КонсультантПлюс: примечание.
Перечень федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и атомной энергии см. в Справочной информации.
Оперативно-диспетчерское управление в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляется единолично системным оператором (01.01.2024)
Начиная с 1 января 2024 года субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для выполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы.
Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем определяется правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утверждаемыми Правительством РФ.
Документы перспективного развития электроэнергетики будут разрабатываться системным оператором в том числе с использованием перспективных расчетных моделей технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
Определен порядок заключения соглашений о технологическом взаимодействии системного оператора и субъекта электроэнергетики.
Критерии экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем устанавливаются основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
(Федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ и от 11.06.2022 N 174-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 30.01.2021 N 86, от 26.10.2022 N 1901, от 09.12.2022 N 2274, от 30.12.2022 N 2556, от 30.12.2022 N 2557, от 18.03.2023 N 423 и от 07.06.2023 N 940; Приказы Минэнерго России от 20.12.2022 N 1339 и N 1340, от 17.02.2023 N 82 и от 19.04.2023 N 263, Приказ ФАС России от 30.03.2023 N 177/23)
Установлены особенности регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на рынке электрической энергии и мощности (01.01.2024)
Уточнен понятийный аппарат Закона об электроэнергетике. В частности, вводятся такие понятия, как "услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии", "услуги по изменению режима потребления электрической энергии", "агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии", "объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка", "объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка" и "агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии".
Системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещено оказывать услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии. Системный оператор будет организовывать и проводить отбор исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии в порядке, установленном Правительством РФ.
Расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии не учитываются при установлении цен (тарифов) на электроэнергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
За агрегаторами управления изменением режима потребления закреплен статус субъектов оптового рынка электроэнергии и мощности. Определены требования к их участию в работе рынка. Исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии являются агрегаторы, а также потребители, получившие статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Совет рынка будет признавать генерирующие объекты, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии, квалифицированными генерирующими объектами, а также вести реестр выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электроэнергии на основе использования возобновляемых источников энергии.
Организации коммерческой инфраструктуры будут регистрировать двусторонние договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии, подтверждать факты оказания услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии, осуществлять мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, имеющих статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и мониторинг выполнения показателей финансовой дисциплины.
Услуги коммерческого оператора оптового рынка по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии, оплачиваются субъектами оптового рынка - исполнителями услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии, а также организациями, имеющими намерение принять участие в отборе исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электроэнергии.
Услуги по управлению изменением режима потребления электроэнергии, услуги по изменению режима потребления электроэнергии не могут оказываться с использованием объекта регулирования потребления электроэнергии потребителя оптового рынка, если в состав такого объекта входит энергопринимающее устройство (объект электроэнергетики), с использованием которого субъект оптового рынка исполняет обязательства по изменению режима потребления электроэнергии, принятые по результатам ранее проведенного отбора мощности на конкурентной основе.
(Федеральный закон от 02.11.2023 N 516-ФЗ)
Предусмотрена возможность заключения договора купли-продажи электроэнергии, производимой на генерирующем объекте, ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем (01.01.2024)
Установлена возможность заключения двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии, произведенной на генерирующих объектах, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, и потребляемой объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, по рыночным ценам без соблюдения требований по установлению предельных уровней цен (тарифов) на электроэнергию.
Поставщик электроэнергии и покупатель вправе заключить двусторонний договор купли-продажи в том числе в отношении электроэнергии, производимой на генерирующем объекте, ввод в эксплуатацию которого предполагается в будущем.
Одним из существенных условий указанного договора является обязанность покупателя электроэнергии оплатить стоимость всего заявленного им объема электроэнергии вне зависимости от фактического объема потребления. Такое существенное условие может быть определено как право покупателя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора частично (уменьшить количество приобретаемой электроэнергии) или полностью при условии выплаты поставщику помимо стоимости потребленной электроэнергии определенной указанным договором денежной суммы, связанной с односторонним отказом покупателя от исполнения договора. Стороны договора должны определить порядок выплаты этой суммы (в виде единовременного платежа или периодических платежей, взимаемых по указанному договору).
Указанное существенное условие также может быть определено путем заключения договора с исполнением по требованию (абонентский договор), предусматривающего включение условий, связанных с обязанностью покупателя электроэнергии произвести единовременный платеж или вносить периодические платежи по такому договору вне зависимости от фактического объема потребления им электроэнергии.
(Федеральный закон от 19.10.2023 N 501-ФЗ)
Информация для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и возобновляемых источников энергии ГИС ТЭК будет представляться по обновленным формам (01.01.2024)
(Приказ Минэнерго России от 20.12.2022 N 1339)
Обновлены Правила федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности (01.01.2024)
Предусмотрена возможность внесения изменений в планы проведения проверок объектов ТЭК.
Внеплановая проверка не проводится, если:
- право владения объектом ТЭК перешло от субъекта ТЭК, которому выдано предписание об устранении нарушений, к другому лицу и новый субъект ТЭК не является правопреемником прежнего;
- субъектом ТЭК в орган государственного контроля представлены документы, подтверждающие исполнение предписания органа государственного контроля целиком или в той части, в которой сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований истекли к началу проведения внеплановой проверки.
Предусмотрена возможность выдачи повторного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случае невыполнения ранее выданного предписания.
Уточнен порядок отмены результатов плановой (внеплановой) проверки, проведенной органом государственного контроля.
Установлен порядок проведения профилактических мероприятий.
(Постановление Правительства РФ от 12.05.2023 N 740)
Начиная с 2024 года проекты инвестиционных программ, предусматривающие строительство (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение или демонтаж) объектов электроэнергетики, должны утверждаться при соблюдении определенных условий (01.01.2024)
Таким условием является непревышение объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения или демонтажа) указанных объектов, над объемом финансовых потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капстроительства объектов электроэнергетики.
(Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977)
С 2024 года гарантирующий поставщик должен ежегодно публиковать на своем сайте перечень мероприятий, включенных в программу мероприятий по повышению качества обслуживания потребителей (покупателей) и выполненных в истекшем году, или указание на их отсутствие (01.01.2024)
Также публикуется следующая информация за истекший год (при наличии технической возможности по сбору и обработке такой информации):
- количество обращений, претензий и жалоб на действия гарантирующего поставщика;
- среднее за календарный месяц время ожидания потребителей (покупателей) в очереди до начала очного или заочного обслуживания работником центра потребителей (покупателей);
- среднее за календарный месяц время обслуживания работниками центра потребителей (покупателей) очно или по каналам заочного обслуживания;
- режим работы каналов заочного обслуживания в течение года.
Информация публикуется в I квартале года, следующего за истекшим годом.
(Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442)
Уточняется формула расчета доли совокупных затрат на генерирующий объект, приходящейся на период после действия договора о предоставлении мощности (01.01.2024)
(Постановление Правительства РФ от 28.09.2023 N 1580)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей