Для наиболее эффективного учета климатических рисков необходимы механизмы корпоративного управления, включая активное участие совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов в формировании риск-ориентированной культуры, а также внедрение надежной системы внутреннего контроля.
В дополнение к настоящим Рекомендациям руководствоваться также:
- информационным письмом Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития".
- информационным письмом Банка России от 28.12.2022 N ИН-02-28/145 "О рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления".
Определение принципов и подходов к управлению климатическими рисками рекомендуется отнести к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) <32>, а в случае его отсутствия - к компетенции высшего органа управления финансовой организации или иного уполномоченного органа финансовой организации.
--------------------------------
<32> Принцип 2.1 Кодекса корпоративного управления (письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463).
Информированность акционеров (участников) организации, членов совета директоров (наблюдательных советов), членов исполнительных органов и ключевых руководящих работников о подверженности организации климатическим рискам способствует наиболее эффективной интеграции данных рисков в систему управления рисками. Оценка текущей ситуации с учетом климатических рисков и прогнозируемых событий, а также их влияния на деятельность организации в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах представляется отправной точкой для работы по климатической повестке как совета директоров (наблюдательного совета), так и исполнительных органов.
Совету директоров (наблюдательному совету) в рамках функции по организации системы управления рисками рекомендуется занимать определяющую роль в интеграции в такую систему блока по управлению климатическими рисками, а именно формулировать общие принципы и подходы к управлению климатическими рисками, роль и значение климатической повестки в организации и определять стратегический вектор учета климатических рисков в управленческих процедурах и практиках организации.
В совете директоров (наблюдательном совете) вопросы климатической повестки могут быть распределены между его комитетами (например, комитет по управлению рисками, комитет по аудиту, комитет по стратегии и так далее) для более глубокой их проработки. В случае высокой значимости климатических рисков для организации может быть создан отдельный комитет по вопросам учета ESG-факторов и устойчивого развития <33>, который будет в том числе заниматься вопросами влияния изменения климата на деятельность финансовой организации.
--------------------------------
<33> См. информационное письмо Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития".
Для выполнения функции по обеспечению устойчивости финансовой организации к неблагоприятным последствиям изменения климата совету директоров (наблюдательному совету) целесообразно как минимум на ежегодной основе рассматривать результаты оценки климатических рисков, а также возможностей (при наличии), возникающих в связи с изменением климата, и учитывать их при оценке и утверждении стратегии и бизнес-плана финансовой организации <34>.
--------------------------------
<34> Подробнее см. пункт 3.2 информационного письма Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития".
Совету директоров (наблюдательному совету) рекомендуется осуществлять анализ эффективности организационной структуры финансовой организации и определить роли и обязанности ключевых подразделений в поддержке стратегий финансовой организации по адаптации к изменению климата и управлению климатическими рисками <35>.
--------------------------------
<35> Например, в рамках процесса интеграции климатических рисков в управление существенными рисками финансовые организации могут рассмотреть вопрос о создании на ранних этапах специальных комитетов или подкомитетов для обеспечения достаточного внимания и контроля за управлением рисками и возможностями, связанными с изменением климата.
В случае выявления существенности климатических рисков финансовой организации рекомендуется определить ответственного сотрудника с достаточными компетенциями для обеспечения необходимого внимания управлению этими рисками. Соответствующие компетенции могут быть сосредоточены в рамках отдельного структурного подразделения, координирующего вопросы в области учета ESG-факторов и устойчивого развития <36>.
--------------------------------
<36> См. пункт 2.3 информационного письма Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития".
Исполнительным органам рекомендуется предпринимать проактивные действия по внедрению практик, связанных с управлением климатическими рисками и их интеграцией в бизнес-процессы.
Исполнительным органам целесообразно внедрять политики, утвержденные советом директоров (наблюдательным советом) <37>, и процедуры для создания и поддержания устойчивости к изменению климата, в том числе содействовать справедливому и упорядоченному климатическому переходу, обеспечивающему переход к низкоуглеродной экономике с поддержанием достойных условий жизни клиентов и контрагентов.
--------------------------------
<37> См. пункт 2.3 информационного письма Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития".
Исполнительным органам целесообразно как минимум на ежегодной основе предоставлять совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия - акционерам (участникам) финансовой организации информацию о рисках и возможностях, связанных с изменением климата, для осуществления контрольных функций. При появлении угроз (например, повышении вероятности) реализации существенного климатического риска, превышающего допустимый уровень риска (толерантность к риску) финансовой организации, или непосредственной реализации существенного климатического риска, в том числе опасного природного явления, рекомендуется немедленно информировать совет директоров (наблюдательный совет), а в случае его отсутствия - высший орган управления финансовой организации или иной уполномоченный орган финансовой организации.
Финансовым организациям целесообразно наращивать компетенции в области управления климатическими рисками и адаптации к изменению климата, в том числе посредством реализации программ обучения для совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и работников, деятельность которых связана с указанной областью.
Финансовым организациям рекомендуется учитывать климатические риски в организации систем управления рисками и внутреннего контроля, руководствуясь принципом построения трех линий защиты: на уровне бизнес-подразделений (первая линия защиты), специально созданных подразделений, осуществляющих контроль за деятельностью бизнес-подразделений по идентификации и управлению рисками (вторая линия защиты), внутреннего аудита (третья линия защиты) <38>.
--------------------------------
<38> Подробнее см. информационное письмо Банка России от 24.12.2020 N ИН-06-14/180 "О рекомендациях руководителям службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита, службы управления рисками финансовых организаций".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей