Определения

16. Для целей настоящего стандарта следующие термины имеют приведенные ниже значения:

(a) Недостаток системы управления качеством в аудиторской организации (далее в настоящем МСК - "недостаток") имеет место в следующих случаях (см. пункты A10, A159 - A160):

(i) не поставлена цель в области обеспечения качества, которая требуется для достижения цели системы управления качеством;

(ii) не выявлен или не оценен надлежащим образом риск, связанный с качеством, или сочетание данных рисков (см. пункт A11);

(iii) ответное мероприятие или их комплекс не приводят к снижению до приемлемого уровня вероятности реализации соответствующего риска, связанного с качеством, в связи с тем, что ответные мероприятия должным образом не разработаны, не внедрены или не функционируют эффективно, или

(iv) отсутствует какой-либо другой аспект системы управления качеством либо он должным образом не разработан, не внедрен или не функционирует эффективно, в связи с чем какое-либо требование настоящего МСК не было учтено (см. пункт A12).

(b) Документация по заданию - записи о выполненной работе, полученных результатах и сделанных практикующим специалистом выводах (иногда используются иные термины, такие как "рабочие документы" или "рабочие материалы").

(c) Руководитель задания <3> - партнер или иной сотрудник аудиторской организации, который отвечает за задание и его выполнение, а также за выпускаемое от имени аудиторской организации заключение и которому предоставлены, если необходимо, надлежащие полномочия профессиональной организацией, юридическим лицом или органом регулирования.

--------------------------------

<3> Под терминами "руководитель задания", "партнер" и "аудиторская организация" в соответствующих случаях следует понимать эквиваленты этих терминов, применяемые в государственном секторе.

(d) Проверка качества выполнения задания - объективная оценка значимых суждений, сформированных рабочей группой, и выводов, сделанных на их основании, которая проводится лицом, осуществляющим проверку качества выполнения задания, и завершается не позднее даты заключения по результатам задания.

(e) Лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания, - партнер, иной сотрудник аудиторской организации или стороннее лицо, назначаемое аудиторской организацией для проведения проверки качества выполнения задания.

(f) Рабочая группа - все партнеры и сотрудники, выполняющие задание, а также любые лица, которые выполняют процедуры в рамках данного задания, за исключением внешних экспертов <4> и внутренних аудиторов, которые непосредственно содействуют выполнению задания (см. пункт A13).

--------------------------------

<4> МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора", пункт 6(a), содержит определение термина "эксперт аудитора".

(g) Внешние проверки - это инспектирование или расследования, которые проводит внешний уполномоченный орган в отношении системы управления качеством в аудиторской организации или выполняемых ею заданий (см. пункт A14).

(h) Замечания (в отношении системы управления качеством) - информация о разработке, внедрении и функционировании системы управления качеством, которая была собрана в рамках мероприятий по мониторингу, внешних проверок, получена из других источников и которая указывает на возможное наличие одного или нескольких недостатков (см. пункты A15 - A17).

(i) Аудиторская организация - индивидуально практикующий специалист, партнерство или корпорация, или другая организация профессиональных бухгалтеров, или их эквивалент в государственном секторе (см. пункт A18).

(j) Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, - организация, акции, долевые или долговые инструменты которой котируются или включены в котировальные списки на какой-либо признанной фондовой бирже либо предлагаются к продаже в соответствии с регламентами признанной биржи или иной аналогичной организации.

(k) Организация, входящая в сеть, - аудиторская организация, которая принадлежит сети.

(l) Сеть - крупная структура, которая (см. пункт A19):

(i) нацелена на сотрудничество;

(ii) в явной форме нацелена на извлечение прибыли или разделение затрат либо предусматривает общих владельцев, общий контроль или общих членов руководства, общую внутреннюю политику и процедуры контроля качества, общую бизнес-стратегию, использование общего фирменного наименования или значительной части профессиональных ресурсов.

(m) Партнер - любое физическое лицо, имеющее полномочия возложить на аудиторскую организацию обязательства по оказанию профессиональных услуг.

(n) Персонал - партнеры и сотрудники аудиторской организации (см. пункты A20 - A21).

(o) Профессиональное суждение - использование результатов соответствующего обучения, знаний и опыта в контексте, определяемом профессиональными стандартами, при принятии обоснованных решений, которые касаются плана действий и являются надлежащими при разработке, внедрении и обеспечении функционирования системы управления качеством в аудиторской организации.

(p) Профессиональные стандарты - выпущенные Советом по Международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, стандарты заданий, как определено Советом по Международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность в Предисловии к международным стандартам управления качеством, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг, а также соответствующие этические требования.

(q) Цели в области обеспечения качества - желаемые результаты в отношении компонентов системы управления качеством, которые должны быть достигнуты аудиторской организацией.

(r) Риск, связанный с качеством, - риск, по которому имеется обоснованная вероятность того, что:

(i) он возникнет;

(ii) отдельно или в сочетании с другими рисками он негативно повлияет на выполнение одной или более целей в области обеспечения качества.

(s) Разумная уверенность - в контексте настоящего Международного стандарта управления качеством: высокая степень уверенности, но не абсолютная уверенность.

(t) Соответствующие этические требования - принципы профессиональной этики и этические требования, которые применимы к профессиональным бухгалтерам при выполнении ими заданий по аудиту или обзорной проверке финансовой отчетности, или прочих заданий, обеспечивающих уверенность, или заданий по оказанию сопутствующих услуг. Соответствующие этические требования, как правило, включают положения Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, выпущенного Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров, касающиеся аудита или обзорных проверок финансовой отчетности, или выполнения прочих заданий, обеспечивающих уверенность, или заданий по оказанию сопутствующих услуг, а также более строгие требования национального законодательства (см. пункты A22 - A24, A62).

(u) Ответные мероприятия (применительно к системе управления качеством) - политика или процедуры, разработанные и внедренные аудиторской организацией в ответ на риск (риски), связанный (связанные) с качеством (см. пункты A25 - A27, A50):

(i) политика - это положения, касающиеся того, что следует или не следует делать для снижения риска (рисков), связанного (связанных) с качеством. Такие положения могут быть оформлены документально, четко сформулированы в рамках информационного взаимодействия или подразумеваться в действиях и решениях;

(ii) процедуры - это действия по реализации политики.

(v) Поставщик услуг (в контексте настоящего МСК) - стороннее по отношению к аудиторской организации физическое или юридическое лицо, которое предоставляет ресурс, используемый в системе управления качеством или при выполнении задания. К поставщикам услуг не относятся сеть, в которую входит аудиторская организация, другие аудиторские организации сети или другие структуры или организации внутри сети (см. пункты A28, A105).

(w) Сотрудники - не входящие в состав партнеров нанятые аудиторской организацией профессионалы, включая экспертов.

(x) Система управления качеством - система, разработанная аудиторской организацией, внедренная и функционирующая в ней для обеспечения аудиторской организации разумной уверенности в том, что:

(i) аудиторская организация и ее персонал выполняют свои обязанности в соответствии с профессиональными стандартами, а также применимыми требованиями законов и нормативных актов и выполняют задания в соответствии с такими стандартами и требованиями;

(ii) заключения или отчеты по результатам задания, выпущенные аудиторской организацией или руководителями задания, носят надлежащий характер с учетом конкретных обстоятельств.