3.2.4.1. Проверка и анализ бюджетной и иной отчетности (далее - отчетность) осуществляются для получения необходимой информации, позволяющей выразить определенное мнение на предмет ее достоверности.
Достоверность и, следовательно, ценность отчетности для пользователей информации характеризуется наличием следующих признаков:
соответствие целям формирования отчетности;
полнота отражения в отчетности всех активов, обязательств, доходов, расходов, источников финансирования деятельности и фактов хозяйственной жизни объекта финансового аудита (контроля) за отчетный период;
надежность содержащейся информации, отражающей экономическую суть событий (фактов);
нейтральность и объективность (непредвзятость);
понятность (ясность и всеобъемлющий характер, не представляющие возможности для различного толкования).
3.2.4.2. Анализ отчетности осуществляется также для выявления наличия и (или) отсутствия необходимых элементов отчетности, каких-либо противоречий между ее различными элементами, выявления любых неправомерных решений.
При анализе отчетности необходимо убедиться в том, что:
состав и формы отчетности соответствуют требованиям порядка ее составления, установленного законодательством Российской Федерации;
отчетность подтверждена данными бюджетного учета и материалами инвентаризации;
все элементы отчетности раскрыты в необходимом объеме и представлены надлежащим образом.
3.2.4.3. При анализе отчетности осуществляется контроль за правильностью переноса данных из регистров бюджетного учета в формы отчетности при их составлении с соблюдением порядка формирования отчетности, установленного законодательством Российской Федерации.
3.2.4.4. В процессе выполнения контрольных процедур на объекте финансового аудита (контроля), а также при оценке их результатов инспектор должен учитывать риск искажений в отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных недобросовестных действий сотрудников объекта финансового аудита (контроля).
Инспектор должен учитывать, что риск необнаружения существенного искажения в результате преднамеренных недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения искажения в результате ошибки.
Ошибкой считается непреднамеренное искажение отчетности, включая неотражение какого-либо числового показателя и (или) нераскрытие какой-либо информации, в том числе:
неправильные действия при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась отчетность;
неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;
несоблюдение принципов бюджетного учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию информации.
Искажения, являющиеся следствием преднамеренных недобросовестных действий, могут возникать в процессе составления, представления отчетности и (или) в результате недостоверного отражения в бюджетном учете активов и обязательств.
Преднамеренные недобросовестные действия могут быть направлены на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении отчетности считаются:
изменение записей в регистрах бюджетного учета и документов, на основании которых составляется отчетность;
неверное отражение информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни в регистрах бюджетного учета и (или) их преднамеренное исключение из отчетности;
нарушение принципов бухгалтерского учета.
Кроме того, при проведении проверки отчетности необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных недобросовестных действий помимо недостатков самих систем бюджетного учета и внутреннего финансового контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего финансового контроля могут указывать следующие обстоятельства:
попытки руководства объекта финансового аудита (контроля) создавать препятствия при проведении контрольного мероприятия;
задержки в предоставлении запрошенной информации;
необычные (нетиповые) финансовые и хозяйственные операции;
наличие документов, исправленных или составленных вручную при возможности их подготовки с использованием средств вычислительной техники;
наличие фактов хозяйственной жизни, которые не были отражены в бюджетном учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта финансового аудита (контроля) и другие.
3.2.4.5. Недостоверное отражение информации об активах, обязательствах, доходах, расходах, источниках финансирования деятельности и фактах хозяйственной жизни может быть осуществлено различными способами, в том числе в целях сокрытия противоправных действий в сфере обращения с государственными средствами, инициирования оплаты объектом аудита (контроля) несуществующих товаров или услуг, совершения мнимых и притворных сделок и т.д. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами.
Инспектор при установлении фактов таких действий должен осуществлять контрольные процедуры таким образом, чтобы обеспечить уверенность в отсутствии существенных искажений отчетности, возникших вследствие преднамеренных недобросовестных действий.
3.2.4.6. При обнаружении искажений и выявлении признаков наличия преднамеренных действий, приводящих к искажению, инспектору необходимо провести дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.
При этом инспектор должен исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.
3.2.4.7. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, которые привели к искажению отчетности, а также содержащих признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, инспектор действует в соответствии с пунктом 6.1.3 стандарта СГА 101.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей