1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного надзора в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2021, N 24, ст. 4188; 2023, N 16, ст. 2768.

МЧС России и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее - обязательные требования).

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 <2>, с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400; 2021, N 49, ст. 8295; 2023, N 35, ст. 6650.

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

деятельность государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) к категории значительного риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

г) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте "в", при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае отсутствия составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований.

По состоянию на 30 сентября 2023 г. к категории высокого риска отнесено 2294 объекта надзора, к категории значительного риска - 5103 объекта, к категории среднего риска - 1277 объектов, к категории низкого риска - 173 объекта.

Данные за 9 месяцев 2022 года и 9 месяцев 2023 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по форме 30-ГОЧС приказа МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России" соответственно, приведены ниже.

Надзорными органами МЧС России в плановом периоде 2023 года в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций запланировано 1011 контрольных (надзорных) мероприятий (в плановом периоде 2022 г. - 400, увеличение на 152,75%).

Всего за 9 месяцев 2023 года проведено 671 контрольное (надзорное) мероприятие (9 месяцев 2022 г. (далее - АППГ) - 456, увеличение на 47,1%), из них:

а) 638 - плановых (АППГ - 360, увеличение на 77,2%);

б) 33 - внеплановых (АППГ - 96, уменьшение на 65,6%).

Все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 96, уменьшение на 65,6%).

В ходе проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 741 нарушение обязательных требований (АППГ - 422, увеличение на 75,5%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий вручено 187 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 104, увеличение на 79,8%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 82,11% (АППГ - 77,86%, увеличение на 4,25%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 183 протокола об административных правонарушениях (АППГ - 104, увеличение на 75,9%), из них на должностных лиц 115 (АППГ - 62, увеличение на 85,4%) и на юридических лиц 69 (АППГ - 42, увеличение на 64,2%), в том числе по статье 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 177 протоколов (АППГ - 74, увеличение на 139,1%), по статье 19.5 КоАП РФ - 5 протоколов (АППГ - 30, уменьшение на 83,3%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 84 лица (АППГ - 76, уменьшение на 10,5%), из них должностных - 55 лиц (АППГ - 38, увеличение на 44,7%) и юридических - 29 лиц (АППГ - 35, уменьшение на 17,1%), в том числе по статье 20.6 КоАП РФ - 81 лицо (АППГ - 56, увеличение на 44,6%), по статье 19.5 КоАП РФ - 3 лица (АППГ - 21, уменьшение на 85,7%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 2312,03 тыс. руб. (АППГ - 1597,301 тыс. руб., увеличение на 44,7%).