Анализ фактического результата или переоценка предыдущих оценочных значений
Анализ фактического результата или переоценка предыдущих оценочных значений (см. пункт 14)
A55. Анализ фактического результата или переоценка предыдущих оценочных значений (ретроспективный анализ) помогает выявить и оценить риски существенного искажения, когда фактическим результатом предыдущих оценочных значений является передача или реализация актива или обязательства в текущем периоде или когда предыдущие оценочные значения переоцениваются для целей текущего периода. Путем проведения ретроспективного анализа аудитор может получить:
- информацию об эффективности процесса расчета руководством оценок в предыдущем периоде, из которой аудитор может получить аудиторские доказательства эффективности процесса, применяемого руководством на текущий момент;
- аудиторские доказательства в отношении сведений, таких как причины изменений, раскрытие которых в финансовой отчетности может быть необходимым;
- информацию в отношении сложности или неопределенности оценки, присущих оценочным значениям;
- информацию в отношении подверженности оценочных значений возможной предвзятости руководства, которая может указывать на присутствие такой предвзятости. Профессиональный скептицизм поможет аудитору выявить такие обстоятельства или условия и определить характер, сроки и объем дальнейших аудиторских процедур.
A56. Ретроспективный анализ может являться источником аудиторских доказательств, которые подтверждают выявление и оценку рисков существенного искажения в текущем периоде. Такой ретроспективный анализ может проводиться в отношении оценочных значений, рассчитанных для финансовой отчетности за предыдущие периоды, или может выполняться в отношении нескольких периодов или более короткого периода (например, полугодия или квартала). В некоторых случаях ретроспективный анализ за несколько периодов может быть уместным, если получение фактического результата оценочного значения требует более длительного периода.
A57. Проведения ретроспективного анализа суждений и допущений руководства, относящихся к существенным оценочным значениям, требует также и МСА 240 <37>. На практике анализ аудитором оценочных значений предыдущего периода, проводимый в качестве процедуры оценки рисков в соответствии с настоящим стандартом, может проводиться одновременно с проверкой, предусмотренной МСА 240.
--------------------------------
<37> МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности", пункт 32(b)(ii).
A58. На основе предыдущей оценки аудитором рисков существенного искажения, например, если неотъемлемый риск оценивается как более высокий для одного или нескольких рисков существенного искажения, аудитор может счесть необходимым провести более детальный ретроспективный анализ. В рамках детального ретроспективного анализа аудитор может обратить особое внимание, когда это практически возможно, на влияние исходных данных и значительных допущений, использованных в расчете предыдущих оценочных значений. С другой стороны, в отношении, например, оценочных значений, формируемых в ходе учета рутинных и повторяющихся операций, аудитор может прийти к выводу, что для целей анализа в качестве процедур оценки рисков будет достаточно выполнить аналитические процедуры.
A59. Цель расчета оценочных значений справедливой стоимости и других оценочных значений, исходя из условий на дату расчета, связана с представлениями в отношении стоимости на момент времени, которые могут быстро и значительно изменяться по мере изменения среды, в которой организация осуществляет свою деятельность. Поэтому при проведении анализа аудитору следует сосредоточить усилия на получении информации, которая будет полезна для выявления и оценки рисков существенного искажения. Например, в некоторых случаях понимание изменений в допущениях того или иного участника рынка, которые влияют на фактический результат оценочных значений справедливой стоимости предыдущих периодов, по всей вероятности, не сможет обеспечить уместные аудиторские доказательства. В этом случае аудиторские доказательства могут быть получены путем изучения фактических результатов допущений (таких как прогнозы денежных потоков) и понимания эффективности ранее использованного руководством процесса расчета, который обеспечивает выявление и оценку риска существенных искажений в текущем периоде.
A60. Разница между фактическим результатом оценочного значения и величиной, которая была признана в финансовой отчетности предыдущего периода, не обязательно свидетельствует о наличии искажения в финансовой отчетности предыдущего периода. Но она может свидетельствовать об искажении, если, например, разница связана с информацией, которая имелась в распоряжении руководства на момент завершения работ по подготовке финансовой отчетности предыдущего периода, или если разумно предположить, что она могла быть получена и принята во внимание в контексте применимой концепции подготовки финансовой отчетности <38>. Такая разница может поставить под сомнение процесс учета информации руководством при расчете оценочного значения. В результате аудитор может пересмотреть любое запланированное тестирование связанных средств контроля и соответствующей оценки риска средств контроля и решить, что по данному вопросу необходимо получить более убедительные аудиторские доказательства. Многие концепции подготовки финансовой отчетности содержат указания, как отличить изменения в оценочных значениях, представляющие собой искажения, от изменений, которые такими не являются, а также рекомендации по порядку их отражения в учете.
(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
(см. текст в предыдущей редакции)
--------------------------------
<38> МСА 560 "События после отчетной даты", пункт 14.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей