1.4.2 Основные варианты конкурсного отбора инициативных проектов

Процедура конкурсного отбора и утверждения инициативных проектов для их последующей реализации в рамках практики ИБ является одним из основных элементов реализации практики ИБ.

Конкурсный отбор инициативных проектов может проводиться как в течение сроков рассмотрения внесенных инициативных проектов, установленных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ (не более 30 дней для каждого инициативного проекта), так и после этапа рассмотрения всех внесенных инициативных проектов (например, в случае поступления большого числа инициативных проектов).

При принятии решения о проведении конкурсного отбора после этапа рассмотрения внесенных в администрацию инициативных проектов:

- по итогам рассмотрения поддерживаются инициативные проекты, удовлетворяющие условиям, определенным законодательством и НПА ИБ, в целях продолжения работы над ними, с предложением инициаторам проекта совместно доработать инициативный проект в целях его технической подготовки к участию в конкурсном отборе (в соответствии с положениями части 8 статьи 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ);

- инициативные проекты, не удовлетворяющие условиям, определенным законодательством и НПА ИБ, отклоняются. При этом, при принятии решения об отказе в поддержке инициативного проекта основание для отказа, изложенное в п. 6 части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 131-ФЗ, не применяется.

- Инициативные проекты, доработанные и допущенные к конкурсному отбору, но не отобранные в целях их реализации в рамках текущего проектного цикла, могут быть рекомендованы к участию в конкурсном отборе следующего проектного цикла.

При проведении конкурсного отбора после этапа рассмотрения внесенных в администрацию инициативных проектов указанные выше особенности рекомендуется предусмотреть в НПА ИБ.

Порядок конкурсного отбора определяется НПА ИБ. В Приложениях 1 - 5 приведены модельные НПА ИБ, соответствующие тем или иным механизмам отбора инициативных проектов <2>.

--------------------------------

<2> Представленные в модельных НПА ИБ (Приложения 1 - 5) механизмы отбора: (1) собрание граждан, (2) конференция (собрание делегатов), (3) балльная шкала оценки (критерии), (4) прямое голосование граждан, (5) отбор инициативной группой и голосованием.

Механизмы конкурсного отбора проектов в практиках ИБ можно разбить на три основные группы:

- Отбор на основании оценки проектов с помощью заранее разработанных и обнародованных критериев оценки;

- Отбор на основании результатов прямого голосования жителей территории реализации практики ИБ или части этой территории (включая прямое голосование участников общего собрания жителей населенного пункта, в том числе онлайн голосование на сайте администрации МО или с использованием специализированных интернет-платформ для голосования, либо голосование с помощью смс-сообщений);

- Отбор на основании голосования представителей населения (например, конференция делегатов, избранных от территорий или от НКО, или бюджетная комиссия).

Каждый из данных механизмов конкурсного отбора может быть использован в комбинации с другими механизмами, или может быть дополнен их отдельными элементами.

Для организации и проведения конкурсного отбора инициативных проектов во всех случаях субъектом реализации практики ИБ создается конкурсная комиссия (см. раздел 2.2). Конкурсная комиссия - это коллегиальный орган, порядок формирования и деятельности которого определяется НПА ИБ. При этом половина от общего числа ее членов должна быть назначена на основе предложений от представительного органа муниципального образования. Инициаторам проектов и их представителям при проведении конкурсного отбора должна обеспечиваться возможность участия в рассмотрении коллегиальным органом (комиссией) инициативных проектов и изложения своих позиций по ним (часть 12 статьи 261 Федерального закона N 131-ФЗ). Конкурсная комиссия отвечает за организацию конкурсного отбора, его проведение, подведение итогов конкурса и принятие протокольного решения, на основании которого отраженные в данном решении конкретные проекты утверждаются и реализуются администрацией субъекта, реализующего практику ИБ.