Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 16 ноября 2020 г. N 1844

ПРАВИЛА

СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.2022 N 251,

от 15.12.2022 N 2306, от 09.12.2023 N 2091)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов.

2. В целях настоящих Правилах используются следующие понятия:

"Единый портал" - федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", обеспечивающая функции, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";

"лучшая практика цифровой трансформации государственного и муниципального управления" - оформленный опыт управленческой деятельности исполнительного органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или подведомственных им учреждений с использованием информационно-коммуникационных технологий, больших данных, алгоритмов автоматизации процессов и (или) современных управленческих технологий, обеспечивающий подтвержденный эффект в виде оптимизации процессов государственного и муниципального управления, повышения эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и (или) повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения функций;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

"механизм ускоренного решения" - совокупность организационных и технических мероприятий, реализация которых позволяет производить регистрацию, рассмотрение по существу, подготовку и направление ответов на обращения и сообщения граждан и юридических лиц по социально значимым тематикам, полученных по всем видам каналов обратной связи, в срок до 30 календарных дней;

"план ("дорожная карта") по устранению причин обращений и сообщений граждан и юридических лиц по социально значимым тематикам, полученных по всем видам каналов обратной связи" - карта решения проблем, представленная в виде схемы и последовательно изложенного перечня мероприятий, направленных на устранение причин обращений и сообщений граждан и юридических лиц по социально значимым тематикам, полученных по всем видам каналов обратной связи, реализация которых обеспечит снижение количества, а также сокращение сроков рассмотрения обращений и сообщений граждан и юридических лиц по таким тематикам, с указанием конкретного срока реализации мероприятий и ответственных должностных лиц исполнительных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.2022 N 251, от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

"платформа обратной связи" - подсистема Единого портала, обеспечивающая интерактивное взаимодействие государства с гражданами и юридическими лицами для решения актуальных задач и проблем посредством механизмов направления сообщений, поступающих в государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные государственные внебюджетные фонды либо подведомственные государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организации, государственные и муниципальные организации, организации с государственным участием или участием муниципального образования в границах субъекта Российской Федерации (далее - органы и организации), проведения общественных обсуждений, опросов и голосований по вопросам местного значения, реагирования на сообщения пользователей в социальных сетях;

"портал" - информационная система, создаваемая центром компетенций для обеспечения координации создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов, формирования предложений по созданию и функционированию аналогичных центров в муниципальных образованиях, для взаимодействия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, центра компетенций с должностными лицами органов и организаций при реализации мероприятия по созданию и функционированию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях центров управления регионов в соответствии с нормативными правовыми актами в рамках существующих полномочий;

"проектный офис" - координационный орган, обеспечивающий методологическое и организационное сопровождение, планирование, формирование сводной отчетности по предмету деятельности, в состав которого входят представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обособленного подразделения центра компетенций с возможностью привлечения иных организаций;

"рейтингование" - процедура построения рейтинга на основе индивидуального числового показателя оценки объекта по заданной шкале;

"система автоматизированной доставки обращения до конечного исполнителя" - информационная система, автоматизирующая процесс регистрации, рассмотрения по существу, подготовки и направления ответа на обращения и сообщения граждан и юридических лиц по социально значимым тематикам, полученных по всем видам каналов обратной связи;

"тепловая карта" - информационно-аналитическая система для поддержки принятия управленческих решений, предназначенная для:

формализации и структурирования обращений и сообщений граждан и юридических лиц по социально значимым тематикам, полученных по всем видам обратной связи;

мониторинга соблюдения сроков обработки и рассмотрения обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступивших через платформу обратной связи, другие интегрированные каналы обратной связи;

формирования и представления аналитических данных по результатам обработки обращений и сообщений граждан и юридических лиц;

формирования аналитических данных по основным тематикам обращений граждан и юридических лиц, структурированных по функциональным обязанностям органов и организаций в целях дальнейшей подготовки и направления предложений по принятию управленческих решений органов и организаций;

мониторинга результатов работы органов и организаций;

выявления проблемных точек и определения приоритетов по вынесению вопросов для опросов и голосований граждан Российской Федерации с целью принятия решений по формированию планов территориального и стратегического развития;

"центр компетенций" - автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы", осуществляющая деятельность по созданию и обеспечению функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов и созданию и обеспечению функционирования аналогичных центров в муниципальных образованиях, выполняющая функции оператора информационных и информационно-аналитических систем, цифровых сервисов, созданных и эксплуатируемых для создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов, создания и функционирования аналогичных центров в муниципальных образованиях, обеспечивающая внедрение и развитие единой системы противодействия распространению недостоверной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информированию пользователей и целевых групп граждан с учетом их географического размещения и других характеристик о достоверной информации, в том числе с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, а также средств массовой информации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

"центр управления региона" - формируемый в субъекте Российской Федерации проектный офис, создание и деятельность которого регламентируется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, осуществляющий:

координацию работ по мониторингу и обработке всех видов обращений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, и юридических лиц любых организационно-правовых форм вне зависимости от места их государственной регистрации (далее - граждане и юридические лица), поступающих в органы и организации, в том числе с использованием федеральных, региональных, муниципальных систем обратной связи и обработки сообщений, а также публикуемых гражданами и юридическими лицами в общедоступном виде в социальных сетях, мессенджерах, иных средствах электронной массовой коммуникации;

взаимодействие с гражданами через социальные сети, мессенджеры и иные средства электронной коммуникации по направлениям и тематикам деятельности центра управления региона;

оперативное реагирование по направлениям и тематикам деятельности центра управления региона через взаимодействие с органами и организациями;

предоставление дополнительной информации в целях территориального и стратегического планирования развития субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

"муниципальный центр управления" - формируемый по решению органа местного самоуправления на территории муниципального образования проектный офис, создание и координация деятельности которого осуществляется центром компетенций и регламентируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющий:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

координацию работ по мониторингу и обработке всех видов обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступающих в орган местного самоуправления и муниципальные учреждения, в том числе с использованием федеральных, региональных, муниципальных систем обратной связи и обработки сообщений, а также публикуемых гражданами и юридическими лицами в общедоступном виде в социальных сетях, мессенджерах, иных средствах электронной массовой коммуникации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

координацию взаимодействия органа местного самоуправления и муниципальных учреждений с гражданами через социальные сети, мессенджеры и иные средства электронной коммуникации по направлениям и тематикам деятельности муниципального центра управления;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

обеспечение оперативного реагирования по направлениям и тематикам деятельности муниципального центра управления путем взаимодействия с органами и юридическими лицами;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

предоставление дополнительной информации в целях территориального и стратегического планирования развития муниципального образования;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

абзацы двадцать седьмой - двадцать восьмой утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306.

(см. текст в предыдущей редакции)

"информационный повод" - событие, касающееся вопросов в рамках направления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 12 настоящих Правил, сообщения о которых распространены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сопровождаются ростом целевой аудитории (граждан и юридических лиц);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

"центр модерации" - создаваемое в субъекте Российской Федерации обособленное подразделение организации, осуществляющее:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

координацию работ по мониторингу и анализу информационных поводов с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР", а также по отработке информационных поводов посредством проведения в связи с ними информационных мероприятий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством социальных сетей, мессенджеров и средств массовой информации с учетом географического размещения и других характеристик целевой аудитории (граждан и юридических лиц);

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями в рамках реализации мероприятий по внедрению и развитию цифровой системы "ИНФОЦУР", включая отработку информационных поводов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

отработку информационного повода - выработку организацией рекомендаций государственным органам, органам местного самоуправления и подведомственным им организациям для реализации информационных мероприятий в связи с информационным поводом в целях информирования целевой аудитории (граждан и юридических лиц) посредством социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, а также средств массовой информации с учетом географического размещения и других характеристик целевой аудитории (граждан и юридических лиц), участие в реализации таких информационных мероприятий;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

"цифровая система "ИНФОЦУР" - информационная система, используемая организацией для мониторинга и анализа информационных поводов, обеспечения проведения в связи с ними информационных мероприятий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством социальных сетей, мессенджеров и средств массовой информации с учетом географического размещения и других характеристик целевой аудитории (граждан и юридических лиц), взаимодействия в указанных целях с государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

3. Создание и функционирование центров управления регионов - неотъемлемая часть цифровой трансформации регионов.

4. Задачами центра управления региона являются:

а) мониторинг обработки обращений и сообщений, включающий в себя:

анализ поступающих обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступивших в адрес органов и организаций в субъекте Российской Федерации;

структурирование и формализация сути обращений и сообщений граждан и юридических лиц;

мониторинг сроков и качества обработки обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступающих по указанным каналам связи;

сбор информации об удовлетворенности граждан и юридических лиц результатами обработки их обращений и сообщений;

сводный анализ результатов обработки обращений и сообщений граждан и юридических лиц;

б) формирование комплексной картины проблем на основании анализа:

обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступающих в адрес органов и организаций в субъекте Российской Федерации;

обратной связи в формате результатов голосования и общественного обсуждения;

мониторинга работы органов и организаций в субъекте Российской Федерации для отчета руководству субъекта Российской Федерации;

выявления конфликтных ситуаций и ошибок при коммуникации органов и организаций в субъекте Российской Федерации с гражданами и юридическими лицами, организация каналов коммуникации с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации;

в) формирование рекомендаций по онлайн-взаимодействию органов и организаций в субъекте Российской Федерации с гражданами и юридическими лицами, предложений по разработке соответствующих сервисов, выработка рекомендаций для определения приоритетов работы органов и организаций в субъекте Российской Федерации;

г) выявление, анализ лучших практик цифровой трансформации государственного и муниципального управления в целях оптимизации процессов государственного и муниципального управления, повышения эффективности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и (или) повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения функций;

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) выработка рекомендаций для оперативного решения обнаруженных проблем во взаимодействии органов и организаций в субъекте Российской Федерации с гражданами и юридическими лицами;

е) проведение совместно с центром компетенций аналитических исследований по удовлетворенности граждан и юридических лиц действиями государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации организаций, государственных организаций, организаций с государственным участием в границах субъекта Российской Федерации;

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) разработка информационных материалов для информирования, в том числе с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, целевых групп граждан и юридических лиц с учетом их географического размещения и других характеристик, адаптация указанных материалов с учетом особенностей целевой аудитории и каналов информирования, информирование граждан и юридических лиц по тематикам работы центра управления региона;

з) проведение совместно с центром компетенций мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации сотрудников государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации организаций по направлениям деятельности центра управления региона;

(пп. "з" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) координация формирования и сопровождения официальных страниц (групп) органов и организаций в средствах электронной массовой коммуникации на территории субъекта Российской Федерации, методическое обеспечение ведения официальных страниц органов и организаций, созданных для размещения информации об их деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

(пп. "и" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) содействие формированию дополнительных условий для обеспечения открытости деятельности органов и организаций;

л) участие совместно с центром компетенций в реализации комплекса технических и организационных мероприятий по выявлению, маркировке недостоверной информации, предупреждению пользователей и целевых групп граждан о попытке распространения недостоверной информации в социальных сетях, мессенджерах и других сервисах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и по распространению достоверной информации;

(пп. "л" введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251; в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

м) подготовка информационных и аналитических материалов в целях территориального и стратегического планирования развития субъекта Российской Федерации.

(пп. "м" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

4(1). Задачами муниципального центра управления являются:

а) мониторинг обработки обращений и сообщений, включающий в себя:

анализ обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступивших в адрес органов и организаций в муниципальном образовании;

структурирование и формализацию сути обращений и сообщений граждан и юридических лиц;

мониторинг сроков и качества обработки обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступающих по указанным каналам связи;

сбор информации об удовлетворенности граждан и юридических лиц результатами обработки их обращений и сообщений;

сводный анализ результатов обработки обращений и сообщений граждан и юридических лиц;

б) формирование комплексной картины проблем на основании анализа:

обращений и сообщений граждан и юридических лиц, поступающих в адрес органов местного самоуправления и подведомственных органам местного самоуправления организаций;

обратной связи в формате результатов голосования и общественного обсуждения;

работы органов местного самоуправления и подведомственных органам местного самоуправления организаций для отчета руководству органа местного самоуправления;

конфликтных ситуаций и ошибок при коммуникации органов местного самоуправления и подведомственных органам местного самоуправления организаций с гражданами и юридическими лицами, организации каналов коммуникации с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации;

в) формирование рекомендаций по онлайн-взаимодействию органа местного самоуправления и организаций в муниципальном образовании с гражданами и юридическими лицами, предложений по разработке соответствующих сервисов, выработка рекомендаций для определения приоритетов работы органа местного самоуправления и организаций в муниципальном образовании;

г) выявление и анализ лучших практик, процессов муниципального управления, выработка рекомендаций по оптимизации процессов предоставления муниципальных услуг, исполнения функций, координация внедрения в муниципальном образовании оптимизированных регламентов и технологических сервисов и централизованных платформ для оказания услуг и исполнения функций;

д) выработка рекомендаций для оперативного решения обнаруженных проблем во взаимодействии органа местного самоуправления и организаций в муниципальном образовании с гражданами и юридическими лицами;

е) проведение аналитических исследований по удовлетворенности граждан и юридических лиц действиями органа местного самоуправления и организаций в муниципальном образовании;

ж) подготовка информационных и аналитических материалов в целях территориального и стратегического планирования развития муниципального образования.

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

4(2). Задачами центра модерации являются:

а) мониторинг информационных поводов с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР", включающий:

анализ информационных поводов;

структурирование и формализацию тем и сути сообщений;

мониторинг сроков и качества отработки информационных поводов;

автоматизированный сбор отчетности по отработанным информационным поводам;

б) выработка рекомендаций для государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций в рамках реализации мероприятий по внедрению и развитию цифровой системы "ИНФОЦУР", включая отработку информационных поводов, в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области;

в) отработка информационных поводов, поступивших с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР", посредством выработки организацией рекомендаций государственным органам, органам местного самоуправления и подведомственным им организациям для реализации информационных мероприятий в связи с информационным поводом;

г) проведение информационных мероприятий в целях отработки информационных поводов, поступивших с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР", в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством социальных сетей, мессенджеров и средств массовой информации с учетом географического размещения и других характеристик целевой аудитории (граждан и юридических лиц);

д) разработка информационных материалов для информирования, в том числе посредством социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, целевой аудитории (граждан и юридических лиц) с учетом их географического размещения и других характеристик, адаптация указанных материалов с учетом особенностей целевой аудитории (граждан и юридических лиц) и каналов информирования, информирование целевой аудитории (граждан и юридических лиц) в рамках отработки информационных поводов, поступивших с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР";

е) участие совместно с центром компетенций в реализации комплекса технических и организационных мероприятий по мониторингу, анализу и отработке информационных поводов с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР".

(п. 4(2) введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

5. Создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов обеспечиваются при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, центра компетенций и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

Создание и обеспечение функционирования в муниципальных образованиях созданных по решению органа местного самоуправления муниципальных центров управления обеспечиваются при участии центра компетенций, центра управления региона в субъекте Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления в пределах средств местного бюджета.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251; в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях создания и обеспечения функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

а) координирует деятельность по созданию и функционированию центра управления региона;

б) выступает главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" на создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1844 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" на создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов и Правил создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов".

7. В целях выполнения возложенных задач Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе:

а) запрашивать необходимые материалы, относящиеся к созданию и функционированию центров управления регионов и муниципальных центров управления, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, центра компетенций и обособленных подразделений центра компетенций в субъектах Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) выполнять проверки реализации мероприятий по созданию и функционированию центров управления регионов в обособленных подразделениях центра компетенций.

8. В целях создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов центр компетенций:

а) создает в субъектах Российской Федерации обособленные подразделения, руководители которых исполняют функции руководителя центра управления региона;

б) обеспечивает разработку и внедрение единой методологии работы центров управления регионов по следующим направлениям:

обратная связь, в том числе с использованием технологии искусственного интеллекта;

обучение по вопросам, относящимся к компетенции центров управления регионов;

разработка информационных материалов для информирования, в том числе с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, целевых групп граждан и юридических лиц с учетом их географического размещения и других характеристик, адаптация указанных материалов с учетом особенностей целевой аудитории и каналов информирования, информирование граждан и юридических лиц по тематикам работы центров управления регионов;

цифровая трансформация государственного и муниципального управления;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

в) организует мониторинг исполнения функций органов и организаций и их методологическую поддержку для обеспечения достижения целей деятельности центров управления регионов;

г) обеспечивает выполнение целевых показателей в соответствии с приложением N 1 к Правилам предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" на создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1844 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций "Диалог Регионы" на создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов и Правил создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов";

д) осуществляет контроль за работой центров управления регионов субъектов Российской Федерации в части достижения ими показателей по оценке эффективности работы центров управления регионов субъектов Российской Федерации;

е) обеспечивает взаимодействие с федеральными органами государственной власти в части синхронизации работы центров управления регионов с мероприятиями по цифровизации отдельных секторов экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации;

ж) обеспечивает свод информации по вопросам, относящимся к компетенции центров управления регионов с соответствующим рейтингованием;

з) обеспечивает обучение сотрудников государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации организаций по вопросам, относящимся к компетенции центров управления регионов, в том числе посредством реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации;

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

и) обеспечивает и осуществляет реализацию комплекса технических и организационных мероприятий по выявлению, маркировке недостоверной информации, предупреждению пользователей и целевых групп граждан о попытке распространения недостоверной информации в социальных сетях, мессенджерах и других сервисах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и распространению достоверной информации;

(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

к) в целях информирования граждан по вопросам в рамках направления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 12 настоящих Правил, проводит аналитические исследования удовлетворенности граждан Российской Федерации деятельностью органов и организаций по соответствующим направлениям;

(пп. "к" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

л) организует и осуществляет информирование граждан и юридических лиц, в том числе адресное, по вопросам в рамках направления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 12 настоящих Правил, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации;

(пп. "л" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

м) обеспечивает интерактивное взаимодействие государственных органов с гражданами и юридическими лицами для решения актуальных задач посредством информирования в социальных сетях;

(пп. "м" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

н) проводит образовательные семинары для профильных специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

(пп. "н" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

о) обеспечивает взаимодействие с федеральными органами государственной власти в части внедрения и развития единой системы противодействия распространению недостоверной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информирования пользователей и целевых групп граждан с учетом их географического размещения и других характеристик о достоверной информации, в том числе с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, а также средств массовой информации.

(пп. "о" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

п) создает в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области обособленные подразделения, выполняющие функции центров модерации;

(пп. "п" введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

р) обеспечивает разработку и внедрение единой методологии работы центров модерации по направлениям работы цифровой системы "ИНФОЦУР";

(пп. "р" введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

с) обеспечивает взаимодействие с органами и организациями для обеспечения достижения целей деятельности центров модерации с использованием цифровой системы "ИНФОЦУР";

(пп. "с" введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

т) обеспечивает и осуществляет реализацию комплекса технических и организационных мероприятий по внедрению и развитию цифровой системы "ИНФОЦУР";

(пп. "т" введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

у) осуществляет контроль за работой центров модерации в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области в части достижения ими показателей по оценке эффективности работы центров модерации в этих субъектах Российской Федерации.

(пп. "у" введен Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 N 2091)

9. В целях выполнения возложенных задач центр компетенций вправе:

а) запрашивать необходимые материалы, относящиеся к созданию и функционированию центров управления регионов и муниципальных центров управления, у органов и организаций;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.2022 N 251, от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) разрабатывать по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формы отчетов, в том числе автоматизированных, по оценке эффективности работы центров управления регионов и муниципальных центров управления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) устанавливать по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации основные и дополнительные показатели по оценке эффективности работы центров управления регионов;

г) в целях выполнения функций по организации и осуществлению информирования граждан и юридических лиц по вопросам в рамках направления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 12 настоящих Правил, осуществлять обработку персональных данных граждан с учетом требований Федерального закона "О персональных данных";

(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

д) создавать общественные, экспертные, отраслевые и иные советы, участвовать в федеральных, региональных и муниципальных совещательных органах;

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

е) осуществлять взаимодействие с иными организациями для достижения целей создания центров управления регионов;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

ж) вырабатывать рекомендации по развитию платформы обратной связи в части системы обработки сообщений, публикуемых гражданами и юридическими лицами в общедоступном виде в социальных сетях, мессенджерах и иных средствах электронной массовой коммуникации.

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

9(1). В целях создания и функционирования в муниципальных образованиях муниципальных центров управления центр компетенций обеспечивает разработку и внедрение единой методологии работы муниципальных центров управления по следующим направлениям:

а) обратная связь, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта;

б) обучение по вопросам, относящимся к компетенции муниципальных центров управления.

(п. 9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

9(2). В целях создания и функционирования в муниципальных образованиях муниципальных центров управления центр управления региона:

а) организует мониторинг исполнения функций органов местного самоуправления и подведомственных органам местного самоуправления организаций и их методологическую поддержку для обеспечения достижения целей деятельности центров управления регионов;

б) обеспечивает синхронизацию работы муниципальных центров управления с мероприятиями по цифровизации отдельных секторов экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации;

в) обеспечивает свод информации по вопросам, относящимся к компетенции муниципальных центров управления с соответствующим рейтингованием.

(п. 9(2) введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

9(3). В целях создания и функционирования в муниципальных образованиях муниципальные центры управления вправе:

а) обеспечивать внедрение единой методологии работы муниципальных центров управления по следующим направлениям: обратная связь, обучение по вопросам, относящимся к компетенции муниципальных центров управления;

б) обеспечивать свод информации по вопросам, относящимся к компетенции муниципальных центров управления.

(п. 9(3) введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

9(4). В целях выполнения возложенных задач органы местного самоуправления и муниципальные центры управления вправе запрашивать необходимые материалы, относящиеся к созданию и функционированию муниципальных центров управления, у центра управления региона соответствующего субъекта Российской Федерации и центра компетенций.

(п. 9(4) введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251; в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В целях создания и функционирования в субъекте Российской Федерации центра управления региона субъект Российской Федерации:

а) принимает нормативный правовой акт о создании и функционировании в субъекте Российской Федерации центра управления региона;

б) проводит рейтингование органов и организаций субъекта Российской Федерации по количеству, срокам рассмотрения и полноте реагирования по существу на обращения, сообщения граждан и юридических лиц, поступающих в адрес органов и организаций в субъекте Российской Федерации;

в) формирует отраслевые блоки по следующим социально значимым тематикам:

здравоохранение;

образование;

социальная защита;

жилищно-коммунальное хозяйство;

твердые коммунальные отходы;

дороги;

транспорт;

энергетика;

г) назначает следующих ответственных лиц за создание и функционирование в субъекте Российской Федерации центра управления региона:

куратор центра управления региона - должностное лицо субъекта Российской Федерации в должности не ниже заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), несущее персональную ответственность за создание и функционирование центра управления региона;

ответственный исполнитель по созданию и функционированию центра управления региона - должностное лицо субъекта Российской Федерации в должности не ниже заместителя руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации, несущее персональную ответственность за исполнение мероприятий плана ("дорожной карты") по созданию и функционированию центра управления региона. Указанный ответственный исполнитель должен обладать необходимыми полномочиями по реализации мероприятий регионального проекта в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и координации в сфере государственного и муниципального управления субъекта Российской Федерации;

ответственный за отраслевой блок центра управления региона - должностное лицо субъекта Российской Федерации в должности не ниже заместителя руководителя профильного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, персонально отвечающее за работу отраслевого блока;

руководитель отраслевого блока центра управления региона - сотрудник профильного исполнительного органа субъекта Российской Федерации или организации, подведомственной государственному органу субъекта Российской Федерации, обеспечивающих ежедневную операционную деятельность отраслевого блока центра управления региона:

по анализу обращений, сообщений граждан и юридических лиц в адрес отраслевых органов и организаций в субъекте Российской Федерации по всем видам обратной связи;

по подготовке информационных и аналитических материалов в целях территориального и стратегического планирования развития субъекта Российской Федерации в соответствующей отрасли.

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

10(1). В целях создания и функционирования в муниципальном образовании муниципального центра управления орган местного самоуправления:

а) принимает нормативный правовой акт о создании и функционировании в муниципальном образовании муниципального центра управления;

б) участвует в рейтинговании подразделений органов местного самоуправления и подведомственных органам местного самоуправления организаций в муниципальном образовании по количеству, срокам рассмотрения и полноте реагирования по существу на обращения, сообщения граждан и юридических лиц, поступающих в адрес органов и организаций в муниципальном образовании, а также по вопросам, связанным с цифровой трансформацией в муниципальном образовании;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) определяет следующих ответственных лиц (ответственное лицо) за создание и функционирование в муниципальном образовании муниципального центра управления:

куратор муниципального центра управления - должностное лицо органа местного самоуправления в должности не ниже заместителя главы органа местного самоуправления;

руководитель муниципального центра управления - должностное лицо органа местного самоуправления или подведомственного ему учреждения, на которое нормативным правовым актом органа местного самоуправления возложены функции руководителя муниципального центра управления;

администратор муниципального центра управления - должностное лицо органа местного самоуправления или подведомственного ему учреждения, на которое нормативным правовым актом органа местного самоуправления возложены функции руководителя муниципального центра управления.

(п. 10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

11. В целях выполнения возложенных задач субъект Российской Федерации вправе:

а) запрашивать необходимые материалы, относящиеся к созданию и функционированию центра управления региона, у Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, центра компетенций и обособленного подразделения центра компетенций в субъекте Российской Федерации;

б) устанавливать дополнительные показатели (по согласованию с центром компетенций) по оценке эффективности работы центра управления региона и муниципальных центров управления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) формировать дополнительные отраслевые и тематические блоки и расширять тематики работы центра управления региона и муниципальных центров управления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) проводить мероприятия по интеграции работы центра управления региона в рамках существующей организационной структуры органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

д) предоставлять помещения и нести эксплуатационные расходы по содержанию помещения для функционирования центра управления региона;

е) участвовать совместно с органами местного самоуправления в создании муниципальных центров управления.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

12. Работа центра управления региона предусматривает следующие направления деятельности, обеспечивающие достижение целевых значений показателей работы центра управления региона:

а) направление "Обратная связь":

трансформация процессов обработки обращений, сообщений граждан и юридических лиц в адрес отраслевых органов и организаций в субъекте Российской Федерации;

разработка методических рекомендаций по совершенствованию порядка подготовки ответов на обращения, сообщения граждан и юридических лиц в адрес отраслевых органов и организаций в субъекте Российской Федерации;

установление и анализ причин существующих и потенциальных проблем с целью принятия решений по корректирующим и предупреждающим мероприятиям;

б) направление "Обучение, развитие, оценка":

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

(см. текст в предыдущей редакции)

обучение и повышение квалификации сотрудников органов и организаций субъекта Российской Федерации, сотрудников центра компетенций, включая сотрудников обособленных подразделений центра компетенций в субъекте Российской Федерации;

в) направление "Информирование":

информирование о работе федеральных и региональных органов власти, социально-экономических, общественно-политических процессах в Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

обеспечение адресного информирования граждан и юридических лиц с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации, имеющих возможность использования платформы обратной связи, по тематикам деятельности центров управления регионов;

обеспечение интерактивного взаимодействия органов и организаций с гражданами и юридическими лицами для решения актуальных задач посредством информирования в социальных сетях;

обеспечение информирования о реализации решений по вопросам развития региона, принятых с вовлечением граждан через платформу обратной связи, с использованием социальных сетей, мессенджеров и иных средств электронной коммуникации;

обеспечение содействия формированию дополнительных условий для открытости органов и организаций, в том числе с применением технических решений на базе Единого портала;

обеспечение информирования пользователей и целевых групп граждан о попытке распространения недостоверной информации в социальных сетях, мессенджерах, других сервисах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации и информирования о достоверной информации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

г) направление "Цифровая трансформация":

подготовка информационных и аналитических материалов в целях территориального и стратегического планирования развития субъекта Российской Федерации;

использование в центрах управления регионов, в том числе в отраслевых блоках и муниципальных центрах управления, информационных систем, специального программного обеспечения для оптимизации процессов государственного и муниципального управления, повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов и организаций и (или) повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения функций, включая обработку обращений, сообщений граждан и юридических лиц в адрес органов и организаций в субъекте Российской Федерации.

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Реализация мероприятий в рамках направления "Информирование" осуществляется с учетом географического размещения и других характеристик целевой аудитории.

14. При реализации мероприятий в рамках направления "Цифровая трансформация" синхронизируются работы отраслевых блоков центра управления региона с мероприятиями национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", входящими в ее состав федеральными проектами, региональными проектами, обеспечивающими достижение целей, показателей и результатов указанных федеральных проектов, и мероприятиями по цифровизации отдельных секторов экономики и социальной сферы в субъекте Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2022 N 2306)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Перечень региональных проблем для работы центра управления региона и муниципальных центров управления формируется на основании данных тепловой карты.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2022 N 251)

(см. текст в предыдущей редакции)