КонсультантПлюс: примечание.

Перечень федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и атомной энергии см. в Справочной информации.

ТРАНСПОРТ. ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Изменяется регулирование отношений, связанных с организацией движения по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, перевозящих опасные грузы (01.03.2024)

Вводится понятие "проект организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" - документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, предусмотренном частью 15 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Разрешено движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах при международной перевозке товаров в контейнере в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита разными видами транспорта.

Предусмотрено создание ФГИС выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. В составе ФГИС будет вестись Федеральный реестр специальных разрешений.

Заявление и документы на выдачу специального разрешения подаются заявителем с использованием ФГИС или с использованием единого портала госуслуг. Заявление и документы могут быть поданы заявителем на бумажном носителе в орган местного самоуправления муниципального района, если предполагаемый маршрут движения транспортного средства проходит в границах муниципального района и соблюдаются некоторые иные условия.

Маршрут движения устанавливается ФГИС в автоматическом режиме в срок, не превышающий 1 календарного дня с момента регистрации заявления в ФГИС.

Для получения специального разрешения заявителем вносится плата в счет возмещения вреда, который будет причинен тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам. Плата рассчитывается ФГИС в автоматическом режиме. Плата рассчитывается одновременно с установлением маршрута движения. Плата вносится в том числе с использованием ФГИС.

Отдельные нововведения касаются разработки проекта организации дорожного движения.

Детализирован порядок выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В частности, установлено, что заявление и документы на выдачу специального разрешения подаются заявителем в форме документов на бумажном носителе (лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении) или в форме электронного документа (через единый портал госуслуг).

Закреплены основания для отказа в выдаче специального разрешения.

Вводятся Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. В частности, определен порядок выдачи специального разрешения.

(Федеральный закон от 28.04.2023 N 172-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 N 2060; Приказ Минтранса России от 03.07.2023 N 238)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Основные изменения в ПДД в 2021 - 2024 годах".

Изменен Порядок весового и габаритного контроля транспортных средств (01.03.2024)

Уточняется, что весогабаритный контроль на стационарных и автоматических пунктах весогабаритного контроля включает в себя осмотр, инструментальное обследование и документальный контроль.

В акте результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются в том числе тип, модель, заводской номер средства измерений, регистрационный номер утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, сведения о результатах поверки средства измерений (номер, дата, срок действия поверки), включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, пределы допустимой погрешности средства измерений.

В акте результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием автоматического пункта весогабаритного контроля должна будет указываться информация о дате проверки соответствия мест установки оборудования автоматических пунктов весогабаритного контроля установленным требованиям. Также в таком акте указываются сведения о средстве измерений: тип, модель, заводской номер, владелец средства измерений, регистрационный номер утвержденного типа средства измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, сведения о результатах поверки средства измерений (номер, дата, срок действия поверки), включенные в указанный Федеральный фонд, пределы допустимой погрешности средства измерений.

На введенных в эксплуатацию автоматических пунктах весогабаритного контроля до 1 марта 2024 года допускается не устанавливать оборудование измерения нагрузок на оси транспортных средств до барьерного ограждения на период до капитального ремонта, реконструкции соответствующего участка автомобильной дороги, в случае невозможности установки такого оборудования в рамках работ по ремонту или содержанию участка автомобильной дороги.

Установлен порядок проверки соответствия мест установки оборудования АПВГК.

(Приказ Минтранса России от 09.06.2023 N 208)

Вступают в силу изменения в Закон об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (01.03.2024)

Вводятся понятия "региональный комплексный план транспортного обслуживания населения" и "региональный стандарт транспортного обслуживания населения".

Под региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, определяющий приоритеты, цели и задачи транспортного обслуживания населения субъекта РФ при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования, мероприятия, обеспечивающие достижение целевых показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения, сроки реализации этих мероприятий, а также устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Под региональным стандартом транспортного обслуживания населения понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, устанавливающий перечень и целевые значения показателей, характеризующих доступность, безопасность и комфортность для населения субъекта РФ регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования. Региональный стандарт транспортного обслуживания населения не относится к документам по стандартизации.

Методика формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2023 N 1983. Требования к региональному стандарту транспортного обслуживания населения установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2023 N 2086.

(Федеральный закон от 21.11.2022 N 459-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 24.11.2023 N 1983 и от 08.12.2023 N 2086)

Внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (01.03.2024)

В предмет надзора включено соблюдение обязательных требований к порядку, срокам и способам размещения владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.

В число объектов надзора включена деятельность по размещению владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Такая деятельность отнесена к группе тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований "Б".

К группе вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований "3" отнесены объекты надзора, в отношении которых вступили в законную силу в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, 15 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания за нарушение порядка размещения информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.

(Постановление Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)

Вводится административная ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов и порядка ее эксплуатации (01.03.2024)

Ответственность будет наступать за:

- нарушение порядка, способов, сроков размещения информации в системе контроля, либо представление информации не в полном объеме, либо представление недостоверной информации лицом, являющимся владельцем автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения;

- нарушение оператором системы контроля порядка эксплуатации системы контроля.

Повышенная административная ответственность предусмотрена за повторное совершение указанных административных правонарушений.

Дела о таких административных правонарушениях будут рассматриваться должностными лицами Ространснадзора.

(Федеральный закон от 21.11.2022 N 464-ФЗ)

Вводятся типовые программы профессионального обучения по программам профессиональной подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин (01.03.2024)

(Приказ Минсельхоза России от 25.07.2022 N 465)

Определен Порядок выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин (01.03.2024)

Для получения свидетельства заявитель направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заявление на бумажном носителе или в форме электронного документа. Заявление направляется в уполномоченный орган по месту регистрации заявителя в налоговом органе.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем одним из следующих способов:

- на бумажном носителе - непосредственно заявителем (его представителем) или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

- в форме электронного документа (пакета электронных документов) - с использованием единого портала госуслуг без необходимости подачи такого заявления в иной форме.

Уполномоченный орган рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы в срок не более 5 рабочих дней со дня его регистрации. При отсутствии основания для отказа в выдаче свидетельства уполномоченный орган подготавливает свидетельство для выдачи его заявителю в срок не более 6 рабочих дней со дня регистрации заявления. Свидетельство является бессрочным.

Также установлены требования к оборудованию и оснащенности образовательного процесса в указанных организациях.

(Постановление Правительства РФ от 23.06.2022 N 1129; Приказ Минсельхоза России от 25.07.2022 N 466)

Вводятся Правила техобслуживания подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем, их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (01.03.2024)

Определен перечень работ по техобслуживанию в зависимости от максимальной взлетной массы воздушных судов и целей их использования.

Выполнение техобслуживания воздушных судов должно быть подтверждено записями в эксплуатационной документации.

Техобслуживание проводится по обращению эксплуатанта (владельца) беспилотной авиационной системы, ее элемента, воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта.

Организация по техобслуживанию после завершения установленных эксплуатационной документацией работ и проверки частей воздушного судна, в результате которых подтверждена их пригодность к установке на воздушное судно, оформляет талон годности части воздушного судна. Талон оформляется после завершения техобслуживания частей воздушного судна, не установленных на воздушном судне, и подписывается уполномоченным лицом.

Эксплуатант (владелец) обеспечивает предоставление в организацию по техобслуживанию эксплуатационной документации.

Организация по техобслуживанию по результатам выполненных работ по техобслуживанию воздушного судна выдает свидетельство о выполненном техобслуживании и вносит запись о проведении работ по техобслуживанию в эксплуатационную документацию.

Один экземпляр свидетельства о выполненном техобслуживании должен передаваться эксплуатанту (владельцу), второй экземпляр свидетельства должен храниться в организации по техобслуживанию в течение 1 года после дня его выдачи.

(Приказ Минтранса России от 11.04.2023 N 120)

Вступают в силу новые федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к юридическим лицам и ИП, осуществляющим техобслуживание беспилотных авиационных систем или их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (01.03.2024)

Документ, подтверждающий соответствие юридического лица, ИП требованиям Правил, (сертификат) выдается Росавиацией.

Организация должна предъявлять сертификат по требованию Росавиации.

Сертификат действует бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования его уполномоченным органом. В случае приостановления действия либо аннулирования сертификата владелец сертификата в течение 10 рабочих дней со дня приостановления его действия либо аннулирования должен вернуть сертификат в Росавиацию.

Заявление о выдаче сертификата, заявление о внесении изменений в сертификат, о внесении изменений в приложение к сертификату и прилагаемые к нему документы подаются юридическим лицом или ИП в Росавиацию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по адресу электронной почты.

Установлен порядок приостановления действия и аннулирования сертификата.

Приводится форма сертификата.

(Приказ Минтранса России от 31.03.2023 N 109)

Внесены изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (01.03.2024)

Уточняется, что запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве РФ для защиты важных государственных, особо важных, особо режимных, режимных, критически важных и потенциально опасных объектов, включая объекты ТЭК и объекты транспортной инфраструктуры, от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве. Запретные зоны устанавливаются Минтрансом России по представлению федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных в установлении таких зон, Госкорпорации "Роскосмос", Госкорпорации "Росатом" и высших должностных лиц субъектов РФ.

Конкретизирован порядок установления запретных зон, зон ограничения полетов (постоянных зон ограничения полетов, временных зарезервированных зон ограничения полетов), постоянных опасных зон и зон полетов беспилотных воздушных судов.

В случаях, когда технические возможности беспилотной авиационной системы, в состав которой входит беспилотное воздушное судно, не позволяют внешнему пилоту вести постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), безопасность полетов других воздушных судов обеспечивается посредством установления запрещения или ограничения использования воздушного пространства.

Указанное положение не применяется в следующих случаях:

- полет беспилотного воздушного судна выполняется в запретной зоне либо зоне ограничения полетов;

- полет беспилотного воздушного судна выполняется при авиационно-химических работах на высотах менее 30 метров от земной или водной поверхности на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км - от посадочных площадок.

Под зоной полетов беспилотных воздушных судов понимается часть воздушного пространства над населенным пунктом, предназначенная для полетов беспилотных воздушных судов на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности в целях удовлетворения потребностей граждан, общественных, спортивных и (или) образовательных организаций.

Зоны полетов беспилотных воздушных судов устанавливаются Минтрансом России по представлению высших исполнительных органов субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также органов местного самоуправления. Информация о зонах полетов беспилотных воздушных судов публикуется Росавиацией в Сборнике аэронавигационной информации РФ.

Расширяется перечень форм, в которых может быть представлен план использования воздушного пространства.

(Постановление Правительства РФ от 21.06.2023 N 1016)

Установлены временные обязательные требования при деятельности по перевозкам ж/д транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к таким грузам на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и перечень их грубых нарушений (01.03.2024)

(Приказ Минтранса России от 12.05.2023 N 165)

Актуализирован Порядок закрытия ж/д путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков (01.03.2024)

Заявление о закрытии ж/д пути можно будет подать в форме электронного документа посредством официального сайта Минтранса России либо посредством единого портала госуслуг или по адресу электронной почты в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Минтранса России.

Сокращены сроки административных процедур в рамках рассмотрения заявления.

(Приказ Минтранса России от 30.05.2023 N 198)

Обновлены Правила государственной регистрации судов (01.03.2024)

В частности, установлено, что заявления на государственную регистрацию и прилагаемые к ним документы представляются правообладателем в администрацию бассейна внутренних водных путей по выбору правообладателя:

- в форме документов на бумажном носителе при личном обращении или посредством почтового отправления;

- в форме электронных документов или электронных образов документов посредством единого портала госуслуг или электронной почты.

Заявления, подаваемые с использованием единого портала госуслуг, могут быть поданы правообладателем, прошедшим процедуру регистрации и авторизации с использованием ЕСИА.

Государственная регистрация в реестрах судов осуществляется в течение 10 рабочих дней, а в случае поступления заявления и документов в электронной форме - в течение 6 рабочих дней.

Правообладатель вправе получить свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ самостоятельно в администрации бассейна внутренних водных путей либо обратиться в администрацию бассейна внутренних водных путей с просьбой направить свидетельство по указанному правообладателем адресу почтовым отправлением. В отношении маломерного, за исключением маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, или прогулочного судна вместо свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ администрация бассейна внутренних водных путей должна выдать судовой билет.

(Приказ Минтранса России от 19.05.2023 N 179)

Обновлены Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов (01.03.2024)

Новый Порядок предусматривает возможность подачи заявления о государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов через единый портал госуслуг.

Суда регистрируются в реестрах судов в течение 6 рабочих дней со дня приема капитаном морского порта заявления и прилагаемых к нему документов.

(Приказ Минтранса России от 07.06.2023 N 205)

Капитан морского порта будет вести личный прием граждан и представителей организаций (01.03.2024)

Записаться на прием можно будет через единый портал госуслуг.

(Приказ Минтранса России от 09.11.2022 N 447)

Определены правила подтверждения отсутствия возможности удаления затонувшего имущества (01.03.2024)

Отсутствие возможности удаления затонувшего имущества по обращению собственника такого имущества Росморречфлотом подтверждается в случае, если указанное имущество расположено таким образом, что расстояние между его наивысшей точкой и водной поверхностью превышает 21 метр при наинизшем возможном уровне воды.

В этом случае заявитель вправе обратиться в Росморречфлот с заявлением о подтверждении отсутствия возможности удаления затонувшего имущества, оформленным в произвольной форме.

Заявление и документы направляются в электронном виде на адрес электронной почты, размещенный на сайте Росморречфлота, либо на бумажном носителе посредством почтового отправления или лично.

Росморречфлот в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления и документов оценивает их и принимает одно из следующих решений:

- решение о подтверждении отсутствия возможности удаления затонувшего имущества;

- решение об отказе в подтверждении отсутствия возможности удаления затонувшего имущества.

(Постановление Правительства РФ от 24.06.2023 N 1028)

Грузы повышенной опасности будут допущены к перевозке транспортными средствами внутреннего водного или ж/д транспорта при наличии направленного в Ространснадзор или его территориальный орган уведомления о планируемой перевозке (01.03.2024)

Исключение составляет перевозка, предназначенная для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд.

Уведомление направляется субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком в форме электронного документа (сообщения) не позднее одного часа с момента оформления соответственно транспортной накладной, транспортной ж/д накладной с использованием ЕГИС ОТБ.

(Федеральный закон от 28.02.2023 N 53-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 01.08.2023 N 1251, от 12.08.2023 N 1325 и N 1330)