постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2023 г. N 2241
1. Подраздел "Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации" изложить в следующей редакции:
"Оценка текущего состояния соответствующей сферы
социально-экономического развития Российской Федерации
или обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации
Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью современных управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с влиянием беспрецедентных экономических санкций со стороны коллективного Запада и Соединенных Штатов Америки, сохранением тенденции к снижению инвестиционной активности, а также с масштабным оттоком капитала, оказало непосредственное влияние на российский сектор информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем под влиянием внешнеэкономических факторов 2022 год стал важным этапом технологического развития страны. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделялось повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке российского сектора информационно-коммуникационных технологий и его основных сегментов, медиаотрасли. Продолжилась работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи и телекоммуникаций, информационной безопасности, импортозамещению, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления и перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, а также по кадровому обеспечению отрасли информационных технологий.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2022 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1,81 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 2,8 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики). В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 45 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2022 году оценивается в 598,8 млрд. рублей, из них 76,6 процента (459 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2022 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86,1 процента (плановое значение - 80 процентов).
В 2023 - 2026 годах операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационных технологий в Российской Федерации поступательно увеличивались. По результатам анализа официальных данных Федеральной службы государственной статистики за 10 лет удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны вырос в 2,5 раза (с 0,54 процента в 2012 году до 1,35 процента в 2022 году). В частности, за 2022 год прирост доли отрасли в валовом внутреннем продукте составил 0,09 процентного пункта. Валовая добавленная стоимость отрасли информационных технологий возросла с 319 млрд. рублей в 2012 году до 1898 млрд. рублей в 2022 году. По итогам 2022 года на фоне общего падения реального валового внутреннего продукта страны рост валовой добавленной стоимости отрасли информационных технологий составил 5,9 процента по сравнению с 2021 годом (в постоянных ценах). При этом рост отрасли информационных технологий опережал динамику валового внутреннего продукта за рассматриваемый период в среднем на 10 процентных пунктов.
Объем реализации собственных продуктов и услуг отрасли информационных технологий (по полному кругу организаций, включая малые) в 2022 году достиг значения 2881 млрд. рублей (или 117,2 процента к 2021 году).
В 2017 году Российская Федерация стала чистым экспортером компьютерных услуг. Согласно официальным данным Центрального банка Российской Федерации по объему экспорта услуг (статистика внешнего сектора) объем экспорта в долларовом выражении стабильно рос до 2021 года со средним темпом 17 процентов в год и в 2021 году достиг 6,35 млрд. долларов. В 2022 году ввиду усложнения взаимодействия с зарубежными заказчиками, а также релокации некоторых экспортно ориентированных компаний произошел спад экспорта компьютерных услуг на 19,6 процента и его объем по итогам 2022 года составил 5,11 млрд. долларов.
Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте.
В целях обеспечения устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности реализуются задачи, направленные на создание уникальной инфраструктуры (доверенной среды) разработки информационно-коммуникационных технологий, которая позволит объединить отечественных разработчиков и производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе в области информационной безопасности. Продолжится работа по созданию эффективной системы защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности.
Одними из ключевых факторов развития информационного общества в Российской Федерации являются доступность и качество контента в современном информационном пространстве.
С целью обеспечения доступного и качественного контента в информационном пространстве Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется ряд приоритетных задач в медиаотрасли (телерадиовещание, печатные средства массовой информации, книгоиздание и сеть "Интернет").
Текущее состояние медиаотрасли характеризуется в том числе достижением показателя "Уровень доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество". По итогам 2022 года значение указанного показателя составило 113,4 процента за счет увеличения количества поддержанных социально значимых проектов в медиаотрасли по приоритетным направлениям государственной политики.
В 2022 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечило на конкурсной основе предоставление 115 организациям государственной поддержки, связанной с реализацией 225 социально значимых проектов, в том числе 128 проектов из 30 регионов Российской Федерации.
Актуальными трендами и проблемами медиаотрасли являются:
смещение интереса аудитории в сторону социальных сетей, что является одним из серьезных вызовов для профессиональных средств массовой информации;
повышенное внимание медийной аудитории к новостному контенту, учитывая реалии мировой геополитики;
введение рядом стран ограничительных мер в отношении новостных источников, представляющих интересы Российской Федерации.
Вместе с тем российскими вещателями и информационными агентствами обеспечивается предоставление информации, способствующей формированию объективного образа Российской Федерации за рубежом и развитию свободы массовой информации. В целях минимизации последствий внешнего санкционного давления предприняты дополнительные меры по поддержке средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.
Потенциал развития медиаотрасли на сегодняшний день не ограничен, учитывая перспективы применения в медиаиндустрии искусственного интеллекта.".
2. В подразделе "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере":
а) абзац двадцать пятый после слов "создание благоприятной среды для развития и внедрения отечественных доверенных решений" дополнить словами ", построенных с применением российских криптографических механизмов,";
б) после абзаца двадцать пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"развитие перспективных высокотехнологичных направлений в сфере информационных технологий, в том числе использующих российские криптографические механизмы;".
3. В подразделе "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Российской Федерации":
а) абзац третий признать утратившим силу;
б) в абзаце двадцать пятом слова "в сфере информационных технологий" исключить.
4. В подразделе "Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации":
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Мероприятия Программы реализуются на территориях Северо-Кавказского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации, Калининградской области, Республики Крым и г. Севастополя. Одними из инструментов решения задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются предусмотренные Программой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по поддержке региональных проектов в области информационных технологий. С учетом динамики развития информационного общества каждые 3 года определяются актуальные направления региональных проектов, поддерживаемых в рамках указанных субсидий.";
б) абзац второй признать утратившим силу.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей