<Письмо> Минприроды России от 23.11.2023 N 19-44/45037 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 ноября 2023 г. N 19-44/45037

О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи со вступлением в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 N 2909-р (далее - Распоряжение N 2909-р) и сообщает.

В соответствии со статьей 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - платежная база) определяется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных данной статьей, и суммирования полученных величин.

Исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881 (далее - Правила).

В Правилах сделана ссылка на действующий на момент их издания и в настоящее время перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - Распоряжение N 1316-р).

Распоряжение N 1316-р признается утратившим силу Распоряжением N 2909-р.

Также обращаем внимание, что в иерархии нормативных правовых актов федеральные законы имеют приоритет, в том числе над актами Правительства Российской Федерации, в связи с чем утрата силы Распоряжения N 1316-р исходя из вышеуказанных норм Закона не дает оснований для неприменения в соответствии с Правилами нового перечня.

Распоряжением N 2909-р утвержден новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, во исполнение которого в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий ставки платы по загрязняющим веществам, включенным в данный Перечень (в том числе для тех, которые будут применяться с 01.01.2024, то есть с отчетного периода по плате 2024 года).

Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента

финансов и цифровизации

Д.С.НИКИФОРОВ