I. Общие положения

1. Методика определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов (далее - Методика) устанавливает единые методы определения сметных цен и цен на эксплуатацию машин и механизмов, применяемых при формировании сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее - строительство), сноса объектов капитального строительства, определяемой на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317).

2. Сметные цены на эксплуатацию машин, механизмов (средств труда, не имеющих двигателя, например, ручных лебедок, талей, ручных домкратов и аналогичных), автотранспортных средств, механизированного инструмента (инструмента, снабженного двигателем, работающим от внешнего источника энергии, и используемого рабочим-строителем при выполнении им производственных операций) (далее соответственно - машины и механизмы, машины (механизмы), формируемые в территориальном разрезе в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации (далее - текущий уровень цен), и размещаемые в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС), созданной в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 959 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5741; 2020, N 48, ст. 7765) (далее - сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в текущем уровне цен), и сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов, формируемые в уровне цен, сложившемся на определенную дату, принятую в качестве базисного уровня (далее - сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен), предназначены для:

а) определения сметных затрат на эксплуатацию машин и механизмов при составлении сметной документации на строительство и снос объектов капитального строительства;

б) разработки и актуализации укрупненных нормативов цены строительства;

в) расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.

3. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в текущем уровне цен в целях их использования при определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным и ресурсным методами формируются в соответствии с положениями Методики по ценовым зонам в территориальном разрезе Российской Федерации.

Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен формируются в соответствии с положениями Методики по номенклатуре машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов, формируемый в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 184; 2021, N 29, ст. 5664) (далее соответственно - КСР, Правила N 1452).

4. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен, произведенных на территории Российской Федерации либо ввезенных в Российскую Федерацию, определяются Минстроем России с учетом их дифференциации по основным техническим параметрам для данного вида (типа) машин и механизмов, на основании информации, предоставляемой в соответствии с Правилами N 1452.

5. Особенности определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен, ввезенных в Российскую Федерацию, установлены пунктом 43 Методики.

6. При определении сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен наименования машин и механизмов устанавливаются в соответствии с КСР с учетом их дифференциации по типоразмерным группам. При отсутствии в КСР наименований отдельных машин и механизмов они устанавливаются в соответствии с нормативно-технической документацией, предусмотренной Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2021, N 1, ст. 62) (далее - нормативно-техническая документация).

6.1. В наименованиях машин и механизмов, предназначенных для обеспечения бесперебойности технологических процессов, обеспечивающих безопасность при производстве строительных работ в периоды текущего и капитального ремонта и технического обслуживания машин и механизмов (далее соответственно - ремонт и ТО), указываются слова "(в резерве)". При этом в сметные цены на эксплуатацию таких машин и механизмов включаются затраты, связанные с нахождением таких машин и механизмов в резерве.

(п. 6.1 введен Приказом Минстроя России от 06.10.2023 N 726/пр)

7. Сметные цены на эксплуатацию несерийных машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - ФРСН).

8. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен определяются в рублях (далее - руб.) с точностью до второго десятичного знака после запятой на 1 машино-час (далее - маш.-ч) и указываются с единицей измерения руб./маш.-ч без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), определяемого в соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2021, N 27, ст. 5133).

9. Сметными ценами на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен учитываются прямые затраты, в отдельные статьи которых помимо эксплуатационных затрат включаются накладные расходы и сметная прибыль, в том числе в:

а) затраты на выполнение ремонта и ТО машин и механизмов, включая затраты на замену быстроизнашивающихся частей таких машин и механизмов, в случае, когда к работам по замене быстроизнашивающихся частей помимо рабочего, управляющего машиной (далее - машинист), привлекаются организации, обеспечивающие эксплуатационную готовность машины;

(в ред. Приказа Минстроя России от 06.10.2023 N 726/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) затраты на перемещение машин и механизмов с места их постоянной дислокации (далее - база механизации) на строительную площадку и обратно или с одной строительной площадки на другую строительную площадку (далее - перебазировка), включая затраты на их монтаж, демонтаж и выполнение погрузочно-разгрузочных операций (при их наличии).

Затраты на оформление полиса обязательного страхования автогражданской ответственности учтены нормативами накладных расходов и дополнительно в сметной цене на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен, не учитываются.

10. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен определяются в следующей последовательности:

а) формируется номенклатура машин и механизмов согласно КСР по сводной номенклатуре и по перечням специализированных ценообразующих строительных ресурсов;

б) определяется состав и потребность в ресурсах, необходимых для эксплуатации машин и механизмов с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, которые устанавливаются на основе технических руководств (инструкций) по эксплуатации, паспортов машин и механизмов данной типоразмерной группы, информации от юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию и (или) ремонт, и (или) техническое обслуживание машин и механизмов (далее - организации строймеханизации), формируемой на основании нормативно-технической документации к таким машинам и механизмам;

в) определяются цены ресурсов, необходимых для эксплуатации машин и механизмов с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, согласно сметным нормативам, сведения о которых включены в ФРСН, и номенклатуре КСР (энергоносители, масла, смазки, гидравлические жидкости и тому подобное);

г) выполняется расчет сметной цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном или текущем уровнях цен путем суммирования затрат на эксплуатацию машин и механизмов, рассчитываемых в соответствии с постатейной структурой сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, указанной в пункте 17 Методики.

11. При определении сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном или текущем уровнях цен нормативные показатели потребности в ресурсах, выраженные в натуральных измерителях, определяются из расчета на один маш.-ч работы машины или механизма.

12. Средняя продолжительность эксплуатации машин и механизмов в течение рабочего времени (смены) (далее соответственно - смена, среднесменное рабочее время), учтенное показателем годового режима работы, включает время:

а) эксплуатации машин и механизмов при выполнении технологических операций (чистое, оперативное время, в течение которого машина и механизм непосредственно выполняет рабочие операции (процессы);

б) замены быстроизнашивающихся частей в зоне проведения работ (при отсутствии необходимости перебазировки на базу механизации), режущего или породоразрушающего инструмента (накладных ножей бульдозерных отвалов, зубьев ковшей экскаватора, металлических тросов, сверл, дисков пил, буровых пик, буровых долот, коронок и тому подобного), резинотехнических изделий (шин, шлангов, рукавов и тому подобного) и сменной рабочей оснастки (прямой и обратной лопаты, грейфера, гидромолота);

(в ред. Приказа Минстроя России от 06.10.2023 N 726/пр)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) перемещения машин и механизмов по участку выполнения работ (рабочей захватки) в пределах территории строительной площадки или с одного участка выполнения работ (рабочей захватки) на другой участок выполнения работ (рабочую захватку) в пределах территории строительной площадки;

г) перерывов технологического характера в работе строительных машин и механизмов при выполнении строительно-монтажных работ, вызванных особенностями производственного процесса (например, при погружении металлических трубо-свай используются три вида машин: стреловой кран, сварочная техника, вибропогружатель; во время погружения трубо-сваи из перечисленных видов машин непосредственно в работе заняты стреловой грузоподъемный кран и вибропогружатель, а сварочная техника находится в технологическом перерыве; во время наращивания трубо-сваи непосредственно в работе заняты стреловой кран и сварочная техника, а вибропогружатель находится в технологическом перерыве; величина технологических перерывов при этом зависит как от проектно-конструктивных, так и от организационных решений производства работ);

д) подготовки машин и механизмов к работе в начале рабочего дня и время их сдачи в конце рабочего дня или по окончании работ;

е) ежесменного технического обслуживания машин и механизмов: смазка трущихся деталей машин, закрепление болтовых соединений, находящихся под динамическим воздействием, и тому подобное;

ж) перерывов, предоставленных машинистам для отдыха и питания в течение смены, в соответствии с требованиями статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594).

13. Среднесменное рабочее время эксплуатации автотранспортных средств (например, технологического транспорта, автомобилей, прицепов, полуприцепов и тому подобное), используемых для доставки строительных материалов, изделий, конструкций (далее - материальные ресурсы) и оборудования на строительную площадку, перевозки грунта и строительного мусора, перебазировки машин и механизмов, учтенное показателем годового режима работы, включает время:

а) пробега автотранспортного средства от месторасположения автотранспортной организации до места первой погрузки;

б) погрузки груза на автотранспортное средство;

в) пробега автотранспортного средства с грузом;

г) выгрузки автотранспортного средства;

д) очистки кузова автотранспортного средства по окончании операции выгрузки;

е) пробега автотранспортного средства в порожнем состоянии от места выгрузки к месту погрузки;

ж) маневрирования автотранспортного средства при погрузке и выгрузке;

з) пробега автотранспортного средства от места последней выгрузки до месторасположения автотранспортной организации;

и) прохождения весового контроля на стационарных и передвижных контрольных пунктах.

Кроме того, среднесменное рабочее время эксплуатации автотранспортных средств учитывает время, указанное в подпунктах "б", "г", "д", "е", "ж" пункта 12 Методики.

14. Среднесменное рабочее время эксплуатации локомотивов, используемых при производстве различных видов путевых и других работ, для доставки материальных ресурсов и оборудования от места их постоянной дислокации (производственных баз) на место производства работ, перебазировки поездов, предназначенных для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта (хозяйственный поезд), а также выполнения технологических операций, учтенное показателем годового режима работы, включает время:

а) пробега локомотивов от локомотивного депо до производственной базы;

б) погрузки на подвижной состав;

в) формирования хозяйственного поезда, в том числе с учетом сроков проведения осмотров на предмет исправности;

г) маневровой работы на производственной базе и станционных путях;

д) пробега хозяйственного поезда от производственной базы на станционный путь общего пользования и обратно;

е) ожидания отправления хозяйственного поезда на перегон и с перегона;

ж) перемещения хозяйственного поезда по сети железных дорог до места производства работ и обратно;

з) на выполнение технологических операций.

Кроме того, среднесменное рабочее время эксплуатации локомотивов учитывает время, указанное в пунктах "б", "в", "г", "д", "е", "ж" пункта 13 Методики.

15. Определение сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном и текущем уровнях цен по статьям затрат выполняется в соответствии с положениями главы II Методики.