, которые оказывают влияние на определенные направления бизнеса или секторы экономики, до более детальных оценок, основанных на конкретных портфелях, которые также учитывают влияние климатических рисков на основную деятельность клиентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей