II. Порядок отнесения ЗС ГО к федеральной, региональной

и муниципальной собственности

В соответствии с требованиями ст. 7 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяют перечни организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ст. 8 28-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию ЗС ГО.

Таким образом, в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Постановление N 1309):

федеральные органы исполнительной власти:

по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения,

организуют создание объектов гражданской обороны,

принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение,

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию,

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и органы местного самоуправления

на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны,

в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию,

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию,

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

При определении потребности в ЗС ГО целесообразно использовать Методические рекомендации МЧС России по определению готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения от 9 октября 2020 г. N 2-4-71-21-11.

Обеспеченность ЗС ГО определяется на основании анализа соответствия общей вместимости ЗС ГО, имеющихся в наличии, их требуемой вместимости, определяемой с учетом пп. 3 и 4 Постановления N 1309.

Для принятия обоснованного решения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об отнесении ЗС ГО к региональной или муниципальной собственности должна быть выполнена достоверная оценка потребности в ЗС ГО на соответствующих территориях с учетом требований указанных выше нормативных правовых актов.

При этом следует исходить из того, что установленные категории населения, нуждающиеся в использовании ЗС ГО и расположенные в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, должны укрываться в ЗС ГО, отнесенных к собственности этих административно-территориальных образований.

В рамках проводимой работы по разграничению права собственности на ЗС ГО в Российской Федерации Росимуществом (его территориальными органами) во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации уточнен перечень ЗС ГО, находящихся в государственной казне Российской Федерации в силу закона и подлежащих оформлению в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, с учетом дополнительной потребности организаций федеральной формы собственности.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Росреестром разрабатывается формуляр декларации об объекте, которая будет являться основанием для постановки ЗС ГО на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации в упрощенном порядке.

Учитывая изложенное, в целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны ими формируются перечни ЗС ГО, согласованные с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и с территориальными органами Росимущества, которые подлежат регистрации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Одновременно сообщаем, что при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты населения, а также при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу ЗС ГО могут быть сняты с учета в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными и введенными в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).